Interested Article - Смитс ван Васберге, Йозеф Мария

Йозеф Мария Смитс ван Ва́сберге ( нидерл. Joseph Maria Smits van Waesberghe ; 18 апреля 1901, Бреда — 9 октября 1986, Амстердам ) — нидерландский музыковед - медиевист . У себя на родине считается одним из основателей современного нидерландского музыкознания .

Очерк биографии и творчества

Получил образование в иезуитской семинарии. Был рукоположён в сан священника. В 1922—35 изучал философию и теологию. В 1935—37 годах преподавал в гимназиях св. Канизия в Неймегене и в 1937—43 — св. Игнатия в Амстердаме, в 1939—43 — в Роттердамской консерватории и в 1944—46 в Амстердамской консерватории . В 1947—71 годах преподавал историю и теорию музыки Средневековья в Амстердамском университете (с 1957 профессор). В 1953 — доктор honoris causa в Риме.

Занимался также общественно-административной работой. В 1954—58 годах был генеральным секретарём нидерландского Союза композиторов (Nederlandse Toonkunstenaars Vereniging), в 1958—67 — президентом нидерландского Союза св. Григория ( Sint-Gregoriusvereniging ). Был советником по культуре в нидерландском правительстве, редактором нескольких нидерландских периодических изданий (в том числе, серии Divitiae musicae artis). За общественные и научные заслуги в 1976 году был удостоен правительственной награды — ордена Нидерландского льва (рыцарь).

Основная область исследований Смитса ван Васберге — теория музыки Средневековья. Выдающийся палеограф, он составил один из томов RISM «Теория музыки от Каролингов до 1400 г.» (1961), который до сих пор не потерял актуальности. На склоне лет, в ряде журнальных статей 1971—72 годов подробно изложил свой метод работы со старинным источником (принципы построения стеммы кодексов , редактирования, комментирования, цитирования и т. д.).

На протяжении всей жизни занимался наследием Гвидо Аретинского , осуществил критические издания всех его трактатов кроме «Послания», написал о Гвидо монографию (по-латыни) и ряд важных статей (на немецком и английском языках), в том числе о его реформе музыкальной нотации и рецепции последней в конкретных средневековых рукописях . Помимо Гвидо издал труды о музыке Арибо Схоласта , Иоанна Коттона , анонимные трактаты Гвидоновой научной традиции, Берно из Райхенау , Якоба Льежского . Один из самых известных ныне трудов Смитса ван Васберге — хрестоматия (увеличенного формата) «Музыкальное образование. Учение и теория музыки в Средние века» (1969) , содержащая 122 факсимиле (в том числе цветных) средневековых рукописей о музыке.

Сочинения (выборка)

  • Muziekgeschiedenis der Middeleeuwen. Tilburg, 1936—42.
  • Melodieleer. Amsterdam, 1950.
  • The musical notation of Guido of Arezzo // Musica Disciplina 4 (1950), p. 15—53.
  • John of Affligem or John Cotton? // Musica Disciplina 6 (1952), p.139—153.
  • De musico-paedagogico et theoretico Guidone Aretino eiusque vita et moribus. Firenze, 1953.
  • Textbook of melody. A course in functional melodic analysis. [Rome]: American Institute of Musicology, 1955 (англ. перевод книги 1950 г.)
  • (соавторы: P. Fischer и C. Maas). The theory of music from the Carolingian era up to 1400 // RISM , B/III/1. 1961.
  • Musikerziehung: Lehre und Theorie der Musik im Mittelalter. Leipzig: Deutscher Verlag für Musik, 1969. 213 S. (Musikgeschichte in Bildern, III/3)
  • Studien über das Lesen (pronuntiare), das Zitieren und über die Herausgabe lateinischer musiktheoretischer Traktate // Archiv für Musikwissenschaft 28 (1971), SS.155-200 u. 271-87; 29 (1972). — S. 64—86.
  • Wie Wortwahl und Terminologie bei Guido von Arezzo entstanden und überliefert wurden // Archiv für Musikwissenschaft 31 (1974). — S. 73—86.

Критические издания трактатов

  • Johannes Afflighemensis. De musica cum tonario // Corpus scriptorum de musica 1 (1950).
  • Aribo. De musica // Corpus scriptorum de musica 2 (1951).
  • Guidonis Aretini Micrologus // Corpus scriptorum de musica 4 (1955).
  • Expositiones in Micrologum Guidonis Aretini. Amsterdam, 1957 (Musicologica medii aevi 1).
  • Herbeni Traiectensis De natura cantus ac miraculis vocis. Köln, 1957.
  • De numero tonorum litterae episcopi A. ad coepiscopum E. missae ac Commentum super tonos episcopi E. (ad 1000) // Divitiae musicae artis, A/1. Buren, 1975.
  • Tres tractatuli Guidonis Aretini: Guidonis Prologus in antiphonarium // Divitiae musicae artis, A/3. — Buren, 1975.
  • Musica Domni Heinrici Augustensis magistri // Divitiae musicae artis, A/7. Buren, 1977.
  • Bernonis Augiensis abbatis de arte musica disputationes traditae // Divitiae musicae artis, A/6. — Buren, 1978—79.
  • Codex Oxoniensis Bibl. Bodl. Rawl. c.270 // Divitiae musicae artis, A/10. — Buren, 1979—80.
  • Adalboldi episcopi Ultrajectensis Epistola cum tractatu de musica instrumentali humanaque ac mundana // Divitiae musicae artis, A/2. — Buren, 1981.
  • (соавтор: E. Vetter) Guidonis Aretini Regulae rhythmicae // Divitiae musicae artis, A/4. — Buren, 1985.
  • Het grote Herodesspel, of Driekoningenspel van Munsterbilzen // Limburgse documenten, 2/1. — Hasselt, 1987.
  • (соавторы: E. Vetter, E. Visser) Jacobi Leodiensis Tractatus de consonantiis musicalibus. Tractatus de intonatione tonorum: Compendium de musica // Divitiae musicae artis, A/9a. — Buren, 1988.

Примечания

  1. — 2007.
  2. // Tijdschrift van de Vereniging voor Nederlandse Muziekgeschiedenis 36 (1986), p.3.
  3. De musico-paedagogico et theoretico Guidone Aretino eiusque vita et moribus. Firenze, 1953.
  4. The musical notation of Guido of Arezzo // Musica Disciplina 4 (1950), p. 15—53.
  5. Публикация в книжной серии «Musikgeschichte in Bildern», III/3.

Литература

  • Organicae voces: Festschrift Joseph Smits van Waesberghe angeboten anlässlich seines 60. Geburtstages. Amsterdam, 1963 (с обширной библиографией)
  • Huglo M. Joseph Smits van Waesberghe (1901—1986) // Revue de musicologie, 72 (1986), p. 316—18 (некролог)
Источник —

Same as Смитс ван Васберге, Йозеф Мария