Кассета (кинотехника)
- 1 year ago
- 0
- 0
Aäton — французская компания в Гренобле , специализирующаяся на выпуске киносъёмочной аппаратуры . Основана в 1970 году кинематографистом Жаном-Пьером Бовиала ( фр. Jean-Pierre Beauviala ). Камеры компании отличаются от всех остальных оригинальными техническими решениями, позволяющими сделать их лёгкими, компактными, и при этом достаточно бесшумными для синхронной съёмки . Aäton впервые применил впечатывание адресно-временного кода на киноплёнку камерой непосредственно в момент съёмки .
Основатель компании во время подготовки к работе над фильмом о Гренобле в 1966 году обнаружил, что не может подобрать камеры, подходящей для натурных съёмок на улицах. Тогда он задался целью сконструировать современную кинокамеру, достаточно портативную для съёмки документальных фильмов и репортажей . Идея новой камеры формулировалась фразой «кот на плече» и предполагала максимальное удобство для кинооператоров .
Первая модель Aäton LTR 16 была представлена в конце 1970-х годов и представляла собой портативный штативно-плечевой аппарат для 16-мм киноплёнки с зеркальным обтюратором . Быстросменная наружная коаксиальная кассета магазинного типа содержит почти все элементы лентопротяжного тракта и вмещает 120 метров киноплёнки. Электропривод постоянного тока с кварцевой стабилизацией обеспечивает беспроводную синхронизацию с внешним магнитофоном . Особенностью камеры было крепление аккумуляторов непосредственно на корпусе, исключающее дополнительные сумки и кабели, характерные для других кинокамер такого класса. Все камеры линейки LTR снабжались встроенными телевизиром и TTL-экспонометром , измеряющим отражённый от киноплёнки свет .
С появлением формата « Супер-16 » Aäton первым из всех производителей начал выпускать камеры, поддерживающие увеличенный кадр со смещённым относительно оси киноплёнки центром. 16-мм камеры остальных производителей ещё приходилось дорабатывать в мастерских киностудий, а Aäton серийно выпускал двухформатные камеры со сменной рамкой, эксцентриковым объективодержателем и увеличенным полем видоискателя. В 1983 году представлена новая линейка XTR, в которой формат «Супер-16» был уже основным . Отличная резкость и устойчивость кадра делали обе 16-мм линейки Aäton пригодными для набравшей в 1970-х годах популярность технологии съёмки постановочных полнометражных фильмов на узкую плёнку с последующим увеличением кадра «Супер-16» до 35-мм кашетированных прокатных форматов . В 1999 году представлена последняя 16-мм камера Aäton A-Minima, поддерживающая только кадр «Супер-16» и самая маленькая в своём классе: с кассетой и аккумулятором она весила всего 2 килограмма.
Кроме 16-мм линейки выпускались киносъёмочные аппараты Aäton 35 для 35-мм киноплёнки . История появления этого семейства началась со знакомства Бовиала с Жаном-Люком Годаром , заказавшим ему кинокамеру для киноплёнки профессионального формата, но с размерами любительских аппаратов « 8 Супер » . В результате режиссёр так и не смог получить желаемое, но разработки привели к появлению очень удачных камер. Их особенностью были раздельные электроприводы грейфера , обтюратора и наматывателя, синхронизированные микропроцессором с помощью оптронных датчиков . Быстросменные наружные кассеты вмещают 120 метров киноплёнки и имеют оригинальную конструкцию с перемещающимися осями наматывателя и сматывателя, позволяющими экономить пространство. В 2007 году фирма представила новейшую камеру Aäton Penelope, оснащённую универсальным грейфером с изменяемым шагом кадра. Аппарат может быть за несколько минут перенастроен как на шаг в 3, так и в 2 перфорации , позволяя снимать на разный кадр киносистемы « Супер-35 » и экономить киноплёнку .
В 2010 году компания объявила о разработке своей первой цифровой кинокамеры Delta на основе 35-мм модели Penelope. Кассета последней заменялась КМОП-матрицей формата Супер-35 и цифровым SSD -накопителем Digi-Mag . Однако из-за проблем с качеством предполагавшихся к использованию сенсоров Dalsa, реализация проекта зашла в тупик, спровоцировав финансовые трудности. В апреле 2013 года компания Aäton заявила о готовности к банкротству и поиске нового инвестора. Спустя 3 месяца она была выкуплена Transvideo и переименована в Aäton Digital . Под новым руководством осталась работать практически та же команда, продолжившая выпуск цифрового рекордера Cantar-X и другого оборудования для звукозаписи в кинематографе . Производство киносъёмочной аппаратуры прекращено.