Юдовин, Соломон Борисович
- 1 year ago
- 0
- 0
Додашвили Соломон Иванович ( груз. სოლომონ დოდაშვილი ); 17 (29) мая 1805 года , селение , ныне Сигнахский муниципалитет , — 20 августа (1 сентября) 1836 год , Вятка ) — грузинский писатель, просветитель, общественный деятель, философ.
Сын бедного священника из крестьян. После окончания духовного училища в Тбилиси с рекомендательным письмом приехал в Петербург. Пользовался поддержкой и покровительством И. Хелашвили .
В 1827 окончил Петербургский университет . Был близок к декабристам . В 1828—1832 годах редактировал газету «Тпилисис уцкебани» (« Тифлисские ведомости ») с «Литературным приложением». За участие в грузинском дворянском заговоре был арестован в 1832 году и сослан в Вятку , где встречался с высланным туда же А. И. Герценым.
Умер от туберкулёза. В 1994 году его прах был перенесён на родину в Пантеон Мтацминда в Тбилиси.
Как философ приближался к материализму, но не освободился полностью от некоторых взглядов кантовской философии . Его работа по логике вышла в 1827 году на русском языке под псевдонимом «Додаев-Магарский». Когда Додашвили говорит, что предмет разума есть мир, множество предметов, от которых зависят правила мышления,— то здесь выражен материализм, но когда он утверждает, что законы логики априорны, что пространство и время обязаны, своим происхождением уму,— то это уже кантианский идеализм. Логику он определяет как науку о всеобщих и непременных законах мышления, о правилах вывода следствия из данной истины «без противоречия и замешательства». Додашвили высоко ценил Аристотеля за то, что он придал логике «ученый вид», и Бэкона , который первым после средних веков показал, что «все человеческие познания состоят в исследовании предметов, нас окружающих…». Основной формой мышления, по Додашвили, является суждение, но его он иногда трактует идеалистически и вообще отождествляет его с предложением. Понятие он определяет как следствие суждения, как совокупность существенных признаков вещей, но наделяет его чертами наглядности, видя в нём чувственное представление. Умозаключение трактуется им как «развитое суждение», состоящее из двух понятий, соединенных третьим, что означает сведение всех форм умозаключения к силлогизму, хотя Додашвили рассматривает и индукцию, и аналогию. Соломон Додашвили был учителем Н. Бараташвили , другом и соратником плеяды грузинских романтиков.
Существует несколько вариантов даты рождения Соломона Додашвили, однако, по мнению большинства авторов наиболее вероятной является дата 17 мая 1805 года . В качестве альтернатив рассматриваются также даты 1802 год , 1803 год , 1804 год , 1806 год и даже 1815 год . М. Гоцадзе, один из крупнейших исследователей личности Соломона Додашвили, отмечает, что во многих документах существует множество корректур, что по его мнению, является результатом устной передачи информации, опечаток, а иногда и примерного исчисления. Впервые Соломона Додашвили упомянули в прессе в 1875 году. Как писала пресса того времени, «Додаев родился в 1805 году» . Согласно документу, который хранился в семье Додашвили, « Соломон родился в 1805 году, в майские именины Андроника » . Кроме того, в пользу версии 1805 года говорит и письмо самого Додашвили — 7 февраля 1833 года Додашвили писал : «От рождения мне 28 лет» . Майские именины Андроника праздновались 17 мая . Исходя из вышесказанного, М. Гоцадзе с уверенностью отмечает, что Додашвили родился 17 мая 1805 года .
Фамилия Додашвили являлась фамилией государственных крестьян и известна с 1684 года . В одном из документов того времени встречается следующее :
Я, Додашвили Папуна, передаю книгу купли-продажи и пишу письмо сие Хороникона ტობ (372).
Оригинальный текст (груз.)ნასყიდობის წიგნი და ფიცი დაგიწერე და მოგეც მე დოდაშვილმა პაპუნამა... დაიწერა წიგნი ესე ქორონიკონსა ტობ.— Центральный Государственный Исторический Архив; Фонд 1457; тетрадь VI; стр. 1106 - 1110
Заал Чичинадзе пишет, что отец Соломона Додашвили был священником из крестьян , а В.Орбелиани в одном из писем отмечает, что Додаев был крестьянином . О социальном происхождении Додашвили интересные сведения содержатся в документе 1821 года. В документе в частности говорится, что:
Соломон Додаев, Сигнагского уезда, селения Магаро, священника, из казённых крестьян, Иоанна сын.
Семья Соломона Додашвили была многочисленной. Наиболее интересные сведения о семье содержатся в 22 рукописи S фонда исторического музея Грузии и документе из архива Вятского губернаторства . На титульном листе ркописи № 22 даются следующие сведения о семье Додашвили -
Дети Иоанна — Соломон, Степан, (Михаил и Николай
умерли в младенчестве), Иасе, Придон. Женщины - Агафья, Мелания
и Нино.
Соломон родился в
1805 году (В майские именины Адроника). Его дети — Иоанн родился
21 сентября 1829 года (Дочь Нина первого августе 1831 года ), Константин
в декабре 1832 года. Елена — жена Соломона.
В документе из Вятского архива даются похожие сведения, однако несколько дополненные — «Имеет жену, двух малолетних детей и дочь, которые живут с ним, отец, мать, три брата, три сестры, живут в Сигнахском уезде, селении Магаро, и ещё брат, служащий в Сенате.»
Отец Соломона Додашвили был священником и образованным человеком. Обучение получил в монастыре Давид Гареджа , где слушал риторику и богословие католикоса . Именно отец начал обучать грамоте. Мать Соломона звали Варвара, и известно что в конце жизни она серьёзно болела.