Interested Article - Варфоломей (Ремов)

Варфоломе́й (в миру Никола́й Фёдорович Ре́мов ; 3 ( 15 ) октября 1888 , Москва 10 июля 1935 , Москва ) — епископ Русской православной церкви ; епископ Сергиевский , викарий Московской епархии ( 1921 1928 ), затем епископ, с 1934 года архиепископ на покое. Одновременно тайный викарий апостольского администратора в Москве для католиков восточного обряда ( Российская грекокатолическая церковь , 1933 —1935).

Образование

Сын московского священника . Окончил Заиконоспасское духовное училище (1902), Московскую духовную семинарию ( 1908 ), Московскую духовную академию ( 1912 ) со степенью кандидата богословия.

Монах и учёный

10 июня 1911 года был пострижен в монашество , с 23 июня 1911-го — иеродиакон , с 18 февраля 1912 года — иеромонах .

С 1912 года исправлял должность доцента кафедры Священного Писания Ветхого Завета Московской духовной академии.

С 1913 года — благочинный академического Покровского храма.

В ноябре 1913 года защитил магистерскую диссертацию «Книга пророка Аввакума : введение и толкование» и в январе 1914 года утверждён в должности доцента. Магистерская диссертация была основана на детальном анализе греческого и еврейского текстов пророка Аввакума с учётом славянских рукописей; внимание автора было сосредоточено на текстуальной критике и «историческом истолковании книги пророка Аввакума».

С 20 августа 1916 года — сверхштатный экстраординарный профессор .

С 1919 года — архимандрит и настоятель академического Покровского храма.

В 1920 году патриарх Тихон назначил его директором Высшего богословского института.

В 1920 году выступил с проповедью против вскрытия мощей Сергия Радонежского и 6 сентября был за это арестован; через полгода, 28 февраля 1921 года, освобождён по состоянию здоровья (из тюрьмы его вынесли на носилках).

Митрополит Сергий (Страгородский) поручил ему исправлять все церковные службы, песнопения, поступающие на отзыв в Московскую патриархию.

Православный архиерей

С 28 июля 1921 года — епископ Сергиевский , викарий Московской епархии . После закрытия Троице-Сергиевой лавры , в 1923 1929 — настоятель Высокопетровского монастыря в Москве.

В 1929—1935 — настоятель храма Рождества Богородицы, что в Путинках — в этот храм после закрытия монастыря перешли клирики, служившие вместе с епископом Варфоломеем, и близкие к нему прихожане. Пользовался уважением верующих как аскет, молитвенник и исповедник, имел репутацию старца. Организатор тайных монашеских общин. Оставался в юрисдикции Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) , критически относился к его церковно-политическому курсу.

В 1928 году был арестован, обвинён в «укрывательстве шпиона». Находясь в заключении, подписал обязательство сотрудничать с ОГПУ , после чего был освобождён. В качестве агента не давал чекистам информации, на которую те рассчитывали. С самого начала своего «сотрудничества» с ОГПУ выполнял обязанности агента формально, стремясь сохранить в Москве тайное монашество, «прикрыв» его от репрессий со стороны властей.

13 мая 1934 года направил Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) рапорт, в котором поздравлял его с возведением в достоинство митрополита Московского и Коломенского

9 июня 1934 года возведён в сан архиепископа .

Тайный католик восточного обряда

В 1928 году познакомился с апостольским администратором в Москве епископом Пием Эженом Невё , с которым затем постоянно общался (в ОГПУ считали, что епископ Варфоломей будет осведомлять чекистов о настроениях и деятельности епископа Невё). На деле рассматривал сближение с католиками как возможность для облегчения судьбы Русской церкви, передавал представителю Ватикана в России информацию о гонениях на церковь для того, чтобы довести её до международной общественности. Постепенно стал проявлять симпатии к католичеству, однако ещё в 1931 году епископ Невё в одном из писем выражал сомнение в том, что владыка Варфоломей может стать католиком, так как он «ограничивается расплывчатыми словами о своих симпатиях и очень боится себя скомпрометировать». Однако уже в ноябре 1932 года тайно перешёл в католичество, создал небольшую тайную католическую общину из прихожан своего храма. О своём переходе в католичество не поставил в известность ни чекистов , ни Московскую Патриархию [ источник не указан 3100 дней ] .

3 июля 1933 года получил официальные документы о своих полномочиях от папской комиссии Pro Russia за подписью главы этой комиссии епископа Мишеля д’Эрбиньи . В документах говорилось об учреждении титулярной кафедры Сергиевской в юрисдикции папы римского и о поставлении на неё «уже облечённого епископским саном в восточном обряде» епископа Варфоломея в качестве викария епископа Неве .

Поскольку Его Святейшество, Божиим Промыслом наш Господин Папа Пий XI, счел подобающим учредить в России, в Московской провинции, Сергиевскую кафедру и новый епископский титул, настоящим декретом Его Святейшество учреждает эту титулярную кафедру и назначает Монсеньора Варфоломея (Николая Федоровича Ремова), уже облеченного епископским саном в восточном обряде, определив ему быть титулярным епископом Сергиевским

Д’Эрбиньи высоко оценивал решение владыки Варфоломея (первый такой пример в России XX века), рассматривая тайного католического епископа как будущего Патриарха восточного обряда в юрисдикции Папы .

Некоторые почитатели владыки Варфоломея считали сведения о его переходе в католичество ложными (в первой половине 1990-х годов всерьёз рассматривался вопрос о возможности его причисления к лику православных святых). Они считали, что православный архиерей в своих отношений с католиками не пошёл дальше консультаций и передачи им информации. По их мнению, признания на допросах были «выбиты» сотрудниками НКВД , а документы, исходившие от д’Эрбиньи, сомнительны . Однако их аргументация отвергается как православными, так и католическими учёными, считающими доказанным факт принятия епископом католичества. В Генеральном Архиве монахов Августинцев Ассумпционистов в Риме хранится переписка владыки Варфоломея с епископом Невё, доказывающая его католичество .

Последний арест и гибель

В начале 1928 года Ремов был арестован и выпущен, поскольку он дал подписку в том, что становится тайным осведомителем ОГПУ . Однако, когда 21 февраля 1935 года Ремова арестовали, его обвинили именно в том, что он никогда ни о чём НКВД не осведомлял и расстреляли «за нарушение служебного долга». Вместо того, чтобы передавать в НКВД информацию о собратьях по вере, он передавал представителю Ватикана в России информацию о гонениях на Церковь.

21 февраля 1935 года был арестован и отправлен в Бутырскую тюрьму. Обвинён в измене и нарушении служебного долга по отношению к НКВД. 17 июня 1935 года приговорён к расстрелу военной коллегией Верховного суда СССР и вскоре расстрелян.

В «Обвинительном заключении» по делу владыки Варфоломея сказано:

Неоднократно встречался в Москве с неофициальным представителем Ватикана в Москве Пием Эженом Невё... Ремов передавал Невё сведения о якобы имеющих место в Советском Союзе гонениях на Церковь, зная, что Невё передаёт эти сведения за границу с целью создания антисоветской кампании

Из всех, арестованных с ним, он один был расстрелян. Для 1935 года приговор был достаточно жестоким. Возможно, это было вызвано твёрдостью Ремова на допросах, в частности, в ответ на вопрос, почему он не доносительствовал, епископ ответил: «Я старался найти соответствующий материал, но его не находил» .

После расстрела Ремова епископ Невё писал:

Вне всяких сомнений, причиной ареста преосвященного Варфоломея была ненависть к христианской вере и то, что он до конца остался верен в исповедании католической религии и послушании Святому Отцу

Труды

  • Книга пророка Аввакума. Введение в толкование. Сергиев Посад, 1913.
  • Пророк веры [Речь перед защитой магистерской диссертации «Книга пророка Аввакума. Введение и толкование». Сергиев Посад, 1913]. // Богословский вестник, 1914, январь. — C. 13—17.
  • Об изучении Священного Писания. // Христианин, 1914. — № 1;
  • Пророк последних дней первого Иерусалима. // В книге: В память столетия (1814—1914) Московской духовной академии. Сергиев Посад. 1915, ч. 2.
  • Архиепископ Варфоломей (Ремов). Письма и автобиография / Подготовка текста, публикация, вступительная заметка и примечания А. Л. Беглова // Альфа и Омега. 1996. № 2/3 (9/10). — С. 353—378.
  • Архиепископ Варфоломей (Ремов). Из духовного наследия: [Жизненный путь архиепископа Варфоломея; <Слово> в 4-ю годовщину по кончине старца схиигумена Германа] / Подготовка текста, публикация, вступительная статья и примечания А. Л. Беглова // Альфа и Омега. 1998. № 4(18). — С. 119—133.
  • Архиепископ Варфоломей (Ремов). «Благоговейный путь». Слово о духовном восхождении: [Слово по пострижении монахини Евгении; Слово по пострижении монаха Германа; Слово о самоукорении; Слово на отпевании Ольги Протопоповой] / Подготовка текста, публикация, вступительная заметка и комментарии А. Л. Беглова // Альфа и Омега. 2000. № 2(24). — С. 146—159.
  • Архиепископ Варфоломей (Ремов). «Мы владеем всерадостной тайной». Слово о пастырях и учениках: [Слово при наречении во епископа; Памяти иеросхимонаха Алексия (Соловьева); Слово на отпевании архимандрита Мелхиседека] / Подготовка текста, публикация, вступительная заметка и комментарии А. Л. Беглова // Альфа и Омега. 2000. № 1(23). — С. 87-108.

Примечания

  1. По одним сведениям — священника успенской церкви на Малой Дмитровке , по другим — церкви Иоанна Предтечи на Пресне.
  2. от 23 ноября 2018 на Wayback Machine / Публ. и коммент. А. К. Галкина // Вестник церковной истории . 2010. — № 3-4 (19-20). — С. 203—204.
  3. . Дата обращения: 7 января 2013. Архивировано из 12 февраля 2012 года.
  4. Православная энциклопедия . Т. 6, С. 716—717
  5. «Варфоломей Ремов» // Католическая энциклопедия . М.:Изд. францисканцев, 2002. Т.1 Ст. 834
  6. Антуан Венгер . от 29 ноября 2011 на Wayback Machine
  7. «В тени Лубянки…» О судьбах настоятелей церкви Святого Людовика Французского в Москве: воспоминания Леопольда Брауна и обзор материалов следственных дел/ Сост. И. И. Осипова — М.:Братонеж, 2012. ISBN 978-5-7873-0691-0 . Стр. 46
  8. Цит. по " Антуан Венгер . Рим и Москва. 1900 - 1950. Гл. VII. Исповедники веры"
  9. . Дата обращения: 28 июля 2006. 10 сентября 2018 года.

Литература

  • Юдин А. «Я готов на любые жертвы…» // Истина и жизнь. 1996. — № 2. — С. 33-39
  • Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слез…». — М., 1998. — С. 129—135
  • Голубцов С. Московская Духовная Академия в начале XX века: Профессура и сотрудники. Основные биографические сведения: по материалам архивов, публикаций и официальных изданий. — М.: Мартис, 1999. — С. 21-22;
  • Волков С. А. Возле монастырских стен: Мемуары, дневники, письма. — М. : Изд-во гуманитар. лит., 2000. — С. 98-102;
  • Васильева О. Ю. // Альфа и Омега. 2000. — № 4. — С. 192—206.
  • Беглов А. Л. Архиепископ Варфоломей (Ремов): Argumentum advocati Dei. Настоятель Высоко-Петровского монастыря по материалам архивов его прихожан // Церковь в истории России. Вып. 5. — М., 2003. — С. 222—240.
  • Воробьёв В. , прот. // Православная энциклопедия . — М. , 2003. — Т. VI : « Бондаренко (англ.) ». — С. 716—717. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 . .
  • Волков В. А., Куликова М. В., Логинов В. С. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки. — М. : Янус-К, 2006. — С. 43. — 300 с. — 2000 экз. — ISBN 5—8037—0318—4.
  • Балашова Е. Г. // Церква мучеників: гоніння на віру та Церкву у ХХ столітті : матеріали Міжнар. наук. конф. (К., 6-7 лютого 2020 р.) / упоряд. С. В. Шумило; відп. ред. прот. В. Савельєв. — К. : Видавничий відділ Української Православної Церкви, 2020. — С. 423—436 .
Источник —

Same as Варфоломей (Ремов)