Interested Article - Итало-критская школа
- 2020-01-25
- 1
Итало-критская школа — условное название, данное русским историком искусства , византинистом Н. П. Кондаковым , греческим мастерам иконописи и живописным алтарным картинам итальянских художников, работавших в период проторенессанса , в XIII—XIV веках под воздействием византийского искусства . Другие исследователи считают это уникальное явление не школой , а стилевым течением, на том основании, что территориальные границы работы итало-критских мастеров не достаточно ясно определены, третьи — придерживаются термина «критская иконопись», или «искусство Кандии» .
После взятия крестоносцами Константинополя в 1204 году византийское искусство испытывало кризис и даже, по мнению П. П. Муратова , полный упадок . Новыми центрами византийской культуры стали Афон , Никея , Трапезунд , Эпир .
Ещё одним центром иконописного искусства стал остров Крит . В XV—XVII веках, в период, когда остров входил во владения Венецианской республики , там работали рядом греческие и итальянские мастера. Один из портовых городов острова — Кандия (в древности греческий Гераклион) имел особое значение. Через этот город в Венецию и другие города Европы везли персидские ковры , дамасскую сталь , турецкие полуфаянсы, сирийские изделия из стекла. Все восточные изделия обобщённо называли Кандианой. Иконописцы именовали себя по-гречески: «кандиотами».
В ходе турецко-венецианской войны (1645—1669) Турция захватила остров Крит, но столица Кандия оказывала сопротивление. Осада Кандии продлилась с 1648 до 1669 года, после чего многие мастера, в том числе иконописцы, переселились в Венецию и далее, на Апеннинский полуостров , хотя ещё некоторое время иконописные мастерские сохранялись на Ионических островах Эгейского моря .
Со временем в иконописи итало-критской школы сложилось своеобразное сочетание византийской иконографии с особенностями искусства итальянского проторенессанса . Иконы итало-критских мастеров заказывали как православные, так и католики. Существовало письмо по выбору: в «греческой манере» ( итал. maniera greca ) или в «латинской манере» ( итал. maniera latina ). К характерным чертам ранней итальянской иконописи относится традиционная византийская иконография Богоматери Одигитрии , техника темперы по деревянной доске покрытой левкасом , золотой фон, жёсткая, графичная моделировка складок одежд, золотая ассистка . Итальянские иконы вставляли в деревянный киот — массивную резную золочёную раму с готическим орнаментом либо имитирующую архитектонические обрамления готического стиля .
К живописцам итало-критской школы относят Донато, Катерино и Паоло Венециано . Из этой школы вышли знаменитые художники М. Базаити , А. Виварини , В. Карпаччо , Чима да Конельяно , а также живописцы мастерской братьев Беллини в Венеции, сыгравших ключевую роль в искусстве итальянского Возрождения.
Однако уже в XVI в. живопись этих мастеров, за исключением произведений Беллини, называли пренебрежительно «греческой манерой», а художников «примитивами». Также негативно оценивали «византизирующий стиль» сиенской школы живописи . Позднее, в XIX в. название «примитивы» стали распространять на всё итальянское искусство периода проторенессанса (в настоящее время в этом значении не употребляется). Искусство эллинизированных стран Ближнего и Среднего Востока, сформировавшееся в XIII—XV веках под влиянием Запада, объединили понятием «латинизирующий стиль», а проявление итальянского влияния на искусство стран Центральной и Северной Европы в последующие века — «итальянизирующий стиль». Так завершался плодотворный обмен традициями искусства Востока и Запада.
Искусство живописцев итало-критской школы оказывало и обратное влияние на византийских иконописцев, в частности мастерских Афона, а через православную Сербию — на искусство Моравии и древнерусских иконописцев. Именно это обстоятельство привлекло русских собирателей икон в начале XX века. Так, русский историк Н. П. Лихачёв собрал значительную коллекцию итало-критских икон. В 1913 году собрание Лихачёва приобрёл император Николай II и передал его в Русский музей императора Александра III .
Известные мастера иконописи критской школы
-
Успение Богородицы (Эль Греко)
-
Мученичество святой Параскевы (Михаил Дамаскин)
-
Апостол Павел (Феофан Критский)
Примечания
- Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. — С-Петербург: Издание Имп. акад. наук, 1902
- Колпакова Г. С. Искусство Византии. Поздний период. 1204—1253 года. — СПб.: Азбука-Классика, 2004. — С. 8—15
- Вейдле В. Византийское искусство. По поводу книги П. П. Муратова // Возрождение. 1929, № 1374. 7 марта
- Афанасий Авгеринос. . Сайт журнала «Эллада» (10 октября 2009). Дата обращения: 30 марта 2014. Архивировано из 2 июня 2015 года.
- Полевой В. М. // Всеобщая история искусств / Под общ. ред. Б. В. Веймарна, Ю. Д. Колпинского. — М. : Искусство, 1960. — Т. 2, кн. 1-я. — 70 000 экз.
- Власов В. Г. . Итало-критская школа // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 212
- 2020-01-25
- 1