Interested Article - Беляев, Святослав Александрович

Святослав Александрович Беляев ( 29 августа 1903 22 февраля 1942 ) — советский кинооператор .

Биография

С. А. Беляев родился 29 августа 1903 года. В соседней квартире с ним жил оператор , который уговорил его поработать в кино. В августе 1924 г. зачислен в штат киностудии « Севзапкино ».

В 1925 году снял фильм «Минарет смерти» (совместно с Ф. Вериго-Даровским). В том же году он был оператором фильма « Наполеон-газ ». В 1927 году снимал натурные сцены для фильма « Поэт и царь » режиссёра Е. В. Червякова, с которым в дальнейшем продолжил творческое содружество.

В истории отечественного кино С. Беляев остался прежде всего как оператор фильмов режиссёра Евгения Червякова . Среди этих фильмов наибольшее внимание привлекли фильмы « Девушка с далёкой реки », « Мой сын » и « Золотой клюв » . Лучшими из фильмов, снятых с другими режиссёрами, стали фильмы « Личное дело » (1932) (реж. братья Васильевы ) и « » (1937) (режиссёр А. Файнциммер ) .

В начале войны участвовал в съёмках «Боевых киносборников», затем ушёл на фронт.

В январе 1942 года воевал на Ленинградском фронте. Ранен 16 февраля 1942 г., скончался от ран 22 февраля 1942 года. Похоронен на кладбище Красненькое (Ленинград).

Оценки творчества

В рецензии на первую самостоятельную операторскую работу С. Беляева в фильме «Наполеон-газ» было написано, что «ему принадлежит бóльшая часть лавров» .

Критик Яков Бутовский высоко оценивал вклад оператора Беляева в фильм «Девушка с далёкой реки», в котором он «показал себя зрелым и своеобразным мастером» . Ему удавалось снять «поющие, говорящие планы … какие-то задушевные, тихие планы» .

Особое мастерство проявлял в пейзажных натурных и портретных съёмках . Кинокритик Стелла Гуревич писала, что «Беляев превосходно умел работать с натурой» . Киновед Павел Багров называл Беляева одним из создателей ленинградской операторской школы и непревзойдённым мастером натурных съёмок, отмечая при этом, что в фильме «Мой сын» он «показал себя и мастером портретов» .

Киновед Николай Ефимов отмечал обилие блестящих живописных кадров в фильме «Золотой клюв» и сильное впечатление от пейзажей, которые специалисты окрестили «молочными» . Он утверждал: «Ещё никогда в киноискусстве так не играл белый цвет» .

Кинокритик Ростислав Юренев отмечал «живописность операторской манеры Беляева» в фильме «Девушка с далёкой реки» . Он также писал о фильме «Города и годы»: «Съёмки Беляева — экспрессивны, исполнены подлинного пафоса и трагизма» .

Киновед Клара Исаева отмечала лирическое дарование С. Беляева, что он использовал экспрессивные методы освещения и давал «волю свободному, естественному освещению» .

Критик Яков Бутовский так оценивал творческий путь С. Беляева: «Фильмы конца 20-х годов, снятые им с Червяковым, много дали операторскому искусству. Но в 30-е судьба Червякова и Беляева оказалась сложной, больших успехов не было» . Вместе с тем критик Дмитрий Писаревский отмечал при анализе фильма «Личное дело», что «оператор С. Беляев … отлично снял фильм» .

Я. Бутовский подробно проанализировал сложный жизненный и творческий путь С. Беляева . Он резюмировал, что «его вклад в создание поэтического кино и в развитие ленинградской операторской школы воистину неоценим» .

Фильмография

Примечания

  1. , с. 167—171.
  2. , с. 105.
  3. , с. 172—173.
  4. , с. 165.
  5. , с. 167.
  6. , с. 182.
  7. , с. 170.
  8. , с. 109.
  9. , с. 85.
  10. , с. 133—134.
  11. , с. 134.
  12. , с. 142.
  13. , с. 41.
  14. , с. 51.
  15. , с. 92.
  16. , с. 163—177.
  17. , с. 174.

Литература

  • Гуревич С. За камерой стояло трое… // Из истории «Ленфильма»: Статьи, воспоминания, документы. 1920 годы / Сост. Н. Горницкая. — Л. : Ленингр. гос. ин–т театра, музыки и кинематографии, 1968. — Т. 1. — С. 82–102.
  • Юренев Р. Евгений Червяков — артист и воин // Искусство кино. — 1970. — № 5 . — С. 127—149 .
  • Писаревский Д. С. Утерянное звено в кинематографии 30-х годов // Искусство кино. — 1974. — № 10 . — С. 86—94 .
  • Исаева К.М. Советская операторская школа (1930–1941. Ленинградская операторская школа). — М. : ВГИК, 1987. — С. 41. — 65 с.
  • Бутовский Я. Л. Андрей Москвин, кинооператор. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2000. — 298 с.
  • Ефимов Н.Н. Евгений Червяков. Неопубликованная монография // Киноведческие записки. — 2008. — № 87 . — С. 127–134 .
  • Бутовский Я. О кинооператоре Святославе Беляеве // Киноведческие записки. — 2008. — № 87 . — С. 163—177 .
  • Свердлова Р. Червяков, Славушка Беляев и Мейнкин — это коллектив / Интервью Якова Бутовского // Киноведческие записки. — 2008. — № 87 . — С. 179—185 .
  • Багров П. Режиссёр экзистенциального кино: О Евгении Червякове // Искусство кино. — 2010. — № 7 . — С. 105—116 .

Ссылки

  • Бутовский Я. . kinozapiski.ru (2008). Дата обращения: 28 декабря 2020. 28 декабря 2020 года.
  • . chapaev.media. Дата обращения: 6 сентября 2021. 6 сентября 2021 года.
Источник —

Same as Беляев, Святослав Александрович