Энгель, Маро
- 1 year ago
- 0
- 0
Даниэль Маро , или Даниэль Маро Старший ( фр. Daniel Marot ; 1661 , Париж , Франция — 1752 , Гаага , Голландия ) — французский протестант , архитектор , рисовальщик-орнаменталист и гравёр , декоратор интерьеров, паркостроитель . Работал на рубеже XVII—XVIII веков во Франции , Голландии , Великобритании и снова в Голландии (где и умер).
В конце XVII века произведения искусства Франции так называемого «большого стиля» Людовика XIV , соединившего элементы классицизма и барокко , стали образцами для художников соседних стран, среди которых оказались даже те, которые издавна считались художественными центрами Европы — Северные Нидерланды , Испания , ряд княжеств в Германии. Распространению французского влияния способствовали высокий художественный уровень самой произведений в разных видах искусства, строительства: ( гобелены , ткани, вышивки, кружева , достижения в фортификации , сад барокко французского образца . Распространению французского искусства способствовала эмиграция талантов из страны, где с 1685 года возобновили притеснения и гонения французских протестантов- гугенотов . Веками складывалось так, что наиболее искусными мастерами-оружейниками, чеканщиками и ювелирами, а также гравёрами, были протестанты. Даниэль Маро был гугенотом, поэтому из-за угрозы собственной жизни он покинул Францию и эмигрировал в Голландию.
Даниэль Маро стал выдающимся рисовальщиком, архитектором-декоратором и гравёром . Наряду с Жаном Лепотром (1617—1682) и Жаном Береном (1637—1711) он считается одним из создателей «стиля эпохи». Его орнаментальные композиции распространялись по всей Европе и, в частности, оказали значительное влияние на формирование художественного стиля петровского барокко в Санкт-Петербурге. Некоторые факты из жизни Даниэля Маро утрачены, часть вызывает споры, среди которых годы рождения, смерти и факт прекращения изданий его гравюр с 1718 года.
Даниэль Маро родился в Париже в семье архитектора, рисовальщика-орнаменталиста и гравёра эпохи «большого стиля», времени правления короля Людовика XIV (1619—1679). Отец был его первым учителем. Маро-отец работал в мастерской А.-Ш. Буля и был автором сборников гравюр «Французская архитектура» в 2-х томах, более известных под названиями «Большой Маро» (Le Grand Marot) и «Малый Маро» (Le Petit Marot). Возможно, начальное художественное образование Маро-сын совершенствовал под руководством Жана Лепотра. Известно, что Маро занимался самообразованием и сделал несколько гравюр по рисункам других мастеров, среди которых был и Жан Берен.
С 1685 года Даниэль Маро находился в Голландии, в Гааге . На способного француза обратил внимание штатгальтер , которым тогда был Вильгельм III Оранский , внук короля Англии Карла I и будущий английский король Вильгельм III. Штатгальтер взял Даниэля Маро к себе на службу, что открыло мастеру широкие перспективы для творчества. Он был задействован и как архитектор (охотничий замок-дворец де Ворст), как мастер садово-паркового искусства и как проектировщик интерьеров (декор залов во дворце Хет Лоо ). Даниэлю Маро удалось создать своеобразный голландский вариант стиля Людовика XIV, соединив элементы французского классицизма, итальянского барокко и более сдержанного, камерного голландского стиля в оформлении интерьеров и мебели.
Вильгельм III был мужем британской принцессы Марии , внуком короля Англии Карла I и как протестант стал кандидатом на британский престол. После подписания соглашений об ограничении королевской власти в пользу аристократического парламента, Вильям и стал королём Великобритании. В 1694 году в Лондон отбыл и Даниэль Маро, получивший должность одного из королевских архитекторов. В Лондоне он работал как проектировщик мебели и интерьеров, и как садовник. Образцы орнаментальных композиций, предложенные Даниэлем Маро, были использованы для создания мебели, посуды, канделябров, зеркальных рам. При его содействии были созданы участки регулярного сада Хэмптон-корт , впоследствии уничтоженные. Планировка сада будет восстановлена только в XX веке.
Английский вариант «стиля Маро» спустя десятилетия назовут «стилем королевы Мэри», или «стилем Уильяма и Мэри». Этот стиль в Англии называли также «Большой Маро» (по наименованию альбома Маро-отца), что вносило некоторую путаницу в атрибуциях, тем более, что в орнаментальной графике, в отличие от высоких жанров в живописи, не всегда обращали внимание на авторскую подпись. К тому же орнаментальные композиции Жана Маро и Даниэля Маро действительно схожи.
Последние годы жизни художника известны плохо. После смерти Вильгельма III в 1698 году Даниэль Маро вернулся в Голландию. Работал в Гааге . Разрабатывал рисунки мебели, каминов, ламбри (резных деревянных панелей), мебельной обивки, вышивок в стиле близком стилю французского Регентства . Характерный приём художника — соединение мотива маскарона — как в школе Фонтенбло — с гирляндами, косой сеткой трельяжа , картушами и тяжёлым барочным обрамлением. В 1702 и 1712 годах в Амстердаме выпускали альбом гравюр под названием: «Произведения Даниэля Маро, архитектора Вильгельма III».
Сын Даниэля Маро Старшего — Даниэль Маро Младший (1695—1769), живописец, рисовальщик-орнаменталист и гравёр. Родился в Лондоне, но сумел стать одним из главных художников-орнаменталистов стилей французского Регентства и рококо. Его младший брат — Якоб Маро (1697—1761) — архитектор, работал в Голландии. Из этой семьи известен также архитектор-декоратор Жан Маро Младший (?), вероятно, сын Жана Старшего, который работал в Париже на рубеже XVII—XVIII веков .
После первого путешествия за границу в 1697—1698 годах, посетив Голландию, и, особенно, после второго заграничного путешествия 1716—1717 годов царь Пётр I , побывав во Франции, много внимания уделял оформлению дворцовых интерьеров. Некоторые проекты он прорисовывал сам, используя книги своей библиотеки (частично унаследованной от отца, Алексея Михайловича), а также альбомы Жана Маро Старшего («Большой Маро» и «Малый Маро»), гравюры П. Деккера, Ж. Берена и Даниэля Маро. На этом основании А. Н. Бенуа и другие историки русского искусства обоснованно считали, что «стиль Уильяма и Мэри» оказался составной частью или, по крайней мере, одним из источников комбинаторного стиля петровского барокко первой четверти XVIII века в России .