Первые навыки в рисовании получил дома под руководством матери — художницы О. В. Шервуд. В 1903—1905 годах занимался в школе-студии
К. Ф. Юона
и
И. О. Дудина
, посещал вечерние занятия по скульптуре в
Строгановском художественно-промышленном училище
. После окончания московской гимназии № 5 в 1905 году уехал в
Германию
. В
Мюнхене
обучался рисунку и живописи в школе
Ш. Холлоши
. Вначале хотел пойти к более известному
А. Ашбе
, но тот в 1905 году скончался. В 1930-х годах в Московском институте изобразительного искусства (ныне
Московский художественный институт имени В. И. Сурикова
) у художника возникнет конфликт с
И. Э. Грабарем
, в свое время обучавшимся у А. Ашбе (вероятно, сказалось различие школ). Одновременно с обучением рисунку и живописи посещал в Мюнхене занятия на искусствоведческом отделении философского факультета: слушал лекции Х. Корнелиуса (последователя
А. Гильдебранда
),
А. Фуртвенглера
,
К. Фолля
. Ш. Холлоши познакомил молодого художника с творчеством
Х. фон Маре
— члена «римского кружка», в который входил и
А. Гильдебранд
. На уроках у Ш. Холлоши художнику открылось, что «Маре и
Сезанн
связаны воедино». В 1907 году вернулся в Москву.
Тема дипломной работы художника — «Джотто и его предшественники», в ней он попытался проанализировать сложность пространственных отношений в живописи итальянского проторенессанса. В этот же год в Москве открылась первая выставка древнерусских икон из собрания Сергея и Степана
Рябушинских
. Тогда же художник работал над переводом на русский язык с немецкого книги А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве».
В 1918—1919 годах преподавал во Вторых свободных художественных мастерских в Москве. С 1921 года преподавал во
ВХУТЕМАСе
, в 1923—1925 годах был
ректором
. Как и в немецком
Баухаузе
, во ВХУТЕМАСе, создали «основное» (подготовительное) отделение, где читали общий пропедевтический курс «формальной композиции». Его авторами были В. А. Фаворский,
П. Я. Павлинов
, К. Н. Истомин. В 1921—1924 годах по приглашению В. А. Фаворского во ВХУТЕМАСе преподавал теорию искусства
П. А. Флоренский
. Сам художник преподавал на графическом факультете ксилографию (гравюру на дереве), на основном отделении читал курс «Введение в теорию пространственных искусств», на графическом факультете также — «Теорию композиции» и «Теорию графики». Программа курса «Теория композиции» сохранилась в архивах художника, она составлена под воздействием книги А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве»
.
В 1923 году
А. М. Эфрос
назвал художника «Сезанном современной ксилографии»
. Рассматривая ранние гравюры и рисунки художника, мы ясно ощущаем напряжённость изобразительного пространства. Как Сезанн с помощью цвета, так и Фаворский штрихом и тоном создает сложные отношения «выступающих» и «отступающих» форм. Иногда «пустые» участки бумаги становятся формой и выглядят активнее, чем чёрная типографская краска или карандашный штрих. Эти «интенции» далеки от пассивного срисовывания «объективной» натуры, они образуют особое феноменологическое, или концептуальное, пространство
.
«Всё, что мы воспринимаем, — писал В. А. Фаворский в статье „О композиции“ (1932), — движется и живёт в пространстве и времени. Поэтому любая реальность должна изображаться не только трёхмерно, но и непременно с учётом движения фигуры». Свою мысль Фаворский заключил так: «композиция — это есть изображение времени». Мастер настойчиво доказывал и демонстрировал на примере своих гравюр, как взаимодействуют чёрное и белое — одно и то же изображение мы можем воспринимать как чёрное на белом или как белое на чёрном, это создаёт пространственность гравюры, одновременно «в цвето-пространственные отношения вступает белизна бумаги», а осязательные, двигательные ощущения придают изображению пространственно-временну́ю целостность. Причем «черное в гравюре выглядит активнее, материальнее», оно «сопротивляется», противодействует белому, а белое «не пускает чёрное», что и выражает гравюрный штрих. Приводя к единству противоположные начала, художник постигает возможность «цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременно́е»
.
Художник возродил классическую чёрноштриховую гравюру на дереве и создал отечественную школу книжной иллюстрации. Он и его последователи в 1910—1930-х годах решительно отказались от белого штриха, вернулись к средневековой технике, но при этом по-новому стали решать задачи особенной, специфичной для искусства гравюры целостности пространственных отношений изображения на плоскости белого листа бумаги. Формальная интенсивность взаимодействия чёрного и белого тонов, «звучность» и декоративность гравюр художников новой школы способствовали их органичному «вхождению» в композицию книги «как целостного организма» (определение Фаворского). Иллюстрации строились без обрамлений — свободным пятном на белом поле листа как особом изобразительном пространстве — и, следовательно, активно взаимодействовали с пространством книги. Конструктивность изображений — иллюстраций, виньеток, заставок, органичная связь изображений со шрифтом, который также «конструировали» художники школы Фаворского, создавали оригинальные художественные тропы, особый метафорический язык, сближавший графику и искусство слова
.
По слухам, В. А. Фаворский решал задачу обойти претензии заказчиков следующим образом:
Выполнив очередной заказ, Фаворский непременно пририсовывал в уголке… маленькую жёлтую собачку. … Когда клиент получал работу, он … начинал требовать собачку убрать… Художник протестовал, убеждая …, что собачка — … ценнейший элемент, … основа композиции…. …клиент настаивал, Фаворский в итоге… сдавался и закрашивал несчастное животное, а заказчик отирал пот… . …борьба с собачками клиентов… так выматывала, что замечать другие недостатки сил… не оставалось…, и… заказ они принимали безо всяких возражений
[
неавторитетный источник
]
.
Художники школы В. А. Фаворского
Среди первых учеников «круга Фаворского», сформировавшегося к 1929 году, были
М. М. Аксельрод
(1902—1970),
А. Д. Гончаров
, Б. В. Грозевский (1899—1955), П. Я. Павлинов, Н. И. Падалицын, М. Л. Фрам,
И. А. Шпинель
.
В декабре 1921 года при
Петроградском университете
было основано издательство Философского общества. Его деятельность началась с издания сочинений
Платона
, отсюда возникло название (в латинской транскрипции): «ACADEMIA». С 1923 года издательство размещалось при
Институте истории искусств
графа
В. П. Зубова
(«Зубовском институте») на
Исаакиевской площади
в
Петрограде
. В 1929 году его перевели в Москву. В 1932 году в СССР из Италии возвратился «пролетарский писатель»
А. М. Горький
. В советской истории он считается организатором московского издательства «ACADEMIA». Директором в 1933 году назначили
Л. Б. Каменева
, который вместе с А. М. Горьким задумал и осуществил издание серии «Сокровища мировой литературы». Для оформления и создания иллюстраций были приглашены лучшие художники, в том числе ксилографы школы В. А. Фаворского. Учениками художника были
С. Д. Бигос
, А. Д. Гончаров (1903—1979),
А. А. Дейнека
,
Г. А. Ечеистов
(1897—1946),
Л. А. Жолткевич
(1901—1991),
Ф. Д. Константинов
, Л. Р. Мюльгаупт, М. И. Пиков,
Ю. И. Пименов
, М. И. Поляков,
А. Г. Тышлер
. А также в той или иной степени испытали влияние графики, вышедшие из ВХУТЕМАСа:
Меер Аксельрод
, Александра Билль (1914—1992), Евгений Бургункер (1906—1966), Михаил Горшман (1902—1972), Людвиг Квятковский (1894—1977), Фёдор Константинов (1910—1997), Гершон Кравцов (1906—1981), Александр Малушин (
[
уточнить
]
), Лев Мюльгаупт (1900—1986), Михаил Пиков (1903—1973), Михаил Поляков (1903—1978), Вадим Ростовцев (1906—1977), Павел Рябов (1899—1971), Георгий Туганов (1902—1941)
.
Задник к этой картине. Бумага, картон, акварель 23,8×36,4
Калининская областная картинная галерея
Костюмы (26). Бумага, картон, акварель
Музей Калининского областного театра драмы
Эскизы, принадлежность которых не обозначена — в коллекции В. А. Фаворского / Фаворский в театре. Сборник. — М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1988.
Библиография
Лекции по теории композиции (1921—22);
Шрифт, его типы и связь иллюстрации со шрифтом» (1925);
Организация стены росписью (1929);
Рассказы художника-гравера. — М.: Детгиз,1965;
О художнике, о творчестве, о книге / Составитель Е. С. Левитин. — М.: Молодая гвардия, 1966.
О рисунке, о композиции. — Фрунзе: Кыргызстан, 1966.
Vladimir Favorsky. Progress Publishers. Moscow, 1967.
Рассказы художника-гравера. — М.: Детская литература, 1976.
Об искусстве, о книге, о гравюре / Составитель Е. С. Левитин. — М.: Книга, 1986.
Литературно-теоретическое наследие. / Составители Е. Б. Мурина, Д. Д. Чебанов; Вступительная статья: Г. К. Вагнер. Владимир Андреевич Фаворский — теоретик искусства. — М.: Советский художник, 1988. —
ISBN 5-269-00094-6
.
Фаворский В. А.
Лекции по теории композиции. 1921—1922 //
Фаворский В. А.
Литературно-теоретическое наследие. — М.:
Советский художник
, 1988. — C. 71-194. —
ISBN 5-269-00094-6
.
(неопр.)
.
Masterkrasok.ru
(15 июня 2015). — «…размякнув, заказ они принимали безо всяких возражений». Дата обращения: 27 июня 2022.
29 марта 2022 года.
Игорь Василевский.
(неопр.)
.
Практичная психология
. Дата обращения: 28 сентября 2015.
22 августа 2019 года.
Кричевский В.
(рус.)
. Дата обращения: 29 июня 2021.
3 марта 2022 года.
11 января 2014 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 30 января 2011.
15 января 2010 года.
(недоступная ссылка)
Литература
А. М. Эфрос
.
В. Фаворский и современная ксилография // Русское искусство : журнал. — 1923. — № 1. — С. 38.
Ю. Халаминский.
Владимир Андреевич Фаворский / Редактор Т. А. Савицкая. —
М.
:
Искусство
, 1964.
Книга о Владимире Фаворском / Составитель Ю. А. Молок. —
М.
:
Искусство
, 1967.
В. Г. Азаркович.
Лирика Данте и Шекспира в книжной графике В. А. Фаворского : Очерки по русскому и советскому искусству. —
Л.
: Художник РСФСР, 1974. — С. 323—343.
Р. Климов.
Заметки о Фаворском, в сборниках: Советское искусствознание (74, М., 1975 и 75, М., 1976)
Н. Л. Адаскина
.
В. Фаворский — педагог-теоретик // Советское искусствознание : сборник статей / Редкол.: В. М. Полевой и др.. —
М.
:
Советский художник
, 1978. — Вып. 77.2. — 422 с.
Фаворский в театре / Составитель и автор вступительной статьи Г. И. Морозова. —
М.
: Союз театральных деятелей РСФСР, 1988.
Фаворский В. А. Воспоминания современников. Письма художника. Стенограммы выступлений. —
М.
:
Книга
, 1991.
М. А. Чегодаева
.
Владимир Андреевич Фаворский / Совет по изучению и охране культурного и природного наследия при Президиуме Российской Академии Наук; Институт научной информации по общественным наукам РАН; Государственный институт искусствоведения. —
М.
: ГЕОС, 2004. — 68 с. — (
Природное и культурное наследие Москвы
). —
ISBN 5-89118-399-4
.
В. Г. Власов
.
Фаворский и ВХУТЕМАС // Дом Бурганова. Пространство культуры : журнал. —
М.
, 2009. — № 2. — С. 170—181.
С. Е. Лазарев
.
Фаворский Владимир Андреевич // Россия в Гражданской войне. 1918—1922 : Энциклопедия :
в 3 т.
/ отв. ред. А. К. Сорокин. —
М.
: Политическая энциклопедия, 2021. — Т. 3: Р—Я. — С. 527—529. — 826 с. —
ISBN 978-5-8243-2429-7
. —
ISBN 978-5-8243-2426-6
.