Иоасаф (Удалов)
- 1 year ago
- 0
- 0
Иоасаф (в миру Иосиф Александрович Рогозин или Рагозин ; 1 февраля 1890 , село Ивановское-Прозоровских , Покровский уезд , Владимирская губерния — 1930-е ) — деятель григорианского раскола , в котором имел титул епископа Астраханского, в 1923—1931 годы — обновленческий архиерей, где имел сан архиепископа .
Родился 1 февраля 1890 года в селе Ивановском-Прозоровских Покровского уезда Владимирской губернии в семье потомственного дворянина , служившего губернским секретарём . Его отец рано скончался. С юных лет находился под духовным руководством старца Нила из Оптиной пустыни .
В 1911 году окончил Калужскую Николаевскую классическую гимназию и поступил в третий класс Калужской духовной семинарии , которую окончил в 1915 году и поступил в Казанскую духовную академию .
2 декабря 1917 года принял монашество. 10 декабря того же года рукоположён в сан иеродиакона . В 1918 году был рукоположён в сан иеромонаха . В 1919 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия .
В 1922 году уклонился в обновленчество . 28 октября 1923 году в Москве обновленческими архиереями хиротонисан во епископа Мензелинского, викария Уфимской обновленческой епархии . Указание Мануила (Лемешевского) на то, что он был рукоположен в епископа ещё до ухода в обновленчество , неверны, что следует в частности из работ современного исследователя обновленчества Валерия Лавринова .
Как следует из доклада епископа Иоанна (Пояркова) Патриарху Тихону, вместе с обновленческим епископом Петром Савельевым прибыл в Уфу, но «встретили их только в силу необходимости очень холодно и сами обновленцы. Епархиальное Управление, как полагается, использовало их во всей мере и обратило оных даже не в „первых среди равных“, а просто в работников по обновленческому делу» .
6 февраля 1924 года назначен обновленческим епископом Сергиевским, викарием Московской обновленческой епархии .
12 февраля того же года назначен епископом Бирским, викарием и временным управляющим Уфимской обновленческой епархии .
Пытался бороться против «тихоновской» церкви путём шантажа и доносов. Епископ Иоанн (Поярков) сообщил Патриарху Тихону : «Его стараниями местная прокуратура объявила о привлечении к ответственности по 68 ст. Угол. кодекса поминающих в церквах Патриарха Тихона и других контрреволюционных архиереев, на меня в судебные и административные советские учреждения посыпались обвинения, что я, базируясь на связи с Тихоном, побуждаю темные массы к ненависти к ним, православным-обновленцам, и что всего наглее — к Советской власти. Не знаю, дала ли власть ход этим жалобам, кажется нет, но мне пришлось в ограждение себя и подведомого мне духовенства устроить собрание, на котором и выявить свое отрицательное отношение к контрреволюции. Евдоким , председатель синодский, прописал мне угрозу Соловками в письме к одному моему знакомому, несомненно по информации того же Иоасафа»
В июне 1924 года был участником Всероссийского обновленческого предсоборного совещания .
20 июня 1924 года почислен на покой, после чего переходит в ведение Всеукраинского обновленческого синода. 2 августа того же года решением Всероссийского обновленческого синода запрещён в священнослужении .
Согласно данным Мануила (Лемешевского) в 1924 году принёс покаяние и, как архиерей старого поставления, принят в сущем сане. Вскоре назначен епископом Владивостокским , в том же 1924 году был некоторое время епископом , викарием Тверской епархии . Затем вторично уклонился в обновленческий раскол . Однако эти данные недостоверны.
В том же году был восстановлен обновленцами в служении и назначен епископом Сумским, викарием Харьковской обновленческой епархии с кафедрой в Троицкой церкви города Сумы .
В ноябре 1924 года был участником Всеукраинского обновленческого предсоборного совещания .
В мае 1925 года был участником Второго всеукраинского обновленческого помесного собора .
14 мая 1925 года постановлением Всероссийского обновленческого синода назначен епископом Вятским и Слободским, председателем Вятского обновленческого епархиального управления, с возведением в сан архиепископа . По приезде в Вятскую епархию епископов Павла (Борисовского) и Виктора (Островидова) сразу разослал по обновленческим викариатам в Советском, Яранском, Уржумском , Халтуринском районах «Оповещение»: «Вернувшиеся из ссылки бывшие Вятские епископы Павел Борисовский и Виктор Островидов вполне определённо и сознательно встали опять на путь объединения общественных реакционных сил, враждебных к советскому правительству нашей Республики»
3 июня того же года назначен епископом Полтавским и Переяславским, председателем Полтавского обновленческого епархиального управления , с кафедрой в Успенском соборе Полтавы .
В октябре 1925 года был участником обновленческого «III Всероссийского Поместного Собора» (второго обновленческого) .
20 июля 1926 года назначен епископом Купянским, председателем Купянского обновленческого епархиального управления с кафедрой в Покровском соборе Купянска . 25 января 1927 года постановлением Всероссийского обновленческого Синода уволен на покой с запрещением в священнослужении за самовольное оставление Вятской епархии. 1 февраля того же года запрещение было снято и разрешён переход в ведение Всеукраинского обновленческого Синода .
В мае того же годы был участником Всеукраинского предсоборного совещания .
В том же году назначен временным управляющим Каменец-Подольской обновленческой епархии, а 20 мая 1928 года утверждён архиепископом Каменец-Подольским, председателя Каменец-Подольского обновленческого епархиального управления с кафедрой в Казанском соборе Каменца-Подольского .
В мае 1928 года был участником третьего всеукраинского обновленческого поместного собора .
28 сентября 1928 года назначен архиепископом Волынским и Житомирским, председателем Волынского обновленческого епархиального управления, с кафедрой в Преображенском соборе Житомира .
В октябре 1930 года перешёл в ведение Всероссийского обновленческого поместного синода и назначен архиепископом Козловским, председателем Козловского обновленческого епархиального управления, с кафедрой в Никитской церкви города Козлова .
7 мая 1931 года почислен на покой. 10 июня 1931 года за деспотизм, нетрезвость и ослушание обновленческому Синоду был исключён из числа обновленческих архиереев .
В 1931 году перешёл в григорианский раскол (юрисдикцию «Временного Высшего Церковного Совета»), будучи принят в качестве епископа. Назначен на Астраханскую епархию . Кафедра располагалась в Духосошественской кладбищенской церкви города Астрахани — единственной церкви ориентации ВВЦС в городе . Служил в этом храме он практически один, так как у него не было ни клироса, ни прихожан .
Епископ Иоасаф пытался перевести в своё ведение некоторые приходы, но достиг незначительных результатов. Известно лишь о двух таких приходов: в селе Красный Яр и селе Селитрино . В 1932 году Духосошественская церковь была закрыта, а епископ Иоасаф покинул город . Дальнейшая судьба неизвестна. По-видимому был репрессирован в 1930-е годы.