Громов, Владислав Алексеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Виктор Алексеевич Громов ( 7 [19] марта 1899 , Москва — 14 марта 1975 , Москва) — советский актёр театра и кино, режиссёр-мультипликатор и сценарист. Участвовал в создании мультипликационных фильмов . Заслуженный деятель искусств РСФСР ( 1958 ).
Родился 7 ( 19 ) марта 1899 года в Москве . Его отец, умерший в 1927 году, был конторским служащим на ткацкой фабрике С. В. Морозова ( Богородско-Глуховская мануфактура ); мать работала там же ткачихой, но выйдя замуж, оставила работу и занималась домашним хозяйством и воспитанием многочисленных детей, за что в 1945 году получила звание матери-героини и соответствующий орден.
Несмотря на материальные затруднения, родители определили его в 10-ю московскую гимназию , которую он и окончил с золотой медалью в 1917 году. Поступил на медицинский факультет Московского университета , однако увлечение драматическим искусством, начавшееся ещё в гимназический период, привело его в 1918 году в театральную студию при Театральном отделе Наркомпросса, где преподавали артисты 1-й студии МХТ. Он оставил университет после судьбоносного знакомства с Михаилом Александровичем Чеховым .
После специального двухгодичного курса обучения у К. С. Станиславского в 1922 году он был принят в труппу 1-й Студии МХАТа (с 1924 года — МХАТ 2-й ), в которой стал соратником и единомышленником М. А. Чехова. Он участвовал во многих режиссёрских опытах Чехова, вместе с ним в 1928 году поставил «Фрола Севастьянова» Ю. Родиана и П. Н. Зайцева. Как актёр, в 1924—1928 годах он был занят в небольших ролях и эпизодах: могильщика («Гамлет» В. Шекспира), Бельского («Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого), 2-го халдея («Блоха» Е.И. Замятина), Бионделло («Укрощение строптивой» В. Шекспира), Парамонова («Дело» А.В. Сухово-Кобылина) и других.
Был режиссёром и педагогом Пролеткульта и Государственного института музыкальной драмы (1919—1927).
В сентябре 1929 года В. А. Громов по направлению Центропосредрабиса (Центрального посреднического бюро по найму работников искусств) был направлен в командировку за границу, где присоединился к оставшемуся в Германии М. А. Чехову и до 1934 года работал с ним в Праге , Риге , Каунасе и Париже ; также ставил самостоятельные спектакли: в частности, на сцене латвийской Национальной оперы им были осуществлены постановки «Корневильских колоколов» Р. Планкета и «Сильвы» И. Кальмана.
В 1934 году, после возвращения на родину по рекомендательному письму М. А. Чехова был принят, по рекомендации Чехова, в театр В. Э. Мейерхольда , где проработал до закрытия театра в 1938 году. Затем, с частью мейерхольдовцев перешёл в труппу Театра имени Моссовета .
В 1940 году был приглашён в качестве главного режиссёра в театре кукол Сергея Владимировича Образцова , с которым был знаком ещё со времён МХАТа 2-го. Одновременно, с 1943 года начал сотрудничать с киностудией « Союзмультфильм » (режиссёр-консультант; с 1948 года перешёл в её штат, был членом худсовета). Поставил самостоятельно несколько графических мультфильмов. Принимал участие в возрождении объёмной мультипликации на киностудии «Союзмультфильм».
С 1952 года в течение 10 лет был художественным руководителем Театра на Никольской (сейчас Московский театр кукол на Спартаковской).
Последние 10 лет жизни совместно с супругой Александрой Давыдовной Громовой (1904–1990) выступал с концертными программами: «Как добываются миллионы», в которой использовал куклы и декорации, и «Госпожа советница». С января 1966 года состоял в штате Москонцерта в качестве артиста разговорного жанра.
Написал книги «Михаил Чехов» (Москва: Искусство, 1970. — 216 с., 33 л. ил) и «Софья Гиацинтова» (Москва: Искусство, 1976. — 207 с., 16 л. ил.).
Умер 14 марта 1975 года . Похоронен на Донском кладбище .