Родившиеся в Пенджикенте
- 1 year ago
- 0
- 0
Пенджике́нт ( тадж. Панҷакент от согд. Pncy knδ, Pncyknδh > Panj(i)kat — «Пятиградье» ) — административный центр Пенджикентского района Согдийской области Республики Таджикистан . Пенджикент является единственным населённым пунктом одновременно со статусом города в районе и городом областного подчинения. Расположен в Зеравшанской долине , на левом берегу реки Зеравшан , на высоте 900 метров над уровнем моря, в 48 км к востоку от Самарканда , в 240 км к северо-западу от Душанбе и в 270 км к юго-западу от Худжанда . Город богат своими достопримечательностями, архитектурными памятниками, прекрасной зоной отдыха на берегу реки Зеравшан.
Название средневекового города Пенджикент ( согд. Pncy knδ, Pncyknδh ) известно по согдийским документам с горы Муг и по согдийским монетам. Означает «Город Панча», восходит к средневековой согдийской области Панч ( согд. Pnc ), главным городом (административный центром) которой являлся Пенджикент, и обычно понимается как «Город пяти» ( перс. «پنج کند» от перс. پنج , тадж. панҷ «пять») или «Пятиградье» .
В книге «Тайна географических названий» заявляется, что на старой карте Туркестанского генерал-губернаторства городок назывался «Пянджшамбе», из чего он делает вывод, что название означает пятый день недели , то есть четверг в городе был базарным днём .
К 15 км к западу от Пенджикента, близ границы с Узбекистаном расположено крупное поселение Саразм эпохи неолита и бронзы (около 3400 — вторая половина III тысячелетия до н. э.) и демонстрирующее тесные культурные связи с ранними цивилизациями Ближнего Востока. Саразм был древнейшим центром земледельческой культуры Средней Азии к северу от Амударьи .
На юго-восточной окраине современного Пенджикента, на террасе второго уровня на левом берегу реки Зеравшан расположено городище древнего Пенджикента (Пянджикента, V—VIII вв.), памятника культуры Согда домусульманского времени, эпохи складывания феодальных отношений в Средней Азии . Продолжавщиеся с 1947 года раскопки городища (с 1978 по 2006 годы под руководством Б. И. Маршака ) раскрыли структуру богатого города эпохи раннего Средневековья, открыли замечательные настенные росписи согдийских мастеров. Пенджикент был важнейшим культурным центром Средней Азии, укреплённым и благоустроенным, стоявшим на Великом шёлковом пути .
По С. Г. Хмельницкому , возникновение и возвышение в V веке Пенджикента как столичного центра Верхнего Зеравшана (а на короткое время даже резиденции согдийского ихшида ) было вызвано, возможно, временным упадком Самарканда и оттоком из него некоторой части населения на восток, вверх, ближе к безопасным горам .
Известными правителями Пенджикента в VII—VIII веках были согдийские правители («афшины») Чекин Чур Бильге (около 680—709) и его зять, ихшид Деваштич (709—722) . В VII—VIII веках Средняя Азия была завоевана арабами . Один из последних согдийских правителей, властитель Пенджикента Деваштич, поднял против завоевателей восстание, но потерпел поражение, когда в 722 году воины хорасанского эмира Саида аль-Хараши обманом выманили его из крепости Муг, где он, укрывшись с остатками воинов, вёл отчаянное сопротивление. Впоследствии в регионе происходили восстания против арабских завоевателей (в частности, в 728—729 годах), а многие согдийцы приняли участие в восстании их единоплеменника Ань Лушаня в Китае. Династия согдийских ихшидов была ликвидирована персидским полководцем Абу Муслимом в 750 году.
В древнем Пенджикенте было известно устройство очагов типа современных сандали — ямок для угля в полу. Иногда применялась даже своеобразная система отопления, где нагретый воздух распространялся из топки по всему дому через отверстия у основания стен .
Долина реки Зеравшан сохраняла своё древнее имя до Средних веков, когда она была известна как Согд Самаркандский.
Во времена
Бухарского эмирата
Пенджикент был центром
. В
Таджикской АССР
— административный центр
Пенджикентского вилайета
.
Архитектурный памятник XII—XIV веков, — мавзолей Мухаммада Башоро, — находится на расстоянии 37 км от города в одном из прекрасных ущелий северных предгорий Зеравшанского хребта . Мавзолей Мухаммада Башоро — один из известных памятников таджикского зодчества.
В 60 км к востоку от Пенджикента в Зеравшанской долине среди высоких гор Памиро-Алайской системы находится небольшое селение Панджруд . Это родина основоположника таджикско-персидской литературы, певца и музыканта Абу Абдулло Джафар ибн Мухаммада Рудаки .
Археологическое изучение Пенджикента началось в 1946 году Согдийско-Таджикской археологической экспедицией под руководством А. Ю. Якубовского . Городище состоит из укреплённого шахристана — собственно города, кухендиза — цитадели с дворцом правителя, рабада — предместья с отдельными усадьбами и некрополя . Установлено, что интенсивно город жил с VI до середины VIII вв. В первой четверти VIII века Пенджикент был разрушен арабскими войсками и во второй половине VIII века запустел. Зафиксировано два строительных горизонта: первый — VI века, второй — VII—VIII вв. На шахристане вскрыты остатки крепостных стен, сеть улиц, два храма, свыше 100 многокомнатных двухэтажных жилых домов, ремесленные мастерские и лавки . Строительство домов велось в два этажа из сырцового кирпича и блоков пахсы. В предместье Пенджикента селились ремесленники и земледельцы. Некрополь состоит из небольших склепов ( наусов ), куда в оссуариях помещали кости умерших .
Находки в Пенджикенте представляют продукцию гончарного, металлообрабатывающего и других ремесел. Найдено несколько тысяч бронзовых и серебряных монет, в том числе клады. Особенно ценны согдийские монеты местной чеканки. Эпиграфические памятники представлены черепками с надписями тушью на согдийском и, реже, на арабском языках. Обнаружен фрагмент черновика письма на согдийском языке, в тексте которого есть тюркское имя Туркаш . Открыты многочисленные памятники изобразительного искусства. Во дворце, храмах, домах знати и богатых горожан открыты фрагменты рельефов, круглой и примыкающей к стене скульптуры из глины и дерева, детали резного архитектурного декора, настенные росписи . В храме открыта скульптурная панель, изображающая водный пейзаж, символизирующий, вероятно, реку Зеравшан. Резное дерево обуглилось во время пожаров при разрушении города. Извлечены деревянные статуи и множество деревянных плах с сюжетными сценами и орнаментальной резьбой. Монументальная стенная живопись изображает пиршества, батальные, эпические, культовые и бытовые сцены. Разнообразен живописный орнамент. По стилю и содержанию памятники искусства Пенджикента связаны с художественной культурой других регионов Средней Азии ( Варахша , ) и с искусством Индии , Ирана , Афганистана и Восточного Туркестана .
28 ноября 1938 года кишлак Пенджикент получил статус посёлка городского типа , а в 1953 году стал городом.
Согласно генплану к 2035 году территория города Пенджикент будет увеличена в 4 раза (с 6,86 км² до 28,34 км²) за счёт близлежащих сёл Кабудсанг, Наврузтеппа, Деваштич, Шурча, Савр, Зебон, Нуристон, Чорводор, Чинор, Дарвозакам и сел правобережья реки Зарафшан — Сари-Камар, Вахдат и Озодагон и будет расположена уже по обеим берегам реки Зеравшан.
Население по оценке на 1 января 2015 года составляло 40 600 человек .
Численность населения | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1939 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
8666 | ↗ 34 500 | ↗ 34 900 | ↗ 35 200 | ↗ 35 500 | ↗ 35 900 | ↗ 36 200 | ↗ 36 500 |
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | ||||
↗ 42 800 | ↗ 43 300 | → 43 300 | ↗ 43800 |
Автомобильный транспорт является важнейшим и основным видом транспорта в городе, а также единственным путем транспортного сообщения с областным центром Худжандом (расстояние 270 км) и столицей республики Душанбе (расстояние 240 км). Через территорию города проходит автомобильная дорога по маршруту Душанбе — Айни и Пенджкент — Самарканд ( Узбекистан ). В советские годы существовало авиационное сообщение с Душанбе и другими городами Таджикистана . В 2015 году за счёт привлечения отечественных и зарубежных инвестиций была реконструирована горная автотрасса Айни — Пенджикент . Завершение строительства и сдача в эксплуатацию горных автомобильных тоннелей Шахристан и Истиклол (бывший Анзоб) позволило круглогодично пользоваться транспортным сообщением.