Interested Article - Петерсон-Бергер, Вильгельм

Ви́льгельм Пе́терсон-Бе́ргер ( швед. Wilhelm Peterson-Berger ; 27 февраля 1867 , , Вестерноррланд 3 декабря 1942 , Эстерсунд ) — шведский композитор и музыкальный критик.

Биография

Учился в гимназии в Умео и в Стокгольмской консерватории по классу органа ( 1886 1889 ), совершенствовался в Дрездене у Германа Кречмара (оркестровка). В 1890 1892 преподавал в Умео музыку и иностранные языки, затем вновь уехал в Дрезден, где также занимался преподавательской деятельностью ( 1892 1894 ). В 1895 году поселился в Стокгольме , стал музыкальным обозревателем газеты « Дагенс Нюхетер » и занимал эту должность практически без перерыва до 1930 года . Работал в Стокгольмской опере в качестве постановщика ( 1908 1910 ), в 1920 1921 совершил поездку в Италию . Последние годы жизни композитор провёл на своей вилле в Емтланде .

Творчество

Музыкальная критика

Петерсон-Бергер вёл активную музыкально-критическую деятельность, и в этом качестве пользовался большой популярностью. Крайне негативно относясь к показной виртуозности и сухому «академизму», он часто высмеивал эти явления в своих статьях в сатирическом духе, чем нажил себе немало врагов. В целом критические работы Петерсона-Бергера отмечены хорошим чувством стиля, глубиной понимания предмета.

Композиторская деятельность

В конце XIX века в печати появились собственные сочинения Петерсона-Бергера — фортепианный цикл «Фрёсёнские цветы» ( Frösöblomster ) и сборник песен «Шведская лирика» ( Svensk lyrik ), ставшие достаточно известными. Романтический стиль композитора сформировался под влиянием Эдварда Грига и Рихарда Вагнера . Вагнерианские эстетические взгляды Петерсона-Бергера ярко проявились в его операх , к которым он сам писал либретто. Среди оркестровых сочинений наиболее известна Третья симфония, проникнутая мистицизмом и использующая технику йойков — традиционных песнопений саамов . Лирическими мотивами отмечен Скрипичный концерт композитора, а также многочисленные фортепианные миниатюры и песни. Большое значение в творчестве Петерсона-Бергера имеют сочинения для хора — ещё обучаясь в школе, он часто пел в различных вокальных ансамблях и руководил ими, таким образом изучив все тонкости хорового исполнения. Перу композитора принадлежат несколько сотен хоровых произведений (как a capella, так и с оркестром).

Творчество композитора оказало большое влияние на развитие музыкальной культуры Швеции, ему посвящены многочисленные монографии шведских музыковедов . Под эгидой Королевской музыкальной академии в Стокгольме основано общество Петерсона-Бергера.

Основные сочинения

Оперы
Оркестровые сочинения
  • Пять симфоний ( 1903 1933 )
  • Восточный танец ( 1890 )
  • Романс для скрипки с оркестром d-moll ( 1915 )
  • Хорал и фуга на тему из оперы «Пророк Судного дня» ( 1915 )
  • «Весна», сюита ( 1917 )
  • Итальянская сюита ( 1922 )
  • Концерт для скрипки с оркестром fis-moll ( 1928 )
  • «Спящая красавица», сюита ( 1934 )
  • Переложения различных фортепианных пьес для духового оркестра и др.
Хоровые сочинения
  • Около 300 произведений для хора a capella и хора в сопровождении оркестра, на слова разных поэтов и собственные
  • Около 20 произведений для мужского вокального квартета на слова разных поэтов
Камерные вокальные сочинения
  • «Шведская лирика» для голоса и фортепиано, в двух сериях (13 тетрадей) на слова шведских и зарубежных поэтов
  • Отдельные песни и романсы
Камерно-инструментальные сочинения
  • Две сонаты для скрипки и фортепиано ( 1887 , 1910 )
  • Многочисленные пьесы для скрипки и фортепиано: Болеро, Кантилена, Мелодия, Серенада и др.
  • Прелюдия и интермеццо для двух скрипок
  • Колыбельная для виолончели и фортепиано
Сочинения для фортепиано
  • Три сюиты «Фрёсёнские цветы»
  • Вальсы, народные танцы, многочисленные прочие отдельные сочинения

Основные критические и публицистические работы

  • «Шведская музыкальная культура» ( Svensk musikkultur ; Стокгольм, 1911)
  • «Рихард Вагнер как культурное явление» ( Richard Wagner som kulturföreteelse ; Стокгольм, 1913)
  • «Тема жизни в драмах Вагнера» ( 1916 )
  • «Синтез вагнерианской культуры» ( 1921 )
  • «Тайна мелодии» ( Melodins mysterium ; Стокгольм, 1937)
  • «О музыке» ( Om musik ; Стокгольм, 1942)
  • Воспоминания ( Minnen ; Уппсала , 1943)

Библиография

  • Carlberg B. Wilhelm Peterson-Berger — Stockholm, 1950

Примечания

  1. (швед.) — 1917.

Ссылки

Источник —

Same as Петерсон-Бергер, Вильгельм