Interested Article - Апатурии
- 2020-09-05
- 1
Апатурии ( др.-греч. Άπατούρια ) — древнегреческий праздник фратрий .
Обряды
Справлялся в 20-х числах месяца пианепсиона ( начало октября ) в Афинах и других ионийских городах , за исключением Эфеса и Колофона , где, по словам Геродота , его не проводили из-за какого-то преступления .
Этот праздник не был посвящён какому-либо отдельному божеству, и с ним связывались и Зевс Фратрий, и Афина Фратрия, и Дионис , и Артемида , и Геракл , и Гефест . В том виде, в каком Апатурии проводились в Афинах, они были призваны скрепить и освятить единство общины. Празднование осуществлялось по отдельным фратриям, но единообразие обрядов указывает на то, что оно составляло единое целое .
Исследователи определяют Апатурии как торжество, связанное с обрядами перехода . Продолжалось оно в течение трёх дней.
- В первый день, называвшийся «дорпия» (δόρπεια, δορπία, от слова δόρπον — «ужин»), фратрии устраивали пиршества .
-
Второй день назывался «анарризис» (ἀνάρρυσις, от ἀναρρύειν — «приносить в жертву»), он был посвящён жертвоприношению Зевсу Фратрию и Афине
.
- Поскольку Апатурии были праздником единения гражданского коллектива, к концу V века до н. э. жертвы уже приносили за государственный счет .
-
В третий день, «куреотида гемера» (ὴ κουρεῶτις ὴμέρα, «день юношей»), отцы семейств представляли своих законных сыновей, родившихся со времени прошлогоднего праздника, для внесения в список фратрии. По этому случаю в жертву приносился ягненок или козленок, называвшийся «мейон» (μείον)
.
- Запись далеко не всегда проходила гладко, так как если у кого-либо из фратров были возражения, он отводил жертву от алтаря, и вопрос о признании ребёнка членом общины становился предметом голосования и юридических споров .
- Эфебы , достигшие совершеннолетия, также (повторно) записывались во фратрии, жертвуя прядь волос Артемиде Апатурии. В этом случае закланию подлежала жертва, называемая «курейон» (κούρειον) .
- Граждане, женившиеся в течение года, совершали жертвоприношение от имени своих супруг — «гамелии» (γαμήλια) .
- По сообщению Платона , в последний день празднеств проводились состязания мальчиков в декламации, в основном, стихов Солона , и устраивались гимнические состязания в честь Гефеста — лампадодромии .
- К трем дням добавлялся ещё один — «эпибда» (εριβδα), но так могли называться и все дни празднества .
Этиологический миф
Народная этимология объясняла название праздника происхождением от слова «апатэ» (ἀπάτη, обман), но уже древние словари дают более точное объяснение названия — ομοπατόρια. Современные исследователи объясняют его как άμαπατόρια, то есть праздник тех, кто имеет общего отца .
Согласно этиологическому мифу , Апатурии были установлены в честь хитрости, с помощью которой афиняне одержали победу над беотийцами. Племена спорили из-за пограничной области, которую одни авторы помещают в Эное и Панакте, другие в Меленах. Царем беотийцев был Ксанф («Белый»), у афинян правил Тимет , последний потомок Тесея . Договорились решить спор поединком, но Тимет уже был стар, и сражаться вызвался Нелеид Мелант («Черный»), эмигрировавший из Мессении .
Во время поединка Мелант крикнул Ксанфу: «Ты бьешься не по правилам, оглянись, рядом с тобой сражается ещё кто-то». Беотиец обернулся, и Мелант коварно поразил его насмерть. По одной версии, ему помог Зевс Апатенор, но большинство авторов пишут, что за спиной Ксанфа возник Дионис Меланэгид — с черными кожей и волосами, одетый в чёрную козлиную шкуру .
Структуралистское толкование
Объяснение этого мифа традиционно вызывало у исследователей затруднения, поскольку для греков, как и для современных западных людей, привычным было противопоставление чёрного (плохого) белому (хорошему), и потому победа Чёрного над Белым, да ещё с помощью обмана, представляется странным поводом для праздника .
Обычное для XIX века объяснение, выводившее всю мифологию из поэтически осмысленных погодных условий, предполагало, что в данном случае речь идет о ритуальной борьбе наступающей зимы с уходящим летом . Пьер Видаль-Наке в своей знаменитой работе «Чёрный охотник», предложил, на основе теорий ван Геннепа , рассматривать мифический поединок в качестве символического изображения ритуала инициации эфебов, которые проходили двухлетнюю военную подготовку в горных пограничных областях, обучаясь ночной охоте, тактике внезапных нападений и грязным приемам борьбы, являющимся прямой противоположностью принципам боя гоплитов , который им предстояло освоить по достижении совершеннолетия. В качестве знака эфебии они облачались, подобно Дионису, в черные хламиды .
Видаль-Наке полагает, что именно во время этого праздника эфебы приносили свою знаменитую присягу в храме Афины Аглавры, и получали оружие .
Примечания
- ↑ , с. 133.
- Геродот. II, 147 от 11 июня 2019 на Wayback Machine
- ↑ , с. 457.
- ↑ , S. 2675.
- ↑ , S. 2676.
- , с. 138.
- Платон. Тимей, 21b от 6 марта 2019 на Wayback Machine
- , с. 134.
- ↑ , с. 140.
- , с. 139.
- ↑ , с. 51.
- , с. 141—142.
- , с. 141.
- , с. 141—144.
- , с. 145.
Литература
- Видаль-Наке П. Чёрный охотник. Формы мышления и формы общества в греческом мире. — М. : Ладомир, 2001. — ISBN 5-86218-393-0 .
- Дэвис Дж. К. Религия и государство // Кембриджская история Древнего мира . — Т. IV. Персия, Греция и западное Средиземноморье. Около 525—479 гг. до н. э.. — М. : Ладомир, 2011. — ISBN 978-5-86218-496-9 .
- Латышев В. В. . — СПб. : Алетейя, 1997. — ISBN 5-89329-021-x .
- Нильссон М. Греческая народная религия. — СПб. : Алетейя, 1998. — ISBN 5-89329-094-3 .
- Apaturia 2 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . Bd. I, 2. — Stuttg. : J. B. Metzlerscher, 1894.
- 2020-09-05
- 1