Interested Article - Наблюдатель (шаблон проектирования)

Наблюдатель ( англ. Observer ) — поведенческий шаблон проектирования . Также известен как «подчинённые» ( англ. Dependents ). Реализует у класса механизм, который позволяет объекту этого класса получать оповещения об изменении состояния других объектов и тем самым наблюдать за ними .

Классы, на события которых другие классы подписываются, называются субъектами (Subjects), а подписывающиеся классы называются наблюдателями ( англ. Observers ) .

Похожие шаблоны: « издатель — подписчик », « посредник », « одиночка ».

Назначение

Определяет зависимость типа один ко многим между объектами таким образом, что при изменении состояния одного объекта все зависящие от него оповещаются об этом событии.

Реализация

Observer UML

При реализации шаблона «наблюдатель» обычно используются следующие классы:

  • Observable — интерфейс, определяющий методы для добавления, удаления и оповещения наблюдателей;
  • Observer — интерфейс, с помощью которого наблюдатель получает оповещение;
  • ConcreteObservable — конкретный класс, который реализует интерфейс Observable;
  • ConcreteObserver — конкретный класс, который реализует интерфейс Observer.

Область применения

Шаблон «наблюдатель» применяется в тех случаях, когда система обладает следующими свойствами:

  • существует как минимум один объект, рассылающий сообщения;
  • имеется не менее одного получателя сообщений, причём их количество и состав могут изменяться во время работы приложения;
  • позволяет избежать сильного зацепления взаимодействующих классов.

Данный шаблон часто применяют в ситуациях, в которых отправителя сообщений не интересует, что делают получатели с предоставленной им информацией.

Примеры

PHP5 (SPL)

PHP5

C#

Java

C++

ActionScript

VB.NET

Python

Object Pascal

Ruby

Rust

Io

JavaScript ES6

Дополнительная информация

В платформе .NET Framework 4.0 шаблон разработки наблюдателя применяется путём реализации универсальных интерфейсов System.IObservable<T> и System.IObserver<T> .

Литература

  • Эрих Гамма, Ричард Хелм, Ральф Джонсон, Джон Влиссидес . Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования = Design Patterns. Elements of Reusable Object-Oriented Software. — СПб. : Питер, 2009. — 366 с. — ISBN 978-5-469-01136-1 .
  • Эрик Фримен, Элизабет Фримен. Паттерны проектирования = Head First Design Patterns. — СПб. : Питер, 2011. — 656 с. — ISBN 978-5-459-00435-9 .

Примечания

  1. . Дата обращения: 13 июня 2013. 13 июня 2013 года.
  2. . Дата обращения: 13 июня 2013. 13 июня 2013 года.
  3. . Дата обращения: 4 ноября 2019. 4 ноября 2019 года.
Источник —

Same as Наблюдатель (шаблон проектирования)