Галерея «Пальто»
была основана в
1996 году
художником
Александром Петрелли
совместно с группой «Перцы»
. Выставки галереи «Пальто» представляют собой произведения небольшого размера, экспонирующиеся на подкладке пальто, которое Петрелли распахивает перед зрителями, приходя на вернисажи и другие культурные мероприятия
. Первой экспозицией «Пальто» была выставка «Художники за секс»
Александра Виноградова
и
Владимира Дубоссарского
, проведённая на выставке «Художники против секса» в клубе «Манхэттен-экспресс» в 1996 году.
Большинство произведений, выставляемых в галерее «Пальто», создавалось специально для галереи.
В
2010 году
проект Александра Петрелли «Галерея „Пальто“» вошёл в шорт-лист
Премии Сергея Курёхина
в номинации «Искусство в общественном пространстве».
«Институциональное измерение мелкого вошло в историю отечественного искусства вместе с галереей „Пальто“ Александра Петрелли, утвердившего равенство „пальто = галерея“. На выставке мы видим серию галерей-пальто, и это одно из самых отчетливых воплощений мелкого как другого качества, благодаря которому становятся возможными игровые стратегии институциональности — вовсе не симулятивные, и благодаря которому произведением становится арт-институция. Предложение искусства через непристойный и контрабандистский жест распахивания пальто — само по себе смешной и шокирующий перформанс, который, конечно, не превратился бы в регулярное событие, если бы за ним не стояла галерейная традиция торговли искусством»
—
Александр Евангели, 2008
.
«Образ человека в пальто в ожидании достойного зрителя, которому можно доверять, был навеян спекулянтом из магазина радиотехники в фильме „Иван Васильевич меняет профессию“. Галерист, как обладатель некоего „дефицита“ — одна его ипостась. Другая же — эксгибиционист, внезапно распахивающий полы пальто. Но, вопреки ожиданию, в собственном интимном пространстве он демонстрирует не своё сокровенное, а чужое. Художник и галерист в одном лице, Александр Петрелли никогда не выставляет собственные работы. Но сам его „выход“ является артистическим жестом, перформансом» —
Яна Шклярская, 2010
.
«Едва ли не единственным коммерчески успешным был проект художника Александра Петрелли „Галерея Пальто“, начинавшийся как иронический перформанс. Петрелли приходил на вернисажи в потрепанном винтажном пальто, к изнанке которого были прикреплены вещицы или картины размером с ладонь, специально изготовленные художником, чья выставка открывалась. При этом реальный покупатель мог и не прийти на выставку. Передвижная галерея с демократичными ценами обеспечивала хоть какой-то доход художникам»
—
Андрей Ковалёв
, 2014
.