Иванов-Вано, Иван Петрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Иван Петрович Борецкий (настоящая фамилия — Пустошкин ; 1795—1842) — русский драматический актёр, ученик и секретарь князя А. А. Шаховского .
Иван Петрович Пустошкин родился 5 февраля 1795 в селе Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии . Из дворян. Отец — новоладожский помещик Петр Дмитриевич Пустошкин. Воспитывался в Горном кадетском корпусе, в 1813 году Пустошкин прапорщик Литовского полка , уволен к статским делам в 1816 году. В 1817 году определён в правление Государственного заемного банка, произведён в 13 класс. В том же году уволен. Замеченный князем Шаховским , Борецкий воспользовался его покровительством и школой. В 1818 году Борецкий уже в составе Императорской драматической труппы , «обязанный играть в трагедиях, драмах и комедиях». По «Запискам» П. А. Каратыгина , Борецкий дебютировал в «Эдипе» Озерова ; роль эффектная и благодарная; успех был блестящий, но зато он в этой роли как бы истратил весь запас своего дарования и не пошёл далее; во всех последующих ролях проглядывал тот же слепой Эдип. Играл Борецкий и в водевилях . Когда Положением 1825 г. был установлен Комитет для «чтения и суждения» поступающих в дирекцию пьес, Борецкий вошёл в него в качестве чтеца. В период с 1817 по 1820 годы встречался с А. С. Пушкиным у Шаховского и в петербургских театральных кругах . Упомянут Пушкиным в «Моих замечаниях об русском театре»
« Яковлев имел часто восхитительные порывы гения, иногда порывы лубочного Тальма. Брянский всегда, везде одинаков. Вечно улыбающийся Фингал, Тезей, Орозман, Язон, Димитрий — равно бездушны, надуты, принужденны, томительны. Напрасно говорите вы ему: расшевелись, батюшка! развернись, рассердись, ну! ну! Неловкий, размеренный, сжатый во всех движениях, он не умеет владеть ни своим голосом, ни своей фигурою. Брянский в трагедии никогда никого не тронул, а в комедии не рассмешил. Несмотря на это, как комический актёр он имеет преимущество и даже истинное достоинство.
Оставляю на жертву бенуару Щеникова, Глухарева, Каменогорского, Толченова и проч. Все они, принятые сначала с восторгом, а после падшие в презрение самого райка, погибли без шума. Но из числа сих отверженных исключим Борецкого. Любовь, иные думают, несчастная, к своему искусству увлекла его на трагическую сцену. Он не имеет величественной осанки Яковлева, ни даже довольно приятной фигуры Брянского, его напев ещё однообразнее и томительнее, вообще играет он хуже его. Certes! c’est beaucoup dire1) — со всем тем я Борецкого предпочитаю Брянскому. Борецкий имеет чувство; мы слыхали порывы души его в роли Эдипа и старого Горация. Надежда в нём не пропала. Искоренение всех привычек, совершенная перемена методы, новый образ выражаться могут сделать из Борецкого, одарённого средствами душевными и физическими, актера с великим достоинством.»
Борецкий состоял в приятельских отношениях (по некоторым источникам в родственных) с М. А. Бестужевым .
Борецкий, как тебе известно, актёр по страсти. Настоящая его фамилия Пустошкин. Он новогородский дворянин и наш дальний родственник; человек простой, но безупречно честный. Любит он наше семейство более, нежели театр, для которого он променял будущность военного офицера на славу: со временем сделаться Яковлевым , — его идолом.
— «Воспоминания Михаила Бестужева»
После Декабрьского восстания на Сенатской площади несколько дней укрывал Бестужева в своем доме и снабдил его крестьянской одеждой.
«В доме актера И. П. Борецкого (настоящая фамилия Пустошкин) после восстания на Сенатской площади скрывался М. А. Бестужев, после его ареста Борецкий был задержан и допрошен В. В. Левашовым. 17 декабря Комитет на первом своем заседании рассматривал бумаги арестантов, в том числе и Борецкого, 23 декабря была зачитана запись допроса Левашова. Вскоре после этого Борецкий был по высочайшему повелению освобождён, а 1 января ему были возвращены изъятые бумаги».
В феврале 1841 года пожалована пенсия, в 1841 году уволен от службы.
Умер в больнице Всех скорбящих ( Обуховская больница ) на Петергофском шоссе 15 декабря 1842 года лишившись рассудка, похоронен в с. Мотохове Новоладожского уезда.
Надпись на могильной плите:
Пустошнинъ-Борецкій Ӏоаннъ, р. 5 февраля 1795 † 15 декабря 1842. «Товарищъ, мужъ, отецъ, ты жилъ безъ укоризны, былъ воинъ, былъ артнетъ, былъ честный человѣкъ. Господь воззвалъ тебя—тамъ отдохнешь отъ жизни».
— Русский провинциальный некрополь. Том первый. Москва 1914 г.
Борецкий выступает в качестве литературного персонажа в повести Бориса Голлера «Петербургские флейты» (1984), напечатанной в журнале «Звезда» № 6 за 1999 год (см. ОДИССЕЯ БОРЕЦКОГО).