Обнаружено и идентифицировано 17 портретов. Все они изображают членов семьи Черевиных, их родственников и соседей, например, дворян
Лермонтовых
, живших неподалёку от Нероново, в усадьбе
Суровцево
. Все обнаруженные портреты были отреставрированы в 1970-х гг. в Москве и возвращены в Солигалич, где и хранятся в
. Предположительно, Григорий Островский происходил из
Великого Устюга
, где получил художественное образование, в том числе иконописное. Художник был также, вероятно, хорошо знаком с творчеством московского художника-портретиста
Ф. С. Рокотова
.
Портреты работы Островского отличаются необычной для XVIII века реалистичностью. «Самобытно, с явным пристрастием относится он к ювелирным изделиям в женском туалете, а также к фактуре бантов, кружев, лент, оборок на платьях, позументов, пуговиц, наколок и париков. … Фоны в его портретах всегда глухие, нейтральные, чаще всего густо-зелёные, „непроницаемые“, но с непременным высветлением одного и того же места за спиной фигуры. Так же своеобразно моделирует он лица тех, кто ему позирует: освещение лиц ровное, с плавным переходом от света к тени.»
Известны следующие работы:
портрет Ивана Григорьевича Черевина (1773), копия портрета 1741 года, приписываемого кисти
,
портрет Елизаветы Петровны Черевиной (1773),
портрет Натальи Степановны Черевиной, урождённой Кошелевой (1774),
портрет Марии Михайловны Черевиной, урождённой Ярославовой (1774),
портрет Дмитрия Петровича Черевина (1774),
портрет бригадира Прокофия Акулова (1775),
портреты М. И. и А. М. Ярославовых (1776),
портрет Анны Сергеевны Лермонтовой (1776), 5-летней дочери уездного предводителя дворянства Сергея Михайловича Лермонтова,
портрет «Неизвестной женщины» (1777), позже установлено, что на портрете изображена Елена Васильевна Лермонтова, урождённая Куломзина,
«Портрет молодого мужчины» (1770-е),
«Портрет мальчика в зелёном мундире» (1782), на нём изображён, как было позже установлено, Дмитрий Петрович Черевин,
портрет Елизаветы Петровны Черевиной (середина 1780-х),
«Портрет неизвестной» (1785),
«Портрет девочки» (вторая половина 1780-х), на котором изображена Анфиса Петровна Черевина,
портрет А. Ф. Катенина (1790).
Примечания
Лебедев А. В. О русском провинциальном портрете второй половины 18 века// Искусство. 1982. вып.4. с.54-60; Лебедев А. В. Эпоха Просвещения и искусство портрета в русской провинции // Культура эпохи Просвещения. М., 1993 с.179-211; Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Русское искусство XVIII века. + CD. Учебник для бакалавриата и магистратуры. Москва: Юрайт, 2015. с. 529—532.
ISBN 978-5-9916-3527-1
Кудряшов Е. В. Солигалич. — Л.: Художник РСФСР, 1987. — с.91
(неопр.)
.
kostromka.ru
. Дата обращения: 27 марта 2022.
27 марта 2022 года.