Interested Article - Бельшоз, Анри

Анри Бельшоз ( фр. Henri Bellechose ; 1415, Бреда — до 28 января 1445, Дижон ) — живописец бургундской школы . Был придворным художником при дворе герцогов Бургундских в Дижоне между 1415 и 1430 годами. Один из значительных мастеров стиля интернациональной готики .

Биография

Анри Бельшоз родился в Бреде , в северном Брабанте ( историческая область в Нидерландах ). До прибытия Бельшоза в Дижон , ко двору бургундского герцога Иоанна Бесстрашного , о его жизни и творчестве нет сведений. Герцог назначил Бельшоза придворным художником и камергером (valet de chambre), такие же звания носили его предшественник Жан Малуэль и преемник Ян ван Эйк . Предполагается, что в течение некоторого времени он работал помощником Малуэля, и тот оказал на Бельшоза значительное влияние. Официальным художником бургундского двора Бельшоз стал в 1415 году, после смерти Малуэля.

В 1415 году, когда Бельшоз был художником при дворе герцога Жана Бесстрашного , ему было поручено выполнить картины для картезианского монастыря Шанмоль в Дижоне, основанного Филиппом Смелым . В монастыре, называемом также «Домом Троицы », располагалась усыпальница герцогов бургундских. В апреле 1420 года, когда умер сын Филиппа, Жан Бесстрашный, Бельшоз остался на службе у его преемника Филиппа Доброго . Работы, зарегистрированные в отчётах, были в основном декоративными , включая такие заказы, как гербы для похорон или украшения празднеств и торжественных шествий, что было обычным делом для придворных художников; также ему были заказаны две алтарных картины, в 1425 и 1429 годах (не сохранились) .

У Бельшоза была большая мастерская, в период значительного количества заказов в ней работали восемь помощников и два ученика. Около 1424 года Анри Бельшоз женился на дочери нотариуса Аликсан Лебон .

С 1426 года жалованье Бельшоза было уменьшено, а после августа 1429 года его имя исчезло из счетов герцога бургундского. Филипп Добрый проводил большую часть времени в Нидерландах, где познакомился с новаторским творчеством Яна ван Эйка . В 1425 году Ян ван Эйк стал придворным живописцем герцога. Бельшоз, судя по источникам, был ещё жив в 1440 году, но отсутствовал в Дижоне. Умер до января 1445 года .

Творчество

Почти все известные работы Бельшоза выполнены по заказам герцогов бургундских и церквей Дижона. Большинство произведений мастера не сохранилось, однако согласно подробным счетам бургундского двора, это был плодовитый художник. Одна из самых известных работ Анри Бельшоза, алтарь «Распятие с мученичеством Святого Дионисия » (1416, в настоящее время хранится в Лувре ), была заказана герцогом для монастыря Шанмоль.

Верность художника местным традициям, щедрое использование золота, тщательная проработка деталей свойственны манере Бельшоза, но также и другого художника при дворе в Дижоне — его предшественника Жанa Малуэля , скончавшегося в 1415 году. Работа, как и другие произведения живописцев того времени, не подписана. Мнения историков искусства разделились: одни приписывали её Малуэлю, другие — Бельшозу. Скорее всего оно было начато Малуэлем, а после его смерти завершено Бельшозом. В этом случае логичнее атрибутировать картину как произведение Бельшоза . В последние годы доминирует именно такая атрибуция.

Более того, историки искусства Дж. Снайдер и А. Шатле считают, что луврские тондо, обычно приписываемые Малуэлю, являются двумя из пяти алтарных образов, заказанных ему в 1398 году. При этом допускают, что тондо выполнил Бельшоз, когда работал помощником Малуэля, таким образом полностью отвергая традиционную атрибуцию этих работ .

«„Казнь Святого Дионисия“ отличается повествовательностью и наряду с тем большим интересом к душевному состоянию героев. Обстоятельно описывает художник тюремную башню, одежды, движение замахнувшегося топором палача, жесты людей, обсуждающих происходящее. Благоговейно-горестно лицо причащающегося Дионисия, смиренно-печально у мученика, ждущего смерти, сострадательно у человека на дальнем плане. Мягко даны светотеневые переходы, складки тканей положены спокойными параллельными рядами. Рельефный орнамент золотого фона, золотое шитьё облачений, локальный цвет, особенно светящийся синий, приуменьшают жестокость сюжета»

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Bellechose, Henri // The Grove Dictionary of Art. Published by artnet, with permission from Macmillan Publishers Limited, 2000
  3. The Grove Dictionary of Art
  4. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
  5. Brizay F., Cassagnes-Brouquet S. Le prince et les arts en France et en Italie (XIVe-XVIIIe siècle). — Éditions Bréal, 2010
  6. Петрусевич Н. Б. Искусство Франции XV—XVI веков. — Л.: Искусство, 1973. — С. 36
  7. Châtelet A. Early Dutch Painting. Painting in the northern Netherlands in the fifteenth century. — Montreux, Lausanne, 1980. — ISBN 2-88260-009-7
  8. Петрусевич Н. Б., 1973. — С. 36

Литература

  • С. Дзуффи. Возрождение. XV век. Кватроченто. — М. : Омега-пресс, 2008. — С. 144—145. — 384 с. — 3000 экз. ISBN 978-5-465-01772-5 .
  • Châtelet, Albert, Early Dutch Painting, Painting in the northern Netherlands in the fifteenth century , 1980, Montreux, Lausanne, ISBN 2-88260-009-7
  • . The Grove Dictionary of Art . Published by artnet, with permission from Macmillan Publishers Limited. 2000.
  • Snyder, James; Northern Renaissance Art , 1985, Harry N. Abrams, ISBN 0-13-623596-4
Источник —

Same as Бельшоз, Анри