Interested Article - Джурабек

Джурабек (Джурабий) (1841?—1906) — китабский бек , из узбекского рода , один из основных противников бухарского эмира Музаффара , впоследствии генерал-майор русской армии.

Биография

Дата рождения неизвестна. Ещё молодым человеком стал беком Китаба , который наравне с Шааром был крупнейшим городом . Состоя в формальном подчинении Бухарскому эмиру , проводил фактически независимую политику , которая неоднократно приводила к военным столкновениям с эмиром. Бухарские эмиры неоднократно пытались овладеть Шахрисабским оазисом и туземные летописцы насчитывают около 30 походов совершённых туда эмирами. Походы эти вели только к усилению вражды между узбекской династией Мангытов и шахрисабзскими беками из рода .

После взятия в 1865 году Черняевым Ташкента , Джурабек совместно с беком Шаара Бабабеком постоянно угрожал российским границам , зачастую организовывал грабительские набеги на русскую территорию. Однако даже появление русских войск в Джизаке , у ворот , не примирило бухарцев и шахрисабзцев, хотя муллы и дервиши проповедовали священную войну и возбуждение против «неверных» было громадное. Тем не менее во время кампании генерала Романовского и разгрома последним войск бухарского эмира Музаффара под Ирджаром и взятия Джизака , Джурабек и Бабабек оставались нейтральными, совершая лишь незначительными отрядами набеги на тыловые районы Бухарского ханства и Русского Туркестана .

На начальном этапе кампании Кауфмана против эмира шахрисабзцы также оставались в стороне, однако после взятия русскими Самарканда и последующего движения русских войск к Катта-Кургану и далее на Зерабулак, Джурабек и Бабабек, собрав значительные силы (в разных источниках оцениваемые от 20 до 40 тысяч человек), 2 мая 1868 г. атаковали Самаркандскую цитадель, защищаемую небольшим русским гарнизоном. В этот же день русские войска на Зерабулакских высотах в генеральном сражении разбили армию Бухарского эмира и, не получая никаких известий из Самарканда, повернули назад. Получив 5 мая сведения о ближайшем возвращении Кауфмана, Джурабек и Бабабек собрав свои войска вернулись через обратно в . Осаду Самаркандской цитадели продолжали только горожане и жители окрестных кишлаков. Утром 8 мая русские войска вошли в Самарканд и освободили гарнизон цитадели.

Дальнейшие враждебные отношения Джурабека к России, мешавшие мирному устроению завоёванной русскими Заравшанской долины, ускорили развязку. Летом 1870 г. под стенами Китаба явились русские войска под начальством генерала Абрамова . Военные действия были недолги, но весьма упорны. 14 августа 1870 г. Китаб был взят штурмом, и беки с 3-тысячным отрядом бежали в сначала в Магиан , но, преследуемые отрядом полковника Михайловского , вынуждены были уйти в Кокандское ханство . Однако кокандский хан их схватил и выдал русскому правительству.

Прибыв в Ташкент Джурабек был весьма радушно и милостиво принят генерал-адъютантом Кауфманом и получил дозволение жить в Ташкенте. Одарённый острым и восприимчивым умом, Джурабек быстро сблизился с русским обществом Ташкента.

Джурабек в мундире генерал-майора русской армии

Когда в 1875 г. открылись военные действия против Кокандского ханства, генерал Кауфман призвал Джурабека к себе и предложил ему принять участие в походе. Джурабек принял это предложение и, собрав на свои средства двухсотенный отряд джигитов, поступил в распоряжение Скобелева . Его отряд принимал участие в кровопролитном и в первом штурме Андижана , также на него была возложена курьерская служба и ведение разведки в глубине Ферганской долины . За проявленные в Кокандском походе блестящее мужество и отвагу Джурабек был награждён знаками отличия Военного ордена 3-й и 4-й степеней.

6 апреля 1876 г. по ходатайству К. П. фон Кауфмана император Александр II повелел: «бывшего шахрисябзского бека Джурабека наградить чином подполковника с зачислением по армейской кавалерии и орденом Св. Станислава 2-й степени» (с мечами). Затем Джурабек был зачислен в распоряжение туркестанского генерал-губернатора с назначением за особые заслуги содержания в размере 3500 рублей в год.

По случаю производства в офицеры Джурабек посетил Санкт-Петербург , где представлялся императору Александру II, который желая оказать новую милость Джурабеку за его услуги, приказал зачислить сына Джурабека в Собственный конвой — это был первый подобный случай для выходцев из Средней Азии.

Во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. в Санкт-Петербурге было принято решение произвести демонстрацию против Британской Индии , для чего в селении Джам на полпути между Самаркандом и Шахрисабзом был собран специальный отряд; Джурабек, как близко знакомый с предполагаемым маршрутом следования отряда и пользующийся в этих краях громадным авторитетом, был назначен чиновником особых поручений при начальнике отряда. Однако демонстрация не состоялась и отряд был возвращён на постоянные квартиры.

В 1880 года Джурабек участвовал в подавлении смут в Ферганской области и 30 августа 1882 года за отличие был произведён в полковники. В 1885 году награждён орденом Св. Анны 2-й степени, а в 1888 году — орденом Св. Владимира 4-й степени.

Состоя в распоряжении Туркестанского генерал-губернатора, полковник Джурабек, пользуясь большим доверием и расположением русского правительства, нередко исполнял возлагаемые на него весьма серьёзные и секретные поручения по дипломатической части в Бухаре, Афганистане, Кашгаре ; в частности, он был одним из организаторов тайного «бегства» будущего афганского эмира Абдуррахмана из Ташкента через бухарские пределы до афганской границы.

6 мая 1901 года по ходатайству Туркестанского генерал-губернатора Н. А. Иванова , поддержанному А. Н. Куропаткиным полковник Джурабек был произведён в генерал-майоры. В 1903 году состоялось его полное примирение с Бухарским правительством, которому после кампании 1870 году отошли родовые владения Джурабека. В доказательство такого примирения эмир бухарский пожаловал Джурабеку золотую бухарскую звезду 1-й степени и назначил пожизненную ренту. В 1904 году он был награждён орденом св. Владимира 3-й степени.

Живя в Ташкенте Джурабек приобрёл себе близ города небольшое поместье, в котором хранилась одна из лучших в Туркестане библиотека старинных восточных рукописей; некоторые из них были преподнесены Джурабеком в дар Российской Академии наук в Санкт-Петербурге ; академик В. В. Бартольд , приезжая в Ташкент, неоднократно работал в .

25 января 1906 года Джурабек был тяжело ранен грабителями в собственном доме и в ночь на 26 января скончался, похоронен 26 января в собственном поместье близ Ташкента.

В некрологе, опубликованном в «Историческом вестнике» приведена следующая характеристика Джурабека: «Духовные качества Джурабека вполне соответствовали его атлетическому телосложению. Это была крупная личность во всех отношениях. Природный ум, изощрённый удивительными перипетиями жизни, выдающаяся сила характера, справедливость и полное достоинства самообладание приобрели ему популярность и уважение среди туземцев. … Со стороны религии Джурабек далеко не был узким фанатиком, как по-видимому следовало ожидать от среднеазиатского туземца, выросшего и воспитавшегося в среде, ещё совершенно не тронутой европейской цивилизацией».

Кроме сына, зачисленного в Собственный Его Императорского Величества Конвой , у Джурабека была дочь, которую он выдал замуж за внука бывшего кокандского хана Худояра .

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Джурабек