Куплеваский, Николай Осипович
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й О́сипович (Ио́сифович) Ру́бан ( 17 января 1913 , Везенберг , Российская империя , (ныне Раквере , Эстония ) — 22 февраля 1987 , Москва , СССР ) — советский певец оперетты , лирический тенор , заслуженный артист РСФСР ( 1959 ), лауреат Сталинской премии ( 1950 ), заслуженный артист Карело-Финской ССР ( 1943 ) . Председатель Федерации бадминтона СССР.
Николай Рубан родился 17 января 1913 года, в день 50-летнего юбилея К. С. Станиславского . Поскольку артистов в семье до этого не было, знакомые родителей мальчика, видя явную его склонность к музыке, шутили: «Как бы это совпадение не оказалось фатальным».
В 1920-х годах семья переехала в Ленинград , где Николай поступил в школу, не прекращая заниматься музыкой. Азы музыкальной грамоты мальчик постиг в оркестре народных инструментов, где играл на домре. Пел в хоре.
После окончания школы Николай Рубан работал на ленинградском заводе «Электрик» и продолжал учиться пению на вечерних курсах в музыкальном техникуме, а затем в вечерней рабочей консерватории . Не стремясь, однако, к профессиональной певческой карьере, Рубан окончил Ленинградский политехнический институт и поступил старшим инженером в заводское конструкторское бюро. Стать певцом ему помог случай.
В 1936 году, ещё будучи студентом политехнического института, Николай, как победитель Олимпиады художественной самодеятельности Ленинграда, был принят в школу пения при Ленинградском государственном Академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова , в класс заслуженного артиста РСФСР А. М. Давыдова . Первые выступления Николая Рубана по окончании этой школы состоялись в 1937 году на Ленинградском радио , а вскоре и на эстраде .
В 1939 году молодой певец дебютировал на сцене Ленинградского областного театра оперетты в роли Григория в музыкальной комедии С. Заславского «Соловьиный сад».
В 1941—1945 годах выступал ведущим солистом Музыкального театра Карело-Финской ССР , где переиграл весь его основной репертуар в амплуа и героя , и простака . Во время Великой Отечественной войны Рубан гастролировал с театром по стране, и его работы были отмечены в прессе. В частности, газета «Ленинградское знамя» в рецензии на оперетту Р. Планкета « Корневильские колокола » писала:
Яркий, благородный облик де Корневиля, прославляющего храбрость и личное мужество, заставляет зрителя глубоко ему симпатизировать. Маркиз де Корневиль, созданный Рубаном, — несомненный успех талантливого артиста. Отличные голосовые данные и приятные манеры игры помогли ему создать запоминающийся, колоритный образ.
В театре Рубан играл не только в классических опереттах. Одной из лучших его работ стала роль в музыкальной комедии Б. Александрова «Девушка из Барселоны». Успехи артиста на сцене были отмечены присвоением ему звания заслуженного артиста Карело-Финской республики.
По окончании войны Николай Рубан был приглашён на работу в Москву . Певец вначале выступал в Московском театре миниатюр.
В 1946—1959 годах выступал солистом Московского театра оперетты . Среди образов, созданных артистом на сцене этого театра, герои оперетт «Моя Гюзель» Б. Александрова , « Летучая мышь » Иоганна Штрауса , « Трембита » Ю. Милютина .
Сам артист так высказывался о своём любимом жанре:
Оперетта — это жанр молодых, и, конечно же, это жанр весёлый, романтический — героика и смех рядом. Поэтому-то я очень люблю роли героев-простаков, таких, например, как граф Данило из Легаровской « Весёлой вдовы », тут есть, что попеть, что сыграть и что станцевать. Или, например, роль старшины Мальцева из оперетты М. Блантера «На берегу Амура» — развесёлого удалого моряка, в котором одновременно уживается и остроумный балагур, и смелый, находчивый пограничник. Роль Бориса Корецкого в ревю Д. Шостаковича « Москва, Черёмушки » тоже пришлась мне по сердцу. Это характер сложный, в чём-то противоречивый; сверху наносное, бравада, а внутри — понимание своей неустроенности в жизни, своей пока что не сложившейся судьбы. И, как результат — вера зрителя в то, что он в конце концов станет человеком. Такие роли играть интересно.
В 1957 году увлёкся бадминтоном , стал одним из зачинателей этого вида спорта в СССР. C 1961 года — председатель Федерации бадминтона СССР .
Роль Корецкого — последняя работа Николая Рубана в Московском театре оперетты. C 1959 года гастролировал в театрах оперетты периферии, выступал на радио и телевидении как актёр и режиссёр.
В 1960 году перешёл в основном на гастрольную и концертную работу. С сольными концертами и спектаклями он объехал всю страну, побывал за рубежом. В эти годы он начал пробовать свои силы и в режиссуре; помимо театральных постановок — « Марицы », « Сильвы », «Роз-Мари», он осуществил ряд телевизионных спектаклей — «Акулина», «Трембита». Им написано 9 опереточных либретто , в том числе «Звёздные дороги» (муз. И. Дунаевского ), «Кумоха» (муз. Р. Пергамента ), «Корневильские колокола» (муз. Р. Планкета ). Продолжал выступать на эстраде, радио и телевидении.
Автор книги «Всю войну на колёсах. Воспоминания о прифронтовом театре» (1983) .
Умер 22 февраля 1987 года . Похоронен на 32 участке Ваганьковского кладбища .