Interested Article - Артемий Веркольский

Арте́мий Ве́ркольский ( 1532 , Веркола , Двинский уезд 23 июня ( 6 июля ) 1545 , неподалёку от Верколы ) — русский православный святой отрок. Память совершается 23 июня ( 6 июля ) и 20 октября ( 2 ноября ).

При жизни был кроток и благочестив. Погиб из-за грозы во время полевых работ. После смерти прославился многочисленными чудесами.

Житие

Артемий родился в 1532 году в селе Верколе (ныне — в Пинежском районе Архангельской области ) в крестьянской семье. Отец — Косма по прозвищу Малый; мать — Апполинария. Кроме того, согласно преданию, сестрой Артемия была праведная отроковица Параскева Пириминская , также прославившаяся посмертными чудотворениями .

О жизни Артемия практически ничего не известно за исключением отмечаемых в житии отказа от детских игр, кротости, богобоязненности, послушания родителям и трудолюбивости праведника .

В 1545 году, когда Артемию было 12 лет, отрок вместе с отцом боронил поле. В это время началась сильная гроза, ударила молния и Артемий упал замертво . При этом согласно житию непосредственной причиной смерти отрока стал не сам электрический разряд, а ужас мальчика перед грозой .

Односельчане Артемия сочли неожиданную кончину отрока наказанием за некие тайные грехи, поэтому они оставили его тело в лесу неотпетым и непогребённым, прикрыв хворостом и берестою и огородив изгородью . Согласно народному поверью захоронение погибших от грозы на общем кладбище могло навлечь несчастье на жителей селения. Археологические раскопки показали, что в XVI веке неподалёку от Верколы существовало кладбище заложных покойников , захороненных в срубе .

Обретение мощей и чудеса

Миниатюра из «Жития преп. Артемия Веркольского». XVII в.

В 1577 году диакон местной церкви по имени Агафоник увидел в лесу над местом, где находились останки Артемия, необычный свет. Подойдя ближе он обнаружил нетленное тело отрока. Узнав об этом, крестьяне перенесли мощи Артемия на паперть Никольской церкви в Верколе .

В том же году в Верколе распространилась эпидемия тяжёлой болезни. Заболел лихорадкой ( трясавицею ) и сын местного жителя по имени Каллиник. Помолившись Богу, Каллиник приложился ко гробу Артемия, взял бересты , которой было накрыто его тело, и положил её на плечи и нательный крест своего ребёнка, который тотчас выздоровел. Каллиник поведал о случившемся односельчанам и с этого времени мор прекратился, а у гробницы стали происходить многочисленные исцеления .

Рассказы о чудесах составляют основную часть жития праведного отрока . Большинство из них повествуют об исцелении жителей Верколы и других местностей русского Севера , в числе которых будущий святой Трифон Вятский и сын воеводы Афанасия Пашкова . Первая редакция жития святого Артемия была составлена около 1618 года по поручению Новгородского митрополита Макария и насчитывает 53 чуда . Во второй редакции, датируемой приблизительно 1648—1649 годами, помимо «старых чудес» описано ещё 19 «новых». Наконец, в самом конце XVII — начале XVIII века была составлена новая редакция жития, в общей сложности насчитывающая 85 чудес, последние из которых относятся к 1700 году .

В 1584 году при Никольской церкви веркольцы устроили особый придел , куда перенесли мощи Артемия и положили их в новый гроб . В 1610 году они были перенесены из этого придела в саму церковь и положены в новую раку .

В 1635 году проездом в Верколе был Афанасий Пашков, который, однако, мощи Артемия почтить не захотел. Когда он доехал до Кевролы , его сын Еремей тяжело заболел. Поняв, что болезнь сына является наказанием за неверие, Пашков вернулся в Верколу и поклонился мощам. Ребёнок выздоровел и в 1645 году на средства Пашкова был построен храм в честь тезоименного великомученика Артемия Антиохийского с приделом во имя Артемия Веркольского. При храме возник Артемиево-Веркольский монастырь , в 1648 году санкционированный царём Алексеем Михайловичем , и мощи вновь были переложены в новую раку и перенесены в обитель . Впоследствии мощи отрока трижды выносили из храма обители из-за случавшихся там пожаров, пока в 1793 году в монастыре не был построен каменный храм, освящённый в честь Артемия Веркольского .

В ходе большевистской кампании по вскрытию мощей была вскрыта и рака Артемия Веркольского, однако на месте останков святого была обнаружена вата, церковное облачение, уголь, перегорелые гвозди и мелкий кирпич . По некоторым сведениям мощи Артемия были спрятаны братией Артемиево-Веркольского монастыря и в настоящее время находятся под спудом на территории обители .

Иконография

Русская икона XVIII века

Святой традиционно изображался отроком с округлым ликом и короткими, слегка волнистыми волосами, в короткой белой (иногда красной) рубахе и с босыми ногами; в руках крест и ветка либо стрела-молния. Большое распространение получили иконы Артемия Веркольского в молении находящемуся в облачном сегменте Спасителю на фоне деревянного Веркольского монастыря на берегу Пинеги ; рядом или вдали — пашня, конь, запряжённый в борону, и лежащее на земле тело отрока; в облаках благословляющий Спаситель, которому Ангел-хранитель подносит душу праведника .

Существуют и другие варианты икон Артемия, в том числе изображающие отрока совместно с другими святыми. Например, одно из наиболее ранних изображений Артемия Веркольского — в коротком белом хитоне и гиматии — сохранилось на иконе 20-х годов XVII века строгановского мастера, изображающей Василия Блаженного и Артемия Веркольского в молении Спасу Еммануилу . Также известны совместные иконы Артемия со Святителем Николаем , Святым Уаром , Иоанном Предтечей . Кроме того, изображается в составе Собора Новгородских святых и Собора Карельских святых .

Старинные иконы святого Артемия представляют интерес с точки зрения северорусской этнографии , а также реконструкции исторического облика Веркольского монастыря .

Современные оценки

Георгий Федотов указывал на то, что смерть от грозы допускает различное религиозное толкование: и как не соответствующую христианским канонам неестественную смерть без покаяния, и как смерть по воле Божьей. Под влиянием этих сомнений Артемий был похоронен не на кладбище, однако суд Божий решает в пользу его святости и «Артемий является как чистая жертва, угодная Богу, приближаясь к чину святых страстотерпцев » .

Лев Дмитриев отмечал, что при жизни Артемий Веркольский «не отличался никакими подвигами ни церковного, ни государственного характера» , но его судьба представляет большой интерес как образец того типа северорусских житий, «в котором святым становится не религиозный подвижник, а человек из народа, „народный святой“, возбудивший к себе симпатию своей горестной судьбой» . При этом по его мнению культ святого отрока отражает восходящее к языческим представлениям почитание останков погибшего от природной стихии, приспособленное официальной церковью к христианскому культу .

Некоторые исследователи указывают на сходство почитания Артемия Веркольского и Иакова и Иоанна Менюжских — других малолетних праведников из Собора Новгородских святых , которые погибли при нетипичных обстоятельствах и были прославлены после смерти .

Примечания

  1. .
  2. , с. 198.
  3. .
  4. .
  5. , с. 254.
  6. , с. 209.
  7. , с. 256.
  8. , с. 250—251.
  9. , с. 252—253.
  10. , с. 251.
  11. // Отрывки из журнала Революция и церковь . — 1920. — № 9—12 . 3 июля 2011 года.
  12. .
  13. Кольцова Т. М. // Традиционная культура : журнал. — 2003. — Т. 4 , № 2 (10) . — С. 22—26 .
  14. Г. П. Федотов . Собрание сочинений в 12 т. Святые Древней Руси. — М. : Мартис, 2000. — Т. 8. Святые Древней Руси. — С. 174. — 268 с.
  15. , с. 249.
  16. , с. 260.
  17. Романова А. А. Почитание святых детей как феномен русской святости в XVII веке // Научный диалог. — 2016. — № 9. — С. 205—216.
  18. Якеменко Б. Г. О канонизации и деканонизации (канонизация и народное почитание святых - проблема контрапункта) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. — 2015. — № 3. — С. 33—46.

Литература

  • // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. II: Октябрь, День 20. — С. 463.
  • Полякова О. А., Романенко Е. В., Сальников А. К., Я. Э. З. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий Афанасий ». — С. 463—465. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-008-0 .
  • Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII–XVII веков. Эволюция жанра легендарно-биографических сказаний . — Ленинград: Наука, 1973. — С. 249—261. — 303 с. — 6850 экз.
  • Рыжова Е. А. // Локальные традиции в народной культуре Русского севера (Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения-2003) : сборник. — Петрозаводск, 2003. — Т. 4 , № 2 (10) . — С. 22—26 .
  • Савельева Н. В. Сказания XVII века о святых и подвижниках Русского Севера: Пинега и Мезень / Отв. ред. серии Г. М. Прохоров . — СПб. : Издательство Олега Абышко, 2010. — 448 с. — (Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях). — ISBN 978-5-903525-41-6 .
Источник —

Same as Артемий Веркольский