Евге́ний Алекса́ндрович Бобро́в
(
24 января
[
5 февраля
]
1867
,
Рига
—
12 марта
1933
,
Ростов-на-Дону
) — русский религиозный философ, историк философии и литературы, педагог. Ученик
Густава Тейхмюллера
, представитель
Юрьевской философской школы
. Свою философскую доктрину называл «критическим индивидуализмом».
Биография
Происходил из семьи, несколько поколений которой были потомственными иконописцами
. Его отец стал землемером.
Окончил с золотой медалью
Екатеринбургскую
гимназию, затем учился в
Казанском
, а потом (с 1885) в
Дерптском университете
, который закончил по философскому и историко-филологическому отделениям. В Дерптском университете слушал лекции профессора
Г. Тейхмюллера
, ставшего его главным учителем; собственное учение Боброва представляет собой лишь развитие его идей
. В
1889 году
Бобров под руководством
П. А. Висковатова
защитил диссертацию на степень кандидата русской словесности о творчестве
Д. В. Веневитинова
; в
1890 году
стал кандидатом философии за диссертацию «Beitrage zur personalistischen Gezellshaftslehre/ Speculative Forlesungen» («К персоналистическомуучению об обществе. Спекулятивное прочтение») и членом
Московского психологического общества
.
С
1893 года
он был
доцентом
по кафедре философии
Юрьевского университета
, защитив диссертацию «Искусство и нравственность»; в 1895 защитил магистерскую диссертацию «Отношение искусства к науке и нравственности», получив ещё и место преподавателя на кафедре всеобщей литературы
. С
1896 года
был профессором философии в
Казанском
, а с
1903
— в
Варшавском университете
. В
1915 году
, в ходе эвакуации Варшавского университета, переселился в
Ростов-на-Дону
; с
1917 года
был заслуженным профессором философии в
Донском
, а затем Северо-Кавказском университете. Скончался от сердечной недостаточности в Ростове-на-Дону 12 марта
1933
года.
Учение
Философское учение Боброва наиболее подробно изложено в его трудах «О самосознании» (1898), «О понятии бытия» (1898), «Из истории критического индивидуализма» (1898) и в фундаментальном труде «Бытие индивидуальное и бытие координальное» (1900)
.
В своём учении Бобров исходил из представления о философии как
критическом мышлении
. С древнейших времён целью философии было преодоление
наивного мировоззрения
, приписывающего подлинную реальность чувственному миру. В этой связи уже античные философы выработали два различных учения:
материализм
, видящий подлинную реальность в
атомах
, и
идеализм
(универсализм), видящий её в общих понятиях или
идеях
(
универсалиях
)
. Однако на верный путь философия вступила только в эпоху
Декарта
, впервые указавшего на
самосознание
мыслящего «я», как на источник достоверного знания. Декарт был основателем третьего, истинного направления в философии, которое Бобров назвал «критическим индивидуализмом». По мнению Декарта, можно сомневаться во всех вещах, но нельзя усомниться в существовании самого мыслящего «я», сомневающегося и сознающего факт своих сомнений. Таким образом, бытие нашего «я» есть первейшая и достовернейшая истина, которая не нуждается в доказательствах, ибо оно дано нам в непосредственном сознании
.
Из этой первой истины выводятся и другие. Так как мы знаем, что не являемся авторами всех состояний своей души, то должны признать и существование внешнего, транссубъективного мира, воздействующего на наше сознание. Этот внешний мир мы представляем по аналогии с нашим «я», перенося на него понятие о собственной душевной субстанции. Деятельности души, создающие представление о внешнем мире, суть
аналогия
, проецирование и субстанцирование. Внешний мир есть
феномен
или призрак, за которым, как за символом, скрываются действительные существа, взаимодействующие с нашей душой. Существа, составляющие мир, суть индивиды, поэтому и учение Боброва называется индивидуализмом
. Ошибка других философских систем состоит в том, что они отрицают подлинную реальность за индивидуальным человеческим «я». Так, материализм отождествляет «я» с телом, состоящим из множества атомов,
позитивизм
сводит его к последовательности душевных явлений, а
кантовский критицизм
приписывает реальность не индивидуальному «я», а некоему «
трансцендентальному
сознанию». Между тем подлинно сущим является именно индивидуальное, эмпирическое «я», данное нам в элементарном самосознании
.
В учении о
бытии
Бобров развивал идеи Тейхмюллера о трёх родах бытия. Три рода бытия суть: бытие идейное, бытие реальное, или действительное, и бытие субстанциональное. Идейное бытие принадлежит содержаниям нашего сознания, реальное — актам этого сознания, а субстанциональное — самому сознанию, или нашему «я», связывающему воедино свои акты и их содержания. Все три рода бытия даны нам в непосредственном сознании; но главным из них и основой двух других является бытие субстанциональное
. К этим трём родам бытия Бобров добавил четвёртый — бытие соотносительное, или координальное.
есть закон, господствующий в мире, в душе и в мысли. Космическая координация связывает между собой отдельные существа, психическая — отдельные акты души, а логическая — отдельные элементы сознания. Без координации нет ни мысли, ни личности, ни вселенной. Координация несводима ни к одному из трёх родов бытия, следовательно, она составляет особый, четвёртый род, который связывает три другие воедино
.
Библиография
Список трудов
Е. А. Бобров оставил множество работ, общим числом более 300 (включая статьи). Среди них:
-
Г. Тейхмюллер // Русские ведомости. 1888. № 137.
-
Значение русской народной поэзии // Рижские вести. 1892. № 2, 3.
-
Гофман // Рижские вести. 1893. № 2, 3.
-
// Вопросы философии и психологии. 1893. Кн. 20.
-
Юрьев, 1894.
-
Юрьев, 1895.
-
Новая реконструкция монадологии Лейбница. Юрьев, 1896.
-
Юрьев, 1897.
-
Казань, 1898.
-
Казань, 1898.
-
О самосознании. Казань, 1898.
-
Краткий отчёт о занятиях во время учёной командировки летом 1897 г. Казань, 1898.
-
Краткий отчёт о занятиях во время учёной командировки летом 1898 г. Казань, 1899.
-
Т. 1—2. Казань, 1898.
-
Казань, 1899—1903.
-
Рецензия на «Своё Слово» А. А. Козлова. Казань, 1899.
-
Юрьев, 1900.
-
Юрьев, 1900.
-
Юрьев, 1900.
-
Философский элемент в сочинениях В. Г. Белинского. Отзыв о рукоп. соч. Казань, 1900.
-
Казань, 1900—1903. Т. 1—4.
-
Рецензия на рукоп. соч. «Переписка с де Боссом как материал для характеристики философии Лейбница». Казань, 1901.
-
Казань, 1903.
-
Полежаев как переводчик // Русские филологические вести. Варшава, 1903. Т. 10.
-
А. А. Фукс и казанские литераторы 30-40-х годов // Русская старина. — 1904. — Июнь. — Т. 18. — С. 5—35.
-
А. А. Фукс и казанские литераторы 30-40-х годов // Русская старина. — 1904. — Июль. — Т. 19. — С. 5—35.
-
Борис Иванович Ордынский. Варшава, 1904.
-
Из истории жизни и поэзии А. И. Полежаева. Варшава, 1904.
-
// Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. Вып. 4. — СПб., 1904.
-
К столетней годовщине смерти Иммануила Канта. Варшава, 1904.
-
А. Пушкин в Казани. СПб., 1905.
-
К биографии Гавриила Петровича Каменева. Варшава, 1905.
-
К столетней годовщине рождения поэта А. И. Полежаева. Варшава, 1905.
-
Материалы к биографии М. Ф. Поссельта. Варшава, 1905.
-
Варшава, 1905.
-
Мелочи из истории русской литературы. Варшава, 1905. Вып. 1—6.
-
А. С. Пушкин в Казани // Пушкин и его современники. Материалы и исследования. — СПб., 1906. — Т. 1, вып. 3. — С. 23—67.
-
О байронизме А. И. Полежаева. Варшава, 1906.
-
Логика Аристотеля. Варшава, 1906.
-
СПб., 1906.
-
Дела и люди. Сборник статей. Юрьев, 1907.
-
Из истории русской литературы XVIII и XIX столетий. Т. 1—2. СПб., 1907—10.
-
Заметки по истории русской литературы и просвещения. Юрьев, 1908.
-
Полемика М. Г. Павлова с братьями Полевыми // Сборник учёно-литературного общества при Юрьевском университете. Т. 13. Юрьев, 1908.
-
Из нашей литературной и культурной старины. Варшава, 1909.
-
Из истории русской литературы и просвещения в XIX столетии. Варшава, 1909.
-
Жизнь и поэзия Павла Петровича Шкляревского. Юрьев, 1909.
-
Из истории древнегреческой педагогики. Юрьев, 1910.
-
Положение науки психологии в XVII столетии. Юрьев, 1910.
-
Юрьев, 1910.
-
Из лекций по педагогической психологии. Варшава, 1910—1911.
-
Из истории новой педагогики. Юрьев, 1911.
-
Философские этюды. Варшава, 1911. Вып. 1—4.
-
Варшава, 1911.
-
Из истории новой педагогики. Юрьев, 1911.
-
Генетическая логика. Юрьев, 1912.
-
Из лекций по педагогической психологии. Историческое введение в курс. Варшава, 1912.
-
Из истории русской литературы и просвещения в XIX столетии. Варшава, 1912.
-
Историческое введение в логику. Варшава, 1913.
-
СПб.; Варшава, 1913.
-
Заметки по истории русской литературы, просвещения и культуры. Варшава, 1913.
-
Этюды об А. И. Полежаеве. Варшава, 1913.
-
Из истории древней философии // Известия Варшавского университета. Кн. 4. 1914.
-
Варшава, 1914.
-
История древней философии. Литогр. издание. Варшава, 1915.
-
История новой философии. Варшава, 1915.
-
Витебск, 1916.
-
Историческое введение в психологию. Ростов-на-Дону, 1916.
-
История новой философии. Ростов-на-Дону, 1916.
-
Пушкиниана. Ростов-на-Дону, 1919.
Примечания
-
Венгеров С. А.
Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. Т. IV., Отд. I. 1 СПб., 1895. — С. 55.
-
↑
Ивлева М. И.
от 3 февраля 2012 на
Wayback Machine
// История философии: РАН, Ин-т философии. — М., 1997. — № 4, 1999. — С. 199—206.
-
Хулапова А. А.
Историко-психологические особенности теории критического индивидуализма Е. А. Боброва // Диссертация … канд. психол. наук. — Ростов на Дону: ЮФУ, 2011.
-
↑
Бобров Е. А.
от 12 марта 2014 на
Wayback Machine
. — Юрьев, тип. Германа, 1900.
-
Бобров Е. А.
от 12 марта 2014 на
Wayback Machine
. — Юрьев, тип. Германа, 1900.
-
Бобров Е. А.
от 12 марта 2014 на
Wayback Machine
. — Юрьев, тип. Германа, 1900.
Литература
-
А. И. Абрамов.
//
Новая философская энциклопедия
:
в 4 т.
/ пред. науч.-ред. совета
В. С. Стёпин
. — 2-е изд., испр. и доп. —
М.
:
Мысль
, 2010. — 2816 с.
-
//
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). —
СПб.
, 1890—1907.
-
Ерофеева А. Н.
// Сборник, посвященный памяти профессора Валерия Николаевича Коновалова (1938—1998) / Составители: доцент Л. Я. Воронова (редактор), доцент В. Н. Крылов. — Казань, Казанский государственный университет, 2003. — C. 136—140.
-
Ерофеева А. Н.
// Материалы международной научной конференции, посвященной 260-летию со дня рождения поэта и 200-летию со дня основания Казанского университета (10-12 ноября 2003 г.) / Редакционная коллегия: Л. Я. Воронова, К. Р. Галиуллин, А. Н. Пашкуров; составитель: А. Н. Пашкуров. — Казань, 2003. — С. 87-89.
-
Прасолов М. А.
Субъект и сущее в русском метафизическом персонализме. — СПб.: Астерион, 2007. — 354 с.
-
Ивлева М. И.
// История философии: РАН, Ин-т философии. — М., 1997. — N 4, 1999. — С. 199—206.
Ссылки
-
Смирнов В.
// Научно-культурологический журнал, № 2 [258] от 25.01.2013.
-
// Зональная научная библиотека им. Ю. А. Жданова.
-
// Российские философские журналы XIX — начала XX века.
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|