Interested Article - Одран, Клод

Клод Одра́н III , или Младший ( фр. Claude Audran III ; 25 августа 1658 , Лион 27 мая 1734 , Париж ) — французский придворный художник и декоратор, рисовальщик и гравёр-орнаменталист; один из основоположников искусства рококо и его ранней формы — стиля Регентства , учитель и друг Антуана Ватто .

Биография

Орнамент. Акварель

Принадлежит к династии художников, ведущих своё начало от гравëров времени Людовика XIII . Основоположник этой знаменитой семьи — живописец и гравёр Клод Одран Первый (1597—1675). Его сын Клод Одран Второй (1639—1684) — живописец. Другой сын Жермен Одран (1631—1710) — гравёр. Третий, самый известный, Жерар Второй (1640—1703) — гравёр, выдающийся мастер «большого стиля» эпохи Короля-Солнце Людовика XIV, портретист, орнаменталист. Некоторое время работал в Италии, учился у Карло Маратти , испытал влияние Пьетро да Кортона и других художников итальянского барокко . В 1670 году Жерар Одран Второй вернулся в Париж, где продолжил работу, начатую Ж. Эделинком по воспроизведению в гравюрах композиций «первого живописца короля» Шарля Лебрена . Сам Лебрен говорил, что гравёр «улучшил его картины», применив смешанную технику штрихового офорта и гравюры резцом. Одран гравировал в широкой «рубенсовской манере» по живописным оригиналам Н. Пуссена , Э. Лесюэра , П. Миньяра , Н. Куапеля . Гравюры Одрана составили основу знаменитого «Кабинета» короля и послужили началом гравюрного собрания Лувра . В истории искусства известны и ближайшие родственники Жерара Одрана, гравёры: Бенуа Одран (1661—1721), племянник Жерара — Бенуа Одран Второй (1698—1772) и Жан Одран (1667—1756), были и другие художники .

Но наибольшую славу со временем приобрёл сын Жермена, внук Клода Первого и племянник Жерара Одрана Второго — Клод Одран Младший, или Третий. Он работал в Париже с 1692 года в мастерской Жюля Ардуэн-Мансара . Был придворным живописцем. С 1704 года в течение 29 лет занимал должность хранителя (консьержа) художественных коллекций Люксембургского дворца . Его учеником по декоративному искусству был Антуан Ватто .

Творчество

Шпалера «Юпитер (Огонь)». Из серии «Портьеры богов, или Времена года и стихии». 1708. Париж, Музей Национальной меблировки (Мануфактуры Гобеленов)
Шпалера «Бахус (Осень)». Из серии «Портьеры богов». 1722—1728. Амстердам, Рейксмюзеум

Клод Одран Третий разрабатывал орнаментальные композиции в стиле Людовика XIV. Затем стал использовать элементы орнаментики Жана Берена , соединяя их с экзотическими восточными мотивами шинуазри и сенжери, ренессансными гротесками , трельяжами и ламбрекенами , однако в новой «воздушной манере». По свидетельству графа де Келюса , этот художник «возродил вкус к гротеску… и благодаря ему были преданы забвению тяжеловесные, скучные орнаменты его предшественников в этой области. Он стал размещать орнаменты так, что они могли дополняться фигурными сценами и всякими другими по желанию заказчиков; он сумел вызвать у последних интерес к расписным панно и плафонам, и многие живописцы различных жанров нашли тут применение своим талантам» .

Клод Одран — автор декоративных панно и картонов для гобеленов , украшавших апартаменты Версаля , дворцы Трианона , Мёдона , Ане , Марли . Сын Людовика XIV , Людовик Великий Дофин , поручил художнику изготовление декоративных украшений для плафона большого зала в Château de Meudon (не сохранились). В 1708 году по картонам Клода Одрана на Королевской мануфактуре Гобеленов была выткана серия шпалер с гротесками (Mois Grotesque par bandes), а затем самая знаменитая серия: «Портьеры богов» (Portières des Dieux), или «Времена года и стихии». Рисунки к ней Одран начал готовить ещё в 1699 году. Эта серия повторялась на протяжении всего XVIII века и стала классическим образцом французского стиля Регентства. Две шпалеры этой серии хранятся в петербургском Эрмитаже (поступили из музея Училища барона Штиглица). Клод Одран до конца жизни выполнял декоративные росписи, рисунки витражей и изделий прикладного искусства .

Стиль, разработанный Одраном, пользовался популярностью не только во Франции. Благодаря покровительству Дофина и Иосифа Клеменса Баварского , архиепископа Кёльна , художник выполнил декорации дворца в Бонне , что способствовало распространению его стиля в Германии.

Комментарии

  1. Подробнее см.: , p. 243; , p. 26; , pp. 36–37.

Примечания

  1. , с. 365, 506; , с. 118.
  2. , с. 117–118.
  3. Антуан Ватто. Старинные тексты : Письма Ватто и его современников. / сост., вступ. статья и коммент.: Ю. К. Золотов ; пер.: Е. А. Гунст. — М. : Искусство , 1971. — С. 72. — 104 с. — OCLC .
  4. Власов В. Г. Регентства стиль во Франции // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 10 т. . — СПб. : Азбука-Классика, 2008. — Т. VIII. — С. 84—85.

Литература

Исследования и комментарии
  • Бенуа А. Н. : в 4 т. / Александр Бенуа. — СПб. : ИД «Нева», 2004. — Т. 4. — 448 с. : ил. — ISBN 5-7654-1889-9 . — ISBN 5-7654-3988-8 (т. 4). — OCLC .
  • Моран А. де . История декоративно-прикладного искусства : от древнейших времен до наших дней = Histoire des arts decoratifs des origines a nos jours / Анри де Моран; с приложением статьи Жеральда Гассио-Талабо о дизайне; перевод с французского Н. И. Столяровой и Л. Д. Липман. — М. : Искусство, 1982. — 577 с. : ил.
  • Шварцман Н. А. Грезы и миражи в садах Версаля / Н. А. Шварцман. — М. : Воскресный день, 2013. — 480 с. : ил. — ISBN 978-5-7793-4400-5 .
  • Duplessis G. : [ фр. ] / par Georges Duplessis. — Paris : Librairie de l'Art, 1892. — 86 p. — (Artistes célèbres). — OCLC .
  • : [ фр. ] . — Paris : Société du Mercure de France, 1903. — 495 p. — (Moeurs du XVIIIe siècle). — OCLC .
  • , Art and Architecture of the Eighteenth Century in France : [ англ. ] / Wend Graf Kalnein and Michael Levey. — Harmondsworth : Penguin Books, 1972. — XXV, 443 p., 97 p. fig. — (The Pelican History of Art ; no. Z 37). — OCLC .
  • McCullagh S. F. Antoine Watteau, A Bewigged Painter (Possibly Claude Audran), Seen in Profile, Seated at His Easel , c. 1709 : [ англ. ] / S. F. M. // Art Institute of Chicago Museum Studies. — 2000. — Vol. 26, no. 1 : Maineri to Miró: The Regenstein Collection since 1975. — P. 36–37, 94. — doi : . — JSTOR .
  • Watteau : Un artiste au XVIII-e siecle : [ фр. ] / Marianne Roland Michel. — Paris : Flammarion, 1984. — 320 p. : ill. en noir et en coul. — ISBN 978-2-08-012020-4 . — OCLC .
Словари и энциклопедии
  • Власов В. Г. Одран // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1997. — Т. 3 : М—Я. — С. 117—118. — 655 с., [8] л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-010-6 . — OCLC .
  • // Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les pays, par un groupe d'écrivains spécialistes français et étrangers : [ фр. ] : en 10 vol. / entièrement refondue, revue et corrigée sous la direction des héritiers de E. Bénézit. — Nouvelle edition. — Paris : Gründ, 1976. — . — P. 316. — [3], IX, 718 p. — ISBN 2-7000-0149-4 . — OCLC .
  • / J. J. Guiffrey // Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart : unter Mitwirkung von etwa 320 Fachgelehrten des In- und Auslandes : [ нем. ] : in 37 Bd. / herausgegeben von Prof. Dr. Ulrich Thieme und Prof. Dr. Felix Becker. — Leipzig : Verlag von W. Engelmann, 1908. — . — S. 238–239. — 600 S. — OCLC .
  • Préaud M., Meißner G. Audran / M. Préaud; G. M. // Allgemeines Künstlerlexikon : die Bildenden Künstler aller Zeiten und Völker : [ нем. ] / hrsg. von Eberhard Casten [et al.]. — München, Leipzig : Saur, 1992. — Bd. 5 : Ardos — Avogaro. — S. 599–603. — XXXVI, 748 S. — ISBN 3-59822740-X . — ISBN 3-598-22745-0 (Bd. 5). — OCLC .
  • Préaud M. / Maxime Préaud // : [ англ. ] : in 34 vol. / edited by Jane Turner. — New York : Grove's Dictionaries, 1996. — . — P. 707–709. — XIII, 913 p. : ill. — Reprinted ed. with minor corrections, 1998. — ISBN 1-884446-00-0 . — LCCN . — OCLC .
  • Audran (Les) / H. Stein // Dictionnaire de biographie française : [ фр. ] / sous la dir. de M. Prevost,... et Roman d'Amat,... ; avec le concours de nombreux collaborateurs. — Paris : Letouzey et Ané, 1948. — T. 4 : Aubernon — Baltard. — Col. 448–454. — 1544 col. — OCLC .

Ссылки

Источник —

Same as Одран, Клод