Стивенсон-Гуднайт, Рози
- 1 year ago
- 0
- 0
Йорис Ивенс ( нидерл. Joris Ivens ; 18 ноября 1898, Неймеген, Гелдерланд, Нидерланды — 28 июня 1989, Париж, Франция) — голландский режиссёр документального кино , коммунист по убеждениям.
Родился 18 ноября 1898 года в Неймегене в семье владельца сети фотомагазинов. Его первый фильм « » — вестерн , снятый в школьные годы со своими друзьями и семьёй . После службы в армии изучал право в Роттердамском экономическом колледже, фотохимию в Берлине , устройство камеры в Дрездене , объективы на фирме « Цейс » в Йене . В 1926 году работал в Амстердаме техническим руководителем фотопредприятия «КАП» («Корнелис Адриан Петер Ивенс») .
Вдохновлённый просмотром фильма Всеволода Пудовкина « Мать », в 1926 году основывает общество Фильм-лига для продвижения кинофильмов, по политическим и художественным причинам не распространяемых в Нидерландах , и начинает снимать картины авангардного направления.
Первый законченный фильм « » (1928) и второй — « Дождь » принесли успех, основанный на поиске нового визуального языка. Ивенс получил заказы от «Рабочего союза строителей Голландии». Основав кинопроизводство на фирме своего отца, он пригласил на работу друзей, среди них и Джон Ферно , впоследствии приобретших широкую известность. В этот период к его группе единомышленников, с которыми он в последующем продолжил плодотворно работать присоединяется композитор Ханс Эйслер . Для «Рабочего союза» он сделал серию фильмов под общим названием «Мы строим (1930)» ( нидерл. Wij Bouwen ), из которых выделяется фильм « Зёйдер-Зе », рассказывающий о том как у моря отвоёвывается земля для сельскохозяйственных нужд.
В начале 1930-х годов режиссёр по приглашению советского режиссёра Пудовкина на протяжении трёх месяцев находился в СССР, где договорился о создании документального фильма, который он снял во время своей второй поездки. Эсфирь Шуб , познакомившись с его ранним творчеством, в 1930 году отмечала у Ивенса высокую культуру операторской работы, правильный выбор объектов и его точное восприятие окружающих и природной среды: «Он крепко стоит на земле, умно разбирается в происходящих перед ним процессах, умеет не только видеть, но видимое перенести на плёнку так, что все явления, демонстрируемые на экране, воспринимаются так, как они протекают в жизни» .
К ярким работам этого периода относится картина «Philips Radio» (1931), снятая на заводе Philips .
В 1932 году Ивенс приезжает по приглашению Пудовкина в СССР , где снимает фильм под названием «Комсомол» («Песнь о героях»), который повествует о строительстве Магнитогорского металлургического комбината . Он подвергся критике за отход от принципов социалистического реализма . (Но при этом режиссёр остался весьма почитаем в СССР, и этот фильм упомянут в Большой Советской энциклопедии 1952 года, в 17-м томе, весьма положительно в отдельной статье о режиссёре).
Возвратившись в Европу, Ивенс переделал материал, использованный для «Зёйдер-Зе», в более радикальный фильм «Новая земля» (1933), в котором заклеймил жадность капитала. Более близким к марксизму стал его следующий фильм о забастовке бельгийских шахтёров «Боринаж» («Misère au Borinage», 1934) и версия этого же фильма, снятая Ивенсом позже в СССР.
Ивенс испытывал трудности с работой в Союзе, и Московская студия отправила его в США для лекций и учёбы. Там же в 1936 году он стал руководителем организации продюсеров документальных фильмов . Там же он смог закончить политический фильм антифашистской направленности о гражданской войне в Испании « » (1937), сценарий к которому написал Эрнест Хемингуэй . Ивенс, Хемингуэй и Марта Геллхорн были приглашены на обед и показ фильма в Белом доме в компании Франклина и Элеоноры Рузвельт . Одной из безусловно успешных лент американского периода явилась картина «Power and the Land» (1941), повествующая об электрификации сельских районов США и связанная с идеологией Нового курса Рузвельта . Во время Второй мировой войны участвовал в создании в США и в Канаде серии пропагандистских фильмов «Почему мы воюем» .
В 1944 году назначен комиссаром по делам кино в Индонезию , куда голландское правительство направило его для съёмок освобождения страны от японских войск, а тем временем американцы аннулировали его визу за связь с коммунистами. В 1945 году отказался от своего назначения и вскоре закончил в Австралии картину «Индонезия зовёт!» (1946), отмеченную мультикультурализмом и антиимпериализмом .
Сохраняя связи с коммунизмом и советскую поддержку, Ивенс жил в странах Восточного блока ( Польша , ЧССР , Болгария и ГДР ), где снял «Pokoj Zwyciezy Swiat» (1951) (Мир победит), «Freundschaft Siegt» (1952) (Триумф дружбы), «Das Lied der Ströme» (1954) (Песнь реки), «Wyscig Pokoju Warszawa-Berlin-Praga» (1952) (Велотур мира), а в 1956 переехал в Париж , где в 1957 году создал фильм « Сена встречает Париж », который в следующем году на 11-й Каннском кинофестивале был награждён Золотой пальмовой ветвью за короткометражный фильм . В 1960-е год продолжил снимать документальное кино в Латинской Америке ( Куба ), Африке ( Мали ) и Китае. В 1962 занимался преподавательской деятельностью и снимал фильмы в «Институте экспериментального кино» университета Сантьяго (Чили). В 1960-х годах работал над двумя фильмами о Вьетнамской войне , а в 1970-х закончил фильм об излёте культурной революции в КНР. В 1980—1981 годах снял фильм о Флоренции. Автор ряда книг и киноведческих статей, автобиографии «Камера и я» .
Является одним из величайших художников-документалистов. Основные мотивы творчества: человек за работой, человек, борющийся с природой и социальным угнетением. Был свидетелем многих поворотных событий истории. Совершенно не интересуясь депрессивными аспектами человеческой деятельности, восхищался борьбой человечества, его строительством и творчеством. Сергей Юткевич охарактеризовал его творчество как «синтез лирики, пафоса и чётко выраженной общественной позиции» . Приверженец направления « синема верите », как выражения социальной реальности, Ивенс продвигал идеи Дзиги Вертова на Западе. Он усматривал недостатки метода «синема верите» в его «конвейерности», когда количественное наблюдение и съёмка происходящего, препятствуют глубокому осмыслению материала . Согласно его утверждению: «Чтобы камере стать подлинным свидетелем происходящего, значение даже самого сильного материала должно быть меньше, чем солидарность с рабочими» . Он также отмечал, что ему и его единомышленникам присуща «марксистская методика» базирующаяся на «основе истории и философской диалектики»: «Весь наш процесс работы диалектичен: поначалу построенный на интуиции, но вместе с тем целенаправленный анализ, образно насыщенный и кинематографически выразительный» . По словам режиссёра, его индивидуальный стиль выработался постепенно, став результатом практического осмысления процесса создания фильмов. Он отмечал, что первоначально его работы были практически «исключительно формальными» и в основном заключались в выборе способа подачи отснятого материала: «Но так было до тех пор, пока работа шла с оригинальным первичным материалом посредством фрагментации, передачи духа времени, монтажа, использования музыки, текста». Позже, уже не постепенно, а довольно резко перед ним возникла проблема большей глубины, содержания его фильмов. В связи с такой постановкой вопроса у него стал меняться стиль, отличный от первоначального, и у него впервые появилось стремление разобраться в чём он заключается . В интервью Генриху Герлигхаузу режиссёр объяснил эволюцию своего творческого метода следующим образом:
Стиль был выработан на основе опыта, полученного мной в процессе работы, по мере углубления, а может, и усложнения возникавших проблем. Так что я ни разу не использовал свой подход к какому-либо объекту механически — он всегда реализуется во взаимосвязи с конкретной ситуацией, с условиями работы, задачами, идеологией и эстетическими установками .