Interested Article - Днепров, Митрофан Иванович

Внешние аудиофайлы
М. И. Днепров, арии и дуэты
(«Продавец птиц», 1913)
Баядера » , 1923)
Сильва », 1923)
Принцесса цирка », 1930)
Весёлая вдова », 1939)
(«Продавец птиц», 1939)
(«Мартин Рудокоп», 1939)
Женихи », 1930)

М. И. Днепров в оперетте

Граф Данило
Болеслав
Эдвин

Митрофа́н Ива́нович Днепро́в (настоящая фамилия Погребе́нченко ; 1 [13] июня 1881 , Усмань , Тамбовская губерния 11 января 1966 , Москва или Белая Церковь ) ― артист оперы и оперетты ( баритон ), режиссёр , заслуженный артист РСФСР ( 1947 ).

Биография

Судьба его была необыкновенной. Хотя в то время на сцену шли люди из разных слоёв общества: были артисты из чиновников, из кавалерийских офицеров, из помещиков-дворян, — но прийти на сцену из монастыря, из монастырских послушников, притом на сцену опереточного театра, — это было редчайшим явлением даже для давно минувшего времени.

Митрофан Иванович Днепров родился 1 [13] июня 1881 года в Усмани в небогатой многодетной семье Погребенченко , отличавшейся религиозностью. С малых лет мальчик пел дома по вечерам молитвы и духовные песни. Когда ему исполнилось семь лет, регент Трубяченский взял его в соборный хор. Обладавший феноменальным дискантом Митрофан обратил на себя внимание епископа Иеронима — человека музыкально образованного, который и увёз его в Тамбовский архиерейский хор. 1893 году регент этого хора был призван митрополитом Палладием в Санкт-Петербург вместе с лучшими певцами хора — в числе двух избранных мальчиков оказался и Митрофан. Перед отъездом он навестил родных в Усмани, где узнал, что отец «прогорел» и собирался с семьей переехать в Воронеж .

В новом хоре Митрофан пробыл четыре года, пользовался любовью Палладия, был приглашён им к себе в качестве литературного чтеца и оставался в этой должности до самой смерти иерарха в 1898 году . Не будучи подготовленным ни к какой деятельности, Митрофан остался после кончины митрополита послушником Александро-Невской лавры . Пребывая в этом состоянии в продолжении четырёх лет, выдержал экзамен на должность помощника регента при регентских курсах, получил звание регента второго разряда и группу певцов. Стал зарабатывать деньги и помогать своей семье.

Параллельно монастырскому служению имевший с детства призвание к музыкальной деятельности Митрофан выступал в качестве любителя-баритона при Алексеевской земской школе, где его заметил преподаватель пения . Содержавший в Санкт-Петербурге свои курсы преподаватель предложил Митрофану бесплатное обучение. Во время учёбы в 1900 1906 годах наряду с классом вокала он посещал и оперный класс. Скрываясь от монастырского начальства, на курсах Митрофан значился под фамилией Загребин. Под этим псевдонимом началась и его сценическая карьера. В 1901 году он первые выступил перед широкой публикой ― это были бесплатные воскресные концерты для рабочих фарфорового завода .

Вскоре Митрофан Иванович ушёл из лавры и стал псаломщиком в церкви Ильи Пророка на Охтинском пороховом заводе . Ему предоставили квартиру в три комнаты с садом и огородом, и он выписал к себе своих родных: отца, мать, трёх сестёр и брата. Церковное начальство Митрофана знало, что он учится пению, но не ведало, что тот поёт в концертах. Часто ему приходилось выступать в театре при Охтинском заводе, в церкви близ которого он служил, и спасал его от разоблачения только хорошо наложенный грим.

О. О. Бестрих устраивал для курсантов гастрольные поездки по городам, которые являлись хорошей сценической школой, и со временем Митрофану Ивановичу пришлось оставить службу псаломщика и всецело отдаться театральному искусству. Семья его вернулась в Воронеж. А Митрофан Иванович продолжил выступать в оперных спектаклях Бестриха, взяв новый псевдоним — Днепров. После блестящего окончания курсов он отправился с артистами Императорских театров в турне по России на амплуа первого баритона. Тогда М. И. Днепров исполнял оперные партии. В 1907 году он пел в Екатеринбурге , в июне того же года гастролировал в Самаре в составе Санкт-Петербургского Оперного товарищества под руководством — здесь выступил в партии Князя Елецкого (« Пиковая дама » П. И. Чайковского ).

«Мой любимый, старый дѣдъ…»

Но недолго оставался Днепров адептом серьёзной музыки. Материальные обстоятельства заставили его остановиться на карьере в «лёгком» жанре , где Митрофан Иванович сразу занял видное положение. Осенью 1907 года М. И. Днепров подписал свой первый контракт с известным опереточным дирижёром и антрепренёром на зимний сезон в Харькове . Дебютировал в партии маркиза Анри де Корневиль (« Корневильские колокола » Р. Планкета ). С этого времени участвовал только в опереточных антрепризах , Я. В. Щукина , И. C. Зона в московском театре «Буфф» , Е. В. Потопчиной в « Никитском театре », в московском « Эрмитаже », в театре К. Н. Незлобина на Рижском взморье , в антрепризе А. И. Сибирякова в одесском Городском театре . Выступая в Москве (два сезона) и такой крупной провинции как Киев , Одесса , Днепров повсюду пользовался большим успехом, внося на сцену массу веселья и разнообразия. Лучшие роли артиста в этот период: Сергей и Гастон («Ночь любви» и «Тайны гарема» В. П. Валентинова ), граф Данило Данилович (« Весёлая вдова » Ф. Легара ) и многие другие.

27 января 1921 года Днепров принимал участие в концерте в Доме Союзов совместно с Ф. И. Шаляпиным , А. В. Неждановой , А. М. Балашовой , , , И. М. Москвиным , В. Ф. Грибуниным , Б. П. Поповым, Б. С. Борисовым и Т. Я. Бах . У рояля — Ф. Ф. Кёнеман , Н. С. Голованов и М. О. Николаевский , конферансье — .

В 1921― 1923 годах гастролировал в Польше , Германии , Франции .

С 1923 года М. И. Днепров снова в Москве в Товариществе Московской оперетты, с 1924 года ― в «Новом театре оперетты». В 1927 1932 и 1939 1951 годах ― артист Московского театра оперетты .

Шесть лет ― с 1933 по 1939 год ― он гастролировал с группой концертантов. Объездил Украину был на Кубани , в Краснодаре , Ростове-на-Дону , Ташкенте , Самарканде , Ашхабаде , Баку , Красноводске , Тбилиси , Батуми , Сухуми , Гаграх , в городах центральной России, Сибири и в столицах Прибалтийских советских республик .

В годы Великой Отечественной войны театр оперетты эвакуировали, но М. И. Днепров остался в Москве. Вместе с другими артистами он участвовал в концертах в госпиталях, выезжал в воинские части.

В 1946 1947 годах работал в качестве режиссёра в Пятигорском театре музыкальной комедии и поставил в нём « Свадьбу в Малиновке » Б. А. Александрова , « Сильву » и « Баядеру » И. Кальмана .

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 ноября 1947 года М. И. Днепрову присвоено звание Заслуженный артист РСФСР .

24 октября 1951 года на вечере в Центральном Доме актёра с 70-летием М. И. Днепрова поздравили коллеги по театру оперетты и многие деятели искусства и культуры — среди них Е. Д. Турчанинова , Л. В. Никулин , Н. Г. Райский , Л. О. Утёсов ; приветственные письма направили Е. В. Гельцер , А. А. Яблочкина , И. С. Козловский . В этом же юбилейном году Митрофан Иванович принял непростое для него решение о завершении сценической деятельности.

В 1961 году была издана книга воспоминаний М. И. Днепрова «Полвека в оперетте».

Митрофан Иванович Днепров умер 11 января 1966 года в Москве.

Творчество

М. И. Днепров всегда сохранял хороший вкус в исполнении, не путая комедийность, развлекательность, «лёгкость» жанра — c пошлостью. Он любил музыку Легара, Оффенбаха, Кальмана, и эта любовь передавалась зрителям. Его искусство оставляло ощущение радости, за что артист и получил точную характеристику — «солнечный баритон».

За полвека на сцене Днепров сыграл ведущие роли почти во всех классических и советских опереттах. Его партнёршами по жанру были: , Т. Я. Бах , А. Д. Вяльцева , Е. В. Грановская, В. В. Кавецкая , И. Я. Кремер , , Сарра Лин (Салина), , Ф. С. Мухтарова , , К. М. Новикова , В. И. Пионтковская , Р. М. Раисова , , Н. И. Тамара , . В опере: М. Н. Кузнецова-Бенуа , Л. Я. Липковская .

Оперные партии

  1. « Демон » ( А. Г. Рубинштейн ) ― Демон
  2. « Пиковая дама » ( П. И. Чайковский ) ― Елецкий
  3. « Мазепа » (П. И. Чайковский) ― Мазепа
  4. « Евгений Онегин » (П. И. Чайковский) ― Онегин
  5. « Фауст » ( Ш. Гуно ) ― Валентин
  6. « Риголетто » ( Дж. Верди ) ― Риголетто
  7. « Кармен » ( Ж. Бизе ) ― Эскамильо
  8. « Паяцы » ( Р. Леонкавалло ) ― Сильвио

Роли в оперетте

  1. « Корневильские колокола » ( Р. Планкет ) ― Маркиз де Корневиль
  2. « Гейша » ( С. Джонс ) ― Фэрфакс
  3. « Польская кровь » ( О. Недбал ) ― Болеслав
  4. « Перикола » ( Ж. Оффенбах ) ― Пикильо
  5. «Прекрасная Елена» (Ж. Оффенбах) ― Парис
  6. « Весёлая вдова » ( Ф. Легар ) ― Граф Данило
  7. «Продавец птиц» ( К. Целлер ) ― Адам
  8. «Мартин―рудокоп» (К. Целлер) ― Мартин
  9. « Принцесса цирка » ( И. Кальман ) ― Мистер Икс.
  10. « Баядера » (И. Кальман) ― Раджами
  11. « Сильва » (И. Кальман) ― Эдвин
  12. «Сильва» (И. Кальман) ― Бони
  13. «Сильва» (И. Кальман) ― Ферри
  14. «Чёрная роза» ( ) ― Сентуччио
  15. « Женихи » ( И. О. Дунаевский ) ― Маркёр
  16. « Свадьба в Малиновке » ( Б. А. Александров ) ― Назар Дума
  17. «Год спустя» (Б. А. Александров) ― Корецкий
  18. «На берегу Амура» ( М. И. Блантер ) ― Савчук
  19. «Беспокойное счастье» ( Ю. С. Милютин ) ― Игонин
  20. «Акулина» ( И. Н. Ковнер ) ― Муромский

Режиссёрские работы

  1. «Баядера» (И. Кальман)
  2. «Сильва» (И. Кальман)
  3. «Свадьба в Малиновке» (Б. А. Александров)
Обложка книги М. И. Днепрова

Фильмография

  1. Пучина (режиссёр В. Е. Черноблер, 1919 год )

Сочинения

  1. Днепров М. И. Полвека в оперетте / Подготовка книги Ю. Г. Шуба . Предисловие Л. В. Никулина . — М. : Искусство , 1961. — 168 с. — 14 000 экз.

Награды и звания

Примечания

  1. В 1920―1940-е годы в СССР для оперетты использовалось название «Баядерка»
  2. Дуэт с
  3. Иванов А. С. Днепров, Митрофан Иванович // Театральная энциклопедия : в 6 т. / Гл. ред. П. А. Марков . — М. : Советская энциклопедия , 1963. — Т. 2: Гловацкий — Кетуракис. — С. С. 229 (стб. 457). — 1216 стб., 608 с. — 43 000 экз.
  4. Зарубин В. И. Днепров Митрофан Иванович // Музыкальная энциклопедия : в 6 т. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш . — М. : Советская энциклопедия, 1974. — Т. 2: Гондольера — Корсов. — С. 229 (стб. 457). — 960 стб., 480 с. — 102 000 экз.
  5. .
  6. Никулин Л. В. М. И. Днепров // Полвека в оперетте / Автор М. И. Днепров. — М. : Искусство , 1961. — С. 3—5. — 168 с. — 14 000 экз.
  7. . Дата обращения: 28 ноября 2021. 28 ноября 2021 года.
  8. Предположительно, так следует воспринимать сокращение «Алекс.»
  9. Тихонова Н. // Советская эстрада и цирк. — М. , 1986. № 11, ноябрь.
  10. Фильм не сохранился

Литература

Ссылки

  • / ЛОУНБ: Краеведение. Культура от 28 ноября 2021 на Wayback Machine
  • / ЛОУНБ: Знаменитые люди Липецкой области от 28 ноября 2021 на Wayback Machine
  • / ЛОУНБ: Краеведческий календарь «События и даты Липецкого края» от 9 декабря 2021 на Wayback Machine
  • / Тамбовская энциклопедия от 28 ноября 2021 на Wayback Machine
  • / Уроженцы города Усмань от 28 ноября 2021 на Wayback Machine
  • / Большая биографическая энциклопедия, 2009
  • / Театрология от 12 декабря 2021 на Wayback Machine
  • / Московский театр оперетты от 7 ноября 2021 на Wayback Machine
  • / В мире цирка и эстрады от 28 ноября 2021 на Wayback Machine
  • / Актёры прошлых лет от 28 ноября 2021 на Wayback Machine
  • / Музей «Собрание» от 28 ноября 2021 на Wayback Machine
  • / Каталог советских пластинок от 28 ноября 2021 на Wayback Machine
  • / Discogs от 29 ноября 2021 на Wayback Machine
Источник —

Same as Днепров, Митрофан Иванович