Interested Article - Уверение Фомы (Дионисий)

«Увере́ние Фомы́» икона , созданная иконописцем Дионисием ок. 1500 года для праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря . Икона была привезена историком искусства, коллекционером и сотрудником Румянцевского музея из поездки по Северу в 1914 году и передана в музей, позднее хранилась в Историческом музее . В Русский музей икона поступила в 1933 году после зарубежной выставки, проходившей с 1929 по 1932 год. Является одной из немногих икон, уверенно атрибутируемых Дионисию.

Происхождение

Икона была создана для праздничного чина иконостаса собора монастыря, основанного в 1414 году преподобным Павлом Обнорским недалеко от Вологды . Одна из четырёх дошедших до нашего времени икон, относящихся к «северному периоду» творчества Дионисия . Остальные сохранившиеся иконы иконостаса — « Спас в Силах » и « Распятие » (Государственная Третьяковская галерея), « Успение Богоматери » (из местного чина, в настоящее время хранится в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике ). «Уверение Фомы», как и весь иконостас, датируется 1500 годом на основании надписи на обороте иконы «Спаса в силах», обнаруженной в 1949 году. Надпись выполнена вырезанными на доске крупными буквами:

В ле [то] ЗИ (7008 — 1500) писан диисус и празни-ки и пророци Денисьева письмени.

Надпись на обороте иконы «Спас в Силах»

По мнению палеографа М. В. Щепкиной , надпись на обороте «Спаса в силах» была выполнена в 1530-х годах .

На обороте «Уверения» под верхней шпонкой чёрной краской полууставом была нанесена надпись «Фомино испытание» и буква «Є» .

Каменный Троицкий собор монастыря был построен в 1505—1516 годах Василием III , после закрытия монастыря в 1924 году был разрушен . Вероятней всего, иконостас создавался для старого деревянного собора .

Икона в 1914 году была передана Б. Эдингом в Румянцевский музей. После революции вместе со всем собранием картин была передана в Исторический музей . Экспонировалас в 1929—1933 годах на выставке, проходившей за рубежом. В Русский музей икона поступила после выставки через антиквариат (акт № 164/165 от 8 марта 1933 года) .

Атрибуция

Документы, относящие икону к иконостасу собора, не сохранились . В древности считалось, что икона была написана Дионисием Глушицким .

«Уверение Фомы» было обнаружено во время поездки по Северу в 1914 году и привезено им в Румянцевский музей . Эдинг опубликовал заметку о своей находке в журнале « Старые годы » (апрель — июнь, 1916), он не назвал места, где была обнаружена икона, но по некоторым косвенным признакам И. Кочетков определил, что «Уверение Фомы» вывезено из собора Павло-Обнорского монастыря. Известно, что Эдинг в 1914 году в ходе поездки побывал и в Павло-Обнорском монастыре, об этом он упоминает в своём письме от 6 сентября Евгению Волкову . Уже Эдинг, отмечая ясную простоту композиционного построения, виртуозность решения сложной изобразительной задачи и изысканные цветовые сочетания, предполагал, что образ принадлежит кисти Дионисия .

, исходя из размеров иконы, совпадающих с размерами «Распятия» из Третьяковской галереи , первым предположил, что «Уверение», возможно, было частью иконостаса собора Павло-Обнорского монастыря.

Предположение Попова подтвердил И. А. Кочетков, проведший анализ технических особенностей обеих икон. Используя сведения, сообщённые Эдингом, — икона около пятидесяти лет хранилась на чердаке, а до этого сто лет стояла над воротами обители, — Кочетков восстановил её судьбу. «Уверение Фомы» после пожара, произошедшего в Троицком соборе в 1764 году, установили над воротами монастыря, ограда которого в то время была деревянной. Через столетие, в 1862—1866 годах, когда возводилась новая, каменная ограда, икону убрали на чердак собора .

Иконный щит «Уверения Фомы» похож на щит «Распятия»: близки их размеры 85×54 см (левое поле надставлено на 2 см) и 85×52 см соответственно; материал — по две липовые тёсаные доски, соединённые двумя встречными врезными шпонками; по торцам стыки досок скреплены железными скобами. У обоих образов глубокий ковчег , одинаковые поля — ширина горизонтальных 5,3—5,5 см, вертикальных — около 2,2 см. Скосы между полями и ковчегом (лузги) широкие и пологие. На обеих иконах верхнее поле обведено опушью, выполненной киноварью , ширина опуши около 1,5 см, её нижняя линия очерчена графьей .

Описание

Как и прочие иконы иконостаса Троицкого собора, «Уверение Фомы» было в своё время украшено серебряным басменым окладом с позолотой .

Иконописец изобразил эпизод из Евангелия от Иоанна (20: 24-29), где рассказывается о явлении Христа после Воскресения своим ученикам. Фома , один из двенадцати апостолов , усомнился в Воскресении учителя, но после того, как был приглашён Иисусом прикоснуться к его ранам, уверовал.

В центре, согласно традиции, перед зданием с закрытыми дверями, представлен воскресший Христос. Его тонкая фигура вторит очертаниями двери на втором плане, что отсылает к словам Христа: «Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасётся». Сгиб правой руки и опущенная левая повторяют линию кровли архитектурного мотива . Слева и справа от Христа двумя плотными группами стоят десять апостолов, те, кто уже видел воскресшего, слева от Иисуса — почтительно склонившийся Фома, выделяющийся своим ярко-красным гиматием . Фома прикасается к ранам, оставленным копьём Лонгина .

Архитектурный комплекс на заднем плане вторит чёткому разделению композиции на три части. Плавный изгиб стены слева повторяет абрис группы апостолов во главе с Фомой. Контуры высокой палаты в центре подобны раме, в которую непринуждённо вписана стройная фигура Христа. Пропорции узкой башенки с правого края соответствуют второй группе тесно стоящих апостолов .

Краски архитектурного фона разбелены. Рисунок складок одежд твёрдый, без лишних усложнений. Фигуры персонажей слегка вытянуты. Гиматий Христа нежно-голубого цвета. Крайний слева — апостол Иаков в лилово-розовом плаще и голубом хитоне, цвета его одежд составляют гармоничный контраст жёлтым одеждам среднего в группе апостола и плащу Фомы .

Сохранность

Репродукция из журнала "Старые годы". 1916. Состояние иконы до реставрации

Икона около ста лет находилась на открытом воздухе и подвергалась действию осадков и перепаду температур, верхний красочный слой сохранился плохо, имеются потёртости. По сообщению Эдинга (1916), больше всего пострадало личное письмо, кроме правой руки Христа. Он отмечал также позднейшие неряшливо исполненные контуры, в основном сепией , лиц, рук и ног. Очень плохо сохранились участки синего цвета. Контуры головы Христа были испорчены гвоздями при креплении оклада. Следы гвоздей, крепивших оклад, и сами гвозди остались по всему фону . Золочение фона, полей, нимбов осталось во фрагментах. Живопись тонировалась. В настоящее время сложно оценить изящный рисунок одежд персонажей и тонкую игру цветовых переходов. Авторская живопись была раскрыта до поступления иконы в Русский музей, в период между 1914 и 1929 годом . Похожие приёмы записей авторской живописи, наблюдаемые у «Распятия» из Павло-Обнорского монастыря и «Уверения Фомы», свидетельствуют об общем происхождении двух икон .

Комментарии

  1. Генерал-лейтенант, управляющий кабинетом ЕИВ Волков был товарищем председателя Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, созданного Николаем Врангелем на основе Комиссии по изучению и описанию Петербурга и редакции журнала «Старые годы».

Примечания

  1. . Государственная Третьяковская галерея . Дата обращения: 19 июля 2019. Архивировано из 30 июня 2019 года.
  2. Кочетков И. А. // Послужить Северу… : Историко-художественный и краеведческий сборник. — Вологда, 1995. — С. 256 . 26 января 2021 года.
  3. . Дата обращения: 30 июня 2019. 12 июня 2010 года.
  4. . Ренессанс.ру . Дата обращения: 19 июля 2019. 30 июня 2019 года.
  5. . Музей фресок Дионисия . Дата обращения: 19 июля 2019. 12 июня 2010 года.
  6. , с. 267.
  7. от 30 июня 2019 на Wayback Machine . Ренессанс.ру.
  8. , с. 265, 267.
  9. , с. 127.
  10. , с. 265—266.
  11. Нерсесян Л. «Распятие» Дионисия из Павло-Обнорского монастыря // Во Христе. Обмен художественными и духовными шедеврами между Россией и Италией. Джотто и Полиптих из Санта Репарата в Третьяковской галерее в Москве, Рублев, Дионисий и Богоматерь Одигитрии в Баптистерии во Флоренции: 19 декабря 2011 — 19 марта 2012: (каталог выставки). — Рим: Treccani (Istituto Della Enciclopedia Italiana Fondaea Da Giovanni Treccani), 2011.
  12. , с. 266.
  13. . Ренессанс.ру . Дата обращения: 19 июля 2019. 30 июня 2019 года.
  14. , с. 108.
  15. , с. 126.

Литература

  • Дионисий «живописец пресловущий». — М. : Северный паломник, 2002.
  • Кочетков И. А. Ещё одно произведение Дионисия // Памятники культуры. Новые открытия. 1980. — Л. , 1981. — С. 261—267.
  • Эдинг Б. Н. Образ «Фомино испытание» в Румянцевском музее // Старые годы : журнал. — 1916. — Апрель — июнь.


Источник —

Same as Уверение Фомы (Дионисий)