Вейде, Адам Адамович
- 1 year ago
- 0
- 0
А́дам Стани́слав Ханушке́вич ( польск. Adam Stanisław Hanuszkiewicz ; 1924—2011) — польский актёр и театральный режиссёр .
Родился 16 июня 1924 года во Львове . Детство и юность провёл в родном городе, где его родители управляли магазином, учился в местной школе. Во время оккупации также находился во Львове. В июле 1944 года под Жешувом , где он тогда проживал, присоединился к театральной группе Польской армии .
В 1945 году стал актёром-практикантом в ( Teatr im. Wandy Siemaszkowej ) в Жешуве, в 1945—1946 годах играл в ( Teatr Dolnośląski ) в городе Еленя-Гура . На сцене последнего он дебютировал в роли Вацлава в пьесе «Месть» ( Zemsta ) Александра Фредро (постановка , 1945). Адам не заканчивал актёрской школы, в 1946 году в Лодзи он экстерном сдал экзамен по профессии актёра комиссии, состоявшей из известных тогда актёров и режиссёров, и получил диплом с отличием. В 1946—1949 годах выступал в ( Teatr Dramatyczny w Krakowie ), в труппе Юлиуша Остервы , а в 1949—1950 — в варшавском ( Teatr Rozmaitości w Warszawie ). В 1950—1955 годах Ханушкевич работал в Польском театре в Познани ( Teatr Polski w Poznaniu ); там в 1951-м состоялся его дебют в качестве режиссёра: он поставил соцреалистическую пьесу Леонида Рахманова «Беспокойная старость» ( польск. Niespokojną starość ).
С 1955 года работал в основном в Варшаве . Сначала выступал в Польском театре ( Teatr Polski im. Arnolda Szyfmana w Warszawie ). В это же время он стал одним из соучредителей Телевизионного театра ( Teatr Telewizji ), где в 1955 году поставил свой первый телеспектакль «Золотой лис» ( Złoty lis ) по произведению Ежи Анджеевского . В 1957—1963 гг. был главным режиссёром Телевизионного театра. В 1956—1968 гг. также работал в Театре Повшехном ( Teatr Powszechny , перев. как Всеобщий театр ) — вначале как режиссёр, а затем, с 1963-го, как директор.
В 1968 году директора Театра Народового ( Teatr Narodowy , в перев. Народный ) Казимежа Деймека отстранили от должности из-за нашумевшей постановки « Дедов » ( Dziady ), воспринятых как антисоветский спектакль, и на освободившееся место назначили Ханушкевича. После этого некоторые коллеги записали его в коллаборационисты . В Народовом Ханушкевич выпустил много спектаклей, в том числе знаменитую ( ), где использовались современные костюмы и мотоциклы марки Honda ; зрители увидели её в 1974 году.
В 1970-м он впервые с 1944 года посетил свою семью во Львове. Тогда же он наладил контакты с под руководством .
В начале 1980-х Ханушкевич утратил доверие властей и в 1982-м был уволен с должности директора. Во время военного положения он присоединился к актёрскому бойкоту телевидения. В последующие несколько лет ставил спектакли на театральных сценах Варшавы и Лодзи, а также за рубежом. С 1989 по 2007 г. был директором ( Teatr Nowy ) в Варшаве.
Скончался 4 декабря 2011 года в одной из варшавских больниц. Похоронен 8 декабря 2011-го на Военном кладбище в Повонзках в Варшаве.
В исполнительском искусстве Ханушкевича ощущается тонкая эмоциональность, изящество, высокая интеллектуальность. Среди его актёрских работ выделяются роли Каетана (в «Фантазии» Юлиуша Словацкого , Театр Драматычны в Кракове, 1946), Амфитриона (в постановке Богдана Коженевского по одноимённой пьесе Жана Жироду , там же, 1948), Гамлета (в « Гамлете » У. Шекспира , Польский театр в Познани , пост. Вильяма Хожицы, 1950), а также Раскольникова (в « Преступлении и наказании » Ф. М. Достоевского ), Поэта (в «Свадьбе» Станислава Выспяньского ), Конрада (в «Освобождении» С. Выспяньского).
Режиссёрские работы Ханушкевича отличаются высоким чувством гражданственности, стремлением к историко-философским обобщениям. Из них можно выделить такие его постановки, как «Свадьба» С. Выспяньского (Театр Повшехны, 1963, и Театр Народовы, 1974), «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского (Театр Повшехны, 1964), «Канун весны» С. Жеромского (1964, там же), «Колумбы, год рождения 20-й» Романа Братного (1965), а также «Освобождение» С. Выспяньского (1966), « Женитьба Фигаро » П. Бомарше (1966), «Пан Вокульский» (1967, по роману « Кукла » Б. Пруса ), «Фантазия» Ю. Словацкого (1967), «Смерть Дантона» Г. Бюхнера (1968, все — в Театре Повшехны), «Небожественная комедия» Зыгмунта Красиньского (Театр Народовы, 1969, премьерный спектакль), «Фантазий» и «Кордиан» Ю. Словацкого (Театр Народовы, оба — 1970), «Гамлет» У. Шекспира (1970), «Норвид» (по Ц. К. Норвиду , 1970), «Беневский» Ю. Словацкого (1971), « Три сестры » А. П. Чехова (1971), « Процесс » Ф. Кафки (1972), «Любовники ада» Ярослава Рымкевича (1972), « Макбет » У. Шекспира (1972), « Антигона » Софокла (1973), « Ревизор » Н. В. Гоголя (1973), « Месяц в деревне » И. С. Тургенева (1974), «Жизнь Вацлава» Стефана Гарчиньского (1974), «Платонов» (по А. П. Чехову, 1976), « Братья Карамазовы » Ф. М. Достоевского (1979), «Домашний песенник» Станислава Монюшко (1982, все — в Театре Народовы) и др.
Среди телеспектаклей, поставленных Ханушкевичем в Телевизионном театре, можно выделить: «Золотой лис» Е. Анджеевского (1955), «Бабушка и внучек» (1955) и «Зелёная гусыня» (1956) К. И. Галчиньского , «Мухи» Ж.-П. Сартра (1956), «Двое мужчин на дороге» М. Хласко (1957), «Деды» А. Мицкевича (1959), «Эми Фостер» Дж. Конрада (1960), «Свидетели, или наша малая стабилизация» Т. Ружевича (1960), а также « Фрёкен Юлия » А. Стриндберга , «Гедда Габлер» Г. Ибсена и др.