Генна́дий Васи́льевич Ледя́х
(31 марта 1928, с. Калмыцкие Мысы
Поспелихинского района
Алтайского края
— 3 августа 2020,
Москва
) —
артист балета
,
балетмейстер
и педагог, руководитель московской Школы классического танца Геннадия Ледяха.
Заслуженный артист РСФСР
(1964).
Биография
С
1945
года учился в балетной студии и одновременно выступал на сцене
Новосибирского театра оперы и балета
. С 1948 года учился в
Московском хореографическом училище
(педагог —
Асаф Мессерер
). После окончания училища в
1951
году был принят в балетную труппу
Большого театра
, где танцевал по
1968
год. Готовил репертуар под руководством Асафа Мессерера и
.
Его танец отличался особой выразительностью и экспрессией, уникальной для 1950—1960-х годов виртуозностью; особенно удавалось исполнение
пируэтов
и других вращений. В партиях героического плана (
Филипп, Фрондосо
) выделялся яркостью трактовки образов. В
с балеринами ему была свойственна элегантная манера танца. Считался надёжным и крепким партнёром. Танцевал с такими артистками, как
Ольга Лепешинская
,
Софья Головкина
,
Ирина Тихомирнова
,
Раиса Стручкова
,
Марина Кондратьева
,
Екатерина Максимова
,
Нина Тимофеева
.
Исполняя классические и современные хореографические номера, участвовал в гастрольных поездках труппы, выступив в 32-х странах.
Репертуар
-
Солист
, миниатюра «Героический этюд» в «
Скрябиниане
», балетмейстер
К. Я. Голейзовский
-
Поэт
, «
Вальс-фантазия
»
М. И. Глинки
в балете «Русские миниатюры», балетмейстер В. А. Варковицкий
-
Филипп
, «
Пламя Парижа
», балетмейстер
В. И. Вайнонен
-
Георгий
, «
Гаянэ
», балетмейстер В. И. Вайнонен
-
Принц
, «
Щелкунчик
», балетмейстер В. И. Вайнонен
-
Базиль
, «Дон Кихот», балетмейстер А. А. Горский
-
Принц
, «
Золушка
», балетмейстер
Р. В. Захаров
-
Евгений
, «
Медный всадник
», балетмейстер Р. В. Захаров
-
Вацлав
, «
Бахчисарайский фонтан
», балетмейстер Р. В. Захаров
-
Франц
, «
Тщетная предосторожность
», балетмейстер
А. А. Горский
, возобновление Е. П. Долинской,
А. И. Радунского
-
Фрондосо
, «
Лауренсия
», балетмейстер
В. М. Чабукиани
-
Вакх
, «
», балетмейстер
Л. М. Лавровский
-
Трубадур
, «
Ромео и Джульетта
», балетмейстер Л. М. Лавровский
-
Армен
, «
Гаянэ
», балетмейстер
Н. А. Анисимова
-
Лукаш
, «
Лесная песня
», балетмейстеры
А. А. Лапаури
,
-
Па-де-де
I акта в балете «
Жизель
», редакция Л. М. Лавровского
-
Солист
, «
», балетмейстер
А. М. Мессерер
-
Солдат
, «Сказка о Солдате и Чёрте», балетмейстер Э. В. Суве, режиссёр
Б. Ф. Горбатов
-
Кайс
и
Меджнун
, «
Лейли и Меджнун
», балетмейстер К. Я. Голейзовский
Балетмейстер
В 1969 поставил балет «
Дон Кихот
» (хореография
А. А. Горского
) в Таджикском театре оперы и балета; в 1979—1980 был главным балетмейстером этого театра.
Начиная с 1970 года работал в Польше: в 1970 году — балетмейстер-репетитор варшавского
Большого театра
, в 1971—1976 годах — художественный руководитель Варшавской балетной школы. Силами учащихся этой школы и при участии солистов театра поставил балет «
Щелкунчик
» в собственной хореографии (
1973
) и несколько концертных программ.
В 1978 году — педагог-репетитор балетной школы в
Боготе
(Колумбия). В 1979—1980 годах — главный балетмейстер
Таджикского театра оперы и балета
.
В 1982 году организовал в Москве при
Дворце культуры ЗИЛа
«Детский балетный театр» (впоследствии —
, в котором поставил балеты:
-
«
Щелкунчик
» (1985)
-
«Маленькая ночная серенада» на музыку
В. А. Моцарта
(1989)
-
хореографическую композицию на музыку увертюры к опере Дж. Россини «
Сорока-воровка
» (1991)
-
«Класс-концерт» на музыку
И. С. Баха
(1991, совм. с Л. А. Ледях).
С 1992 — художественный руководитель «Школы классического танца» в Москве, где преподавал классический и дуэтный танец. Там же осуществил постановку хореографической композиции «Класс-концерт» на музыку И. Штрауса (1996), а также возобновил ряд хореографических картин и номеров из репертуара классического наследия.
Фильмография
Награды и премии
Сочинения
-
Воля народов // «
», 19 сентября 1951.
-
Вспоминая А. А. Варламова // «Большой театр», 30 марта 2000.
-
Моя партнёрша // «
» № 4, 1968.
-
По странам Африки и Ближнего Востока // «Советский артист», 13 апреля 1962.
-
Россия — это очень хорошо // «Советский артист», 27 октября 1954.
-
Сыны Востока // «Советский артист», 31 декабря 1955.
Примечания
-
(неопр.)
. Дата обращения: 7 декабря 2019.
7 декабря 2019 года.
Литература
-
Алексеенко Е. Настоящий театр балета // «Музыкальная жизнь» № 11, 1987.
-
Беляева-Челомбитько Г. В. Раиса Стручкова. — М., 2002. — С. 62, 64, 212.
-
Богомолова Л. Этот неутомимый Геннадий Ледях // «Большой театр», 2 апреля 1998.
-
Деревщикова Е. «Щелкунчик» в гостях у Дон Кихота // «Советский балет» № 5, 1990.
-
Деревщикова Е. Премьера в заводском клубе // «Советский балет» № 2, 1986.
-
Звягина С. Н.
Слово о Мастере // «Линия», март 2003.
-
Звягина С. Н.
,
Сангович Я.
, Ефремова-Кузнецова Ф. П. Традиции Большого — Детскому балетному театру // «Большой театр», 14 января 1993.
-
Илупина А. Становление // «Театральная жизнь» № 6, 1959.
-
Геннадий Ледях // «Советский артист», 5 июня 1964.
-
Майниеце В. А. Учитель танцев // «Культура», 9 апреля 1998.
-
Максимова Е. С.
Мадам «Нет». — М., 2003. — С. 90—91.
-
Мессерер А. М.
Правдиво и убедительно // «Советский артист», 27 июня 1956.
-
Беляева-Челомбитько Г. В. // «Балет» № 4—5, 2002.
Ссылки на внешние ресурсы
|
В библиографических каталогах
|
|