Царёв, Виктор Григорьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ви́ктор Григо́рьевич Арсла́нов (род. 3 марта 1947 года) — доктор искусствоведения, профессор (1995); ведущий научный сотрудник НИИ Российской Академии Художеств .
В 1971 г. окончил историко-филологический факультет Ивановского государственного педагогического института , затем — аспирантуру при кафедре философии того же института.
С 1974 г. преподавал в Ивановском государственном университете (ассистент, старший преподаватель кафедры философии).
С 1978 г. живёт в Москве. Работал старшим научным сотрудником, ведущим научным сотрудником , заведующим отделом теории Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР.
В 1995 г. присвоено звание профессора по кафедре истории и теории искусства.
В 2008 г. в числе многих учёных подписал открытое письмо Президенту России против преподавания в школах «Основ православной культуры».
В 1976 году защитил кандидатскую (на Ученом совете Института социологии АН СССР), в 1991 году — докторскую диссертацию (на Ученом совете РАХ).
Автор научных работ и публицистических статей, опубликованных в журналах «Вопросы философии», «Вопросы литературы», «Новое литературное обозрение», «Искусство», «Декоративное искусство СССР», «Искусствознание», «Художник», «Октябрь», «Экономические науки», «Век XX и мир» и др., а также в Венгрии, Германии и Китае (в 2017 г. переведена на китайский яз. и издана в Шанхае книга «Миф о смерти искусства»).
В период перестройки и позднее с демократических позиций критиковал либеральные экономические реформы (статьи в журналах «Век ХХ и мир» /1989, №1/, «Октябрь» /1990, №12 /, «Экономические науки» /1991, №1-2/, в «Независимой газете» /после 1991 г./, выступления на радиостанции «Свобода» ), доказывая, что они прокладывают дорогу «бандитскому капитализму».
Ученик М.А. Лифшица , с которым познакомился в 1968 году. С 1978 г. работал в секторе истории эстетических учений НИИ Академии художеств СССР, возглавляемом Лифшицем. После кончины Лифшица (1983 г.) и затем после смерти его вдовы Л.Я. Рейнгардт (1994 г.) работал над материалами обширного философского архива Мих. Лифшица, в результате чего были составлены и опубликованы книги Лифшица: «Диалог с Э. Ильенковым» (2003), «Что такое классика?» (2004), «Почему я не модернист?» (2009), «Надоело. В защиту обыкновенного марксизма» (2012), «Проблема Достоевского (Разговор с чертом)» (2013) и др. (всего к настоящему времени – 12 книг). В 2010 под ред. Арсланова В.Г. Институт философии РАН издал книгу о Лифшице: «М.А. Лифшиц». – М.: РОССПЭН, 2010.
Ведет философский семинар «Архив Мих. Лифшица» при Архиве РАН.
В области философии отстаивает идеи онтогносеологии Мих. Лифшица, полемизируя с неокантианством и неомарксизмом (в том числе с неомарксизмом тех последователей Э.В. Ильенкова, которые, по мнению Арсланова, исказили идеи своего учителя [статья «Что понимал Э.В. Ильенков и чего не понимают его ученики-неомарксисты?»// Марксизм. Альтернативы XXI века. М., 2009, с. 31-74]). Выступает в защиту «высокого реализма» и классики, против «интегрального модернизма» наших дней как ложного бунта, который по своему объективному смыслу, вопреки личным намерениям бунтующих, способствует укреплению репрессивных режимов во всем мире и черносотенной реакции в культуре и искусстве.
Источник —