Волков, Александр Александрович (бывший епископ)
- 1 year ago
- 0
- 0
Валерий Алекса́ндрович Во́лков ( 1 мая 1928 , Фергана , Узбекистан — 6 апреля 2020 , Москва ) — советский и российский художник, искусствовед, художественный критик и педагог.
Валерий Александрович Волков родился в Фергане в 1928 году. Отец — Александр Николаевич Волков , народный художник Узбекистана, преподаватель Ташкентского художественного училища. Мать — Елена Семеновна Волкова (урожд. Мельникова), школьный преподаватель. Детство Волкова пришлось на годы Великой Отечественной войны .
Посещал курсы повышения квалификации для молодых узбекских художников при Союзе художников Узбекистана в Ташкенте, где преподавал профессор Московского художественного института Михаил Федорович Шемякин . В 1944—1947 годах Валерий Александрович учился в Ташкентском художественном училище у отца. Параллельно он начал изучать историю искусств у профессора-востоковеда В. М. Зуммера , и в 1947 году был принят без экзамена на искусствоведческое отделение Среднеазиатского государственного университета в Ташкенте. Окончил его в 1952 году с дипломом искусствоведа. Изучение истории искусств в университете совмещал с занятиями живописью.
С 1949 года постоянный участник отечественных и международных выставок. С 1949 года член Союза художников Узбекистана. С 1956 года член Союза художников СССР .
В 1966 году дом Волкова в Ташкенте был разрушен землетрясением. Он с семьёй переехал жить в Москву .
В 1969 году состоялась первая персональная выставка в Москве, в Государственной библиотеке иностранной литературы , на которой были представлены произведения, созданные по следам впечатлений от поездки во Францию. Они вызвали серьёзные претензии со стороны руководства МОСХа с угрозой исключения художника из организации и запрета профессиональной деятельности. В защиту Волкова выступил коллекционер Г. Д. Костаки . После этого инцидента работы Волкова практически не выставлялись в СССР в течение 10 лет.
В 1996 году состоялась выставка «В поисках свободы…» в Третьяковской галерее , где были представлены переданные Волковым в дар галерее литографии художника-абстракциониста русского происхождения А. М. Ланского и живописные произведения самого Валерия Александровича. В каталоге выставки опубликованы воспоминания Волкова о знакомстве с А. М. Ланским .
С 1966 года Волков совершает частые творческие поездки в Узбекистан , Францию , Италию , Англию , Турцию , Египет , США .
В 1966 году, благодаря жене, Светлане Юрьевне Завадовской, специалисту по французской и итальянской литературе, состоялась первая поездка за рубеж — во Францию. В Париже он встретился с художником А. М. Ланским . Встреча состоялась благодаря рекомендательному письму, которое направила Ланскому Юлия Николаевна Рейтлингер , и в дальнейшем знакомство двух художников переросло в дружбу и переписку. Благодаря знакомству с Надей Леже , в эту же поездку Волков посещает Марка Шагала в его мастерской на юге Франции, неподалеку от Сан-Поль-де-Ванса . Позднее, уже в 1978 году, Валерий Волков написал портрет Шагала, а также оставил о нём воспоминания . Супруги также посетили замок в Провансе , рядом с Менербом , где жил и работал художник-абстракционист русского происхождения Никола де Сталь , к тому времени уже покойный . По впечатлениям от поездки Волков создал «французский» цикл работ. В 1988 году в течение трех месяцев Волков жил и работал в Египте . По завершении поездки в Советском культурном центре в Каире состоялась его персональная выставка. По впечатлениям от путешествия в Египет Волков создал серию произведений: «Большой Каир. Ночные арабески» (1988—1989), «Улица Каира» (1988), «Вечер в старом квартале Каира» (1989), «Пороги Нила» (1990), «Солнце Асуана» (1989).
На рубеже 1995—1996 годов состоялась трехмесячная поездка в США с выставками в Вашингтоне и Нью-Йорке .
В 2000 году поездка в Испанию — Волков посетил Мадрид , Наварру , Памплону . По впечатлениям от поездки была создана живописная работа «Наварра» (2000, собрание Нижнетагильского музея изобразительных искусств ).
На формирование Волкова как художника решающее влияние оказала личность отца, А. Н. Волкова . Через него Валерий воспринял традиции авангарда, классическое искусство и культуру Востока. В доме часто бывали ученики отца, входившие в творческую группу молодых художников «Бригада Волкова» — Н. Г. Карахан , А. Ф. Подковыров, П. Щеголев, У. Т. Тансыкбаев . Чувство цвета у Волкова-художника сформировалось под влиянием детских воспоминаний о ярком мире Средней Азии.
До 1960-х годов Волков работал в рамках фигуративной живописи. В начале 1960-х годов художник обращается к абстракции . Знаковой для этого периода стала картина «Красное пятно» 1963 года. Близкая по живописной манере к абстрактному экспрессионизму , в частности, к работам Никола де Сталя , картина была выполнена Волковым до его знакомства с работами этого мастера. «Мои цветовые принципы формировались в солнечной Азии. Там было написано „Красное пятно“, „Гранаты и солнце“ и многое другое» . Сейчас картина находится в собрании Государственной Третьяковской галереи .
Связи с зарубежными художниками и знакомство с современным западным искусством укрепили интерес Волкова к абстракции . Вернувшись из Франции в Москву в 1966 году, Волков создает такие полотна как «Калейдоскоп», «Париж», «Ницца». Абстрактное полотно «Калейдоскоп» написано на основе реальных впечатлений от Шартрского собора (приобретена в собрание галереи Грегори, США ). В зрелом творчестве Волкова переплелись принципы европейского абстрактного искусства и восточная культура с её контрастами и декоративностью.
Свои эксперименты в области абстракции сам Волков определил как «нефигуративный реализм» — «Realisme non-Figuratif» . Его абстрактная живопись основывалась на реальных зрительных впечатлениях автора. Этот принцип иллюстрируется историей возникновения картины «Ночной Неаполь», рассказанной женой художника:
Вечерело. Мы сошли с парохода и увидели ослепительно белую повозку. Итальянец, продавец арбузов, лампочкой осветил одну ярко-красную дольку, а на картине впоследствии возник бархат ночи, белизна повозки и сочное красное пятно арбуза. Так родилась абстрактная композиция.
— С.Ю. Завадовская. Валерий Александрович Волков: к 90-летию со дня рождения. «Судьбы скрещения…» // Золотая палитра. - 2017. - №1 (16). С. 32.
Как искусствовед, Волков имел широкие познания в мировом изобразительном искусстве, где также находил своих учителей. Обращение к творчеству Рембрандта проявилось в портретах и автопортретах Волкова 1970—1980-х годов, отличающихся «рембрандтовским» светом. Среди них — портрет жены «Женщина в зеленом» (1973—1978), о котором Ю.М. Лотман сказал, увидев его на выставке в Тарту в 1979 году: «Если бы художник XVIII века жил сегодня, то он бы написал именно так» .
Волков работал в технике многослойной живописи, делая на холсте широкие красочные подложки перед работой над более подробными оттенками. Свою манеру письма, заключавшуюся в столкновении контрастных цветов, нанесенных ударами кисти на холст, художник называл «ударной запечатленностью» .
Образы Востока и Средней Азии занимают главное место в творчестве Валерия Волкова. Гранат как восточный образ-символ постоянно появляется в его работах: «Гранаты и солнце» 1961 года, «Гранаты» 1973 года, и «Три граната» 2009 года. В начале 1960-х годов он обращается к темам из народной жизни Востока, создает цикл «канатоходцев»: пишет бродячих актёров, клоунов, канатоходцев — маскарабозов. В поездках по Средней Азии родилась серия картин «Восточные базары» .
Волков создал ряд автопортретов : «Автопортрет в ферганском халате» (1975), «Автопортрет в тюрбане» (1981), «Живописец» (1980—1981), «Автопортрет» (2002), автопортрет «Старый мастер» (2010) и многие другие. В этом частично проявился диалог с творчеством отца, А. Н. Волкова , так же оставившего серию автопортретов.
Важную роль в творчестве Волкова играет портретный жанр: «Портрет Александра Парниса с кошкой. Зеркало футуризма» (2008), серия портретов жены, С. Ю. Завадовской: «На даче» (1975), «Женщина в зеленом» (1973—1978), «Царица Мероэ» (2007).
В советское время творчество В. А. Волкова не получило признания на официальном уровне. Он не примыкал к магистральным течениям своего времени — соцреализму и неофициальному искусству, и был обособлен среди московских художников.
Вслед за отцом, который в 1930-е годы возглавлял «бригаду Волкова», Валерий Александрович возглавил «вторую бригаду Волкова», в которую вошли его младший брат, живописец и скульптор Александр, живописец Евгений Николаевич Кравченко и ташкентский скульптор Д. С. Рузыбаев . Вплоть до распада Советского Союза этим составом они ежегодно совершали поездки по Туркестану и Узбекистану.
На протяжении всей жизни Валерий Волков занимался сохранением творческого наследия своего отца и многое сделал для его изучения и популяризации. Вместе с братом, А. А. Волковым, проводил выставки отца, публиковал каталоги и поэтическое наследие А. Н. Волкова . В 1977 году в Москве, в Музее искусств народов Востока они организовали выставку «Восток и русское искусство. Конец XIX — начало XX века», которая впервые за долгое время представила широкой публике имя А. Н. Волкова.
Братья поддерживали деятельность искусствоведа И. В. Савицкого и приняли активное участие в создании коллекции Музея искусств в Нукусе , куда семья передала ряд работ А. Н. Волкова .
Валерий Волков — автор ряда статей и публикаций по вопросам искусства.
Оставил размышления о ремесле живописца и природе живописи в альбоме-дневнике художника под заголовком «REALISME NON-FIGURATIF», в котором он вспоминает так же о поездках во Францию и общении с французскими художниками (1960—1971, Ташкент-Париж-Москва. Альбом, фломастер, 27х20 см) .
1949 — выставка графических работ в Среднеазиатском университете.
1961 — первая персональная выставка в Ташкенте .
1969 — персональная выставка в Государственной библиотеке иностранной литературы , Москва .
1973 — групповая выставка «второй бригады» Волкова — В. А. Волкова, А. А. Волкова, Е. Н. Кравченко, Д. С. Рузыбаева в Государственном музее искусств в Нукусе ( Каракалпакская АССР ).
1974 — Персональная выставка и выступление «Размышления о живописи» в клубе живописцев МОСХа , Москва .
1979 — персональная выставка в Музее искусств в Тарту , Эстония.
1991 — выставка «Художники Волковы. Три поколения» в выставочном зале «Ковчег», Москва.
1992 — персональная выставка в галерее Грегори в Вашингтоне, США .
1994—1995 — групповая выставка «Династия Волковых» в галерее Грегори в Вашингтоне, США .
1995 — участие в групповой выставке «От ГУЛАГа до Гласности: нонконформисткое искусство из СССР» в , Нью-Джерси, США .
1996 — выставка «В поисках свободы…» (совместно с А. М. Ланским) в Третьяковской галерее , Москва.
2003 — персональная выставка к 75-летию в Историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим» , Истра. Персональная выставка «Художник и модель», Болгарский культурный центр, Москва.
2005 — Выставка «Творческая Династия Волковых» в «Галерее Мастеров», Москва
2008 — выставка «Встреча» (совместно с О. А. Соколовой) к 80-летию В. А. Волкова в Историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим» , Истра.
2012 — персональная (совместно с А. А. Волковым) выставка «Наследники русского востока», Государственный музей искусств народов Востока , Москва.
2018 — персональная выставка «Пантомима цвета» к 90-летию со дня рождения художника в Галерее современного искусства Art Story, Москва.
Работы В. А. Волкова находятся в собраниях ГТГ , Государственного музея искусства народов Востока , музея «Новый Иерусалим» , Нижнетагильского музея изобразительных искусств , Государственного музея искусств им И. В. Савицкого , Музее искусств Узбекистана , музеев Архангельска, Запорожья, Новокузнецка, Ферганы, Самарканда, галереи Грегори, в США, в частных коллекциях России, Франции, Италии, Англии, Египта, Канады, США, Австралии.