Interested Article - Домская школа

Улица Маза Сколас (Школьная)

Домская школа — старейшее учебное заведение в истории Ливонии . Функционировало на территории монастырского комплекса Домской церкви в Риге .

Школа Домского капитула (1211-1524)

Домская школа была основана в 1211 году; в это время под надзором рижского епископа Альберта фон Буксгевдена и , верховного религиозного органа власти в Ливонии, проходило строительство кафедральной церкви Святой Марии , которая впоследствии получит название Домской церкви. Именно при этой церкви была основана старейшая ливонская школа. Основная функциональная направленность учебного заведения на начальном этапе состояла в подготовке новых поколений католического духовенства. Поскольку на тот момент в Риге не было достаточного количества учебных заведений, в Домскую школу принимали и тех учащихся, которые желали просто получить общее среднее образование, а также пройти фундаментальную подготовку перед поступлением в зарубежные высшие учебные заведения.

Первоначально Домская школа располагалась в западном крыле известной . Пост её руководителя должен был обязательно занимать один из членов Домского капитула, коллегии высших духовных лиц Ливонии. На раннем этапе обучение велось полностью на латинском языке в соответствии с моделью средневекового школьного образования, неизменно проходившего в рамках церкви. При этом все без исключения преподаватели Домской школы являлись духовными лицами.

Домская (Латинская) школа Риги (1528—1631)

После беспокойств, спровоцированных острым восприятием рижанами тезисов Реформации , церковь перешла в ведение города. В Ригу был приглашён друг и сподвижник Мартина Лютера , которому был предложен ответственный пост ректора Домской школы — он занимал его до своей кончины в 1545 году. Его могильная плита вмурована в западное крыло крестовой галереи, эпитафия выполнена в том числе и на древнееврейском языке , основы которого, как священного языка Библии систематически изучались учащимися Домской школы. В 1528 году все казавшиеся незыблемыми католические догматы , которых до тех пор придерживались преподаватели Домской школы, были полностью заменены на лютеранские .

До 1588 года срок обучения в школе был трёхлетним, а уже во времена правления польских наместников было принято решение ввести в отношении Домской школы пятилетнюю модель обучения. К концу XVI века рижская Домская школа превратилась в высшую латинскую школу, как её официально характеризовали в документальных источниках [ каких? ] . Этот статус предполагал скрупулёзное изучение античной литературы , а также трудов средневековых просветителей- схоластов , выполненных на латинском языке; помимо предметов гуманитарного базиса изучались математика , грамматика и метрика . Помимо латинского языка учащиеся должны были освоить древнегреческий и основы древнееврейского языка . Несколько позже расписание предметов было несколько расширено: в него были добавлены физика , история и география . Был введён низший класс (квинт), в котором обучение проходило на немецком языке .

В разное время в Домской школе занимались преподавательской деятельностью известные ректоры и учёные. Из них можно упомянуть ректора Домской школы поэта (? — 1577 год), а также известных учёных — педагога (? — 1578 год) и , который возглавлял продолжительные антикатолические календарные беспорядки , идейным вдохновителем которых стал рижский юрист .

Aкадемическая гимназия Риги (1631-1675, 1695-1710)

В период владычества шведской короны в 1631 году в рамках Домской школы был создан дополнительный класс академической гимназии, в котором преподавание вели приглашённые профессора, а учащиеся должны были защищать научные рефераты (диссертации). Это нововведение существенно повлияло на общий престиж учебного заведения, повысив его учебный статус.

В 1675 году школа временно была закрыта по причине свирепствовавшей в Шведской Ливонии эпидемии чумы. Школа была открыта только через двадцать лет, в 1695 году, однако после открытия она вновь изменила свой статус, превратившись в учебное заведение чисто гимназического типа. Вот список предметов, которые были предложены для изучения в обновлённой Домской школе: Закон Божий , риторика , философия , юриспруденция , история, математика и древнегреческий язык. Опять-таки школа должна была готовить учащихся к поступлению в западноевропейские (по большей части в шведские) университеты.

Домская школа Риги (1711-1804)

В XVIII веке преподавателями Домской школы также являлись известные учёные. Ректором Домской школы долгое время (1729 — 1776) был писатель . После Линднера (1730 — 1788) пост ректора занял немецкий философ-просветитель . Затем (1753 — 1806) ректорский пост перешёл к другому знаковому немецкому просветителю , который окончил Геттингенскую высшую школу и был направлен в 1780 году в Ригу на преподавательскую работу. Именно он одним из первых обратил внимание на практически бесправное положение лифляндских крестьян и подверг критике политические принципы остзейского дворянства. Тем не менее в своих публицистических заметках он выступил всего лишь за смягчение условий содержания крепостных крестьян, однако не стал настаивать на полной или частичной отмене крепостного права .

С 1764 по 1769 год в Риге во времена ректорства немецкого писателя Линднера учителем в Домской школе работал молодой немецкий поэт и философ Иоганн Готфрид Гердер . Именно в Риге им были высказаны несколько прогрессивных тезисов о необходимости придерживаться отношений дружбы и равноправия между губернскими немцами, русскими и латышами, а также о необходимости реформирования педагогического подхода к учащимся.

С 1776 по 1782 год в Домской школе проходил обучение Гарлиб Меркель (1769—1850), известный своей публицистической деятельностью и непримиримостью к крепостничеству. В своих литературных произведениях [ каких? ] он высказал идею о естественном праве народа на революцию и ликвидацию крепостного права. Он же продолжил мысли Гердера о необходимости поддержания тесных контактов с прогрессивными достижениями русской культуры. Выступая по существу против чрезмерного диктата церкви, закосневшей в феодальных представлениях, он признавал себя сторонником концепций деизма и пантеизма .

Некоторые известные латыши также оканчивали Домскую школу, в их числе — священник и литератор, исследователь истории религии и литературы (1732 — 1795 или 1797 год), пастор, активный распространитель идей оспопрививания, за что удостоен золотой медали от Императорского Вольного экономического общества в Петербурге Агелют, Иоганн Готфрид .

В 1772 году не без участия ректора Иоганна Готтхильфа Линднера было решено ввести преподавание русского языка в Домской школе.

Преобразование в уездное училище

В 1806 году в результате проходившей в Российской империи реформы образовательных учреждений, Домская школа по решению чиновников из ведомства просвещения была преобразована в уездное училище .

В 1859 году Домское уездное училище превратилось в реальное .

Наконец, после многочисленных смен статуса Домская школа была благополучно преобразована в классическую гимназию по образцу имперских классических гимназий. Это знаковое событие состоялось в 1873 году, тогда же Домская школа окончательно сменила название и стала Рижской городской гимназией.

В 1868 году школа перешла в новое здание по новому адресу: Бульвар Престолонаследника 8 (ныне этот бульвар носит название Бульвара Райниса). В настоящий момент (2015) по этому адресу находится Первая государственная гимназия , которая только формально может считаться [ уточнить ] продолжательницей образовательно-просветительских традиций рижской Домской школы.

Литература

  • Grosmane, E. Rīgas Doms gadsimtu gaitā un paradigmas maiņas rekonstrukcijā. No: Sakrālā arhitektūra un māksla: Mantojums un interpretācijas. Rīga : Neputns, 2008, 9.-30. lpp.
  • Домская школа // Рига : Энциклопедия = Enciklopēdija Rīga / [пер. с латыш. ; гл. ред. П. П. Еран]. — Рига : Главная редакция энциклопедий , 1989. — С. 308. — ISBN 5-89960-002-0 .
Источник —

Same as Домская школа