Гизе, Гарри
- 1 year ago
- 0
- 0
Мариэ́тта Эрне́стовна Гизе (13 (26) июня 1914 — 16 марта 2011 ) — российский историк искусства , доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица , автор книг и статей .
Мариэтта Эрнестовна Гизе родилась 13 (26) июня 1914 года в Санкт-Петербурге , в семье известного врача-невропатолога Эрнеста Августовича Гизе . В 1938 году окончила архитектурный факультет Государственного Института Живописи Скульптуры и Архитектуры Всероссийской Академии художеств по специальности архитектор-художник.
Первую блокадную зиму 1941–1942 года провела в Ленинграде. С апреля 1942 года работала тригонометристом в вычислительном отделе Государственного оптического института , затем вместе с бо́льшей частью сотрудников ГОИ была эвакуирована в город Йошкар-Ола . В 1945 году после возвращения из эвакуации поступила на работу в архитектурную мастерскую № 13 Ленпроекта , которую возглавлял действительный член Академии архитектуры СССР А. С. Никольский .
В 1948 году Мариэтта Эрнестовна получила предложение перейти на преподавательскую работу в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной , в общей сложности более 50 лет. Сначала на кафедре графики, затем на кафедре истории искусств и культурологии, где в должности профессора работала практически до конца жизни. Подготовила и вела курсы по всеобщей истории искусства, истории орнамента, истории архитектуры, истории дизайна. М. Э. Гизе работала вместе с известными деятелями искусства, в числе которых: О. Л. Лялин , Л. Н. Линдрот , В. А. Кирхоглани , П. Е. Корнилов , М. А. Шепилевский , И. А. Вакс и В. С. Васильковский . В качестве педагога М. Э. Гизе запомнили и с благодарностью вспоминают студенты нескольких поколений. Её ученики работают во многих городах России, во Франции и Израиле. Некоторое время М. Э. Гизе работала в Музее истории Санкт-Петербурга , где занималась формированием фонда архитектурной графики).
В 1951 году М. Э. Гизе на заседании ученого совета Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата архитектуры по теме «Архитектурные принципы искусственного освещения города». В качестве приложения к диссертации автором был выполнен проект точечного освещения Невского проспекта со световым выявлением наиболее значительных архитектурных памятников . 1960–1970 годы можно считать началом исследований М. Э. Гизе, посвященных взаимосвязи художественной и технической культуры России в XVIII – начале XX вв. Предметом её исследования становится художественное творчество в проектировании инструментов, приборов, машин и станков в его связях с научными и техническими достижениями своего времени.
В 1997 году, в возрасте 83-х лет, защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения по теме «Зарождение и развитие художественного конструирования в России XVIII – начале ХХ вв» . Сбор материалов по истории российского художественного конструирования Мариэтта Эрнестовна считала главным увлечением в своей жизни; результатом этой работы стала книга «Очерки истории художественного конструирования в России XVIII — начале ХХ вв» под редакцией В. Р. Аронова. Это исследование, выпущенное в 2008 году, было удостоено «Знаком соответствия» Всемирного клуба петербуржцев с занесением в «Белую книгу» .
Член трех творческих союзов – Союза архитекторов России, Союза художников России и Союза дизайнеров России. Награждена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», почетным знаком «За заслуги в развитии дизайна».
Член Всемирного клуба петербуржцев с 2008 года .
Мариэтта Эрнестовна Гизе один из первых историков художественно–технической культуры России, автор более 40 научных работ. Основной сферой её научной деятельности являлось исследование взаимосвязи художественного и технического творчества. В её работах Формы проявления эстетической составляющей технического творчества рассматриваются на историческом материале российской техники XVIII — начале XX веков – периода зарождения и расцвета мануфактур, а затем и становления крупной машинной индустрии. Этот период получил название протодизайн .
Развитие художественных начал в российской технике рассматривается во взаимосвязи с народным творчеством, декоративно-прикладным искусством и характером архитектуры. Предметом изучения становятся работы русских механиков-самоучек, уникальные приборы и инструменты, производство машин и станков, промышленные выставки и музеи. Исследования М. Э. Гизе базируются на большом фактическом материале, том числе, на ранее неизвестных архивных материалах из собраний Вологды, Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Иркутска.
Погружение в историю художественно – технической культуры России XVIII — начале XX веков повлекло за собой и интерес к русским мастерам того времени. Внимания заслуживают биографические очерки, посвященные творчеству русских изобретателей и общественных деятелей А. К. Нартова и его сына А. А. Нартова, и материалы по истории художественно-технического образования заводских и технических кадров в России XVIII–XIX веков.
Наиболее полно исследования М. Э. Гизе представлены в книге «Очерки истории художественного конструирования в России XVIII — начале ХХ вв» под редакцией В. Р. Аронова. Материалы её научных исследований послужили основой создания программы специального курса «Протодизайн в России. Выдающиеся мастера и мастерские XVIII - начала XX века»; программы дисциплины «История дизайна, науки и техники».
Педагогическая и научная деятельность М. Э. Гизе отмечена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» и почетным знаком «За заслуги в развитии дизайна».
Муж — инженер-конструктор Николай Николаевич Косниковский . Сын — дизайнер Сергей Николаевич Косниковский (07.06.1947—23.11.2014)