Interested Article - Эллэй Боотур

Эллэ́й Боо́тур ( якут. Эллэй Боотур ) — по преданиям первопредок якутов .

Эллэй Боотур — новатор, культурный герой , основавший традиционное скотоводческое хозяйство якутов, создавший материальные ценности вплоть до домашней утвари. Эллэй Боотур — основатель праздника Ысыах , на котором впервые из якутов произнёс моление-алгыс к Создателю и Айыы . Согласно предположениям тюрколога Ю. Васильева Эллэй является исторической личностью, связанной с Киданьской императорской династией . Гипотеза автора подтверждаются данными последних исследований . Международной группой исследователей во главе Sikora M. и др. в 2019 г. опубликованы в журнале Nature данные найденной около реки Яна древней бедренной кости человека. Так, кость принадлежала мужчине ростом 160 см, примерно в возрасте 20-30 лет. Средняя вероятность возраста радиоуглеродным методом 766 BP, т. е. 1184 г. . Гаплогруппа Y-хромосомы и однонуклеотидные полиморфизмы соответствуют гаплотипу и гаплогруппы, «роду Эллэя», за исключением одной мутации .

Легенды

Опубликовано множество вариантов преданий об Эллэе . "Сюжет большинства этих преданий сводится к следующему. Молодой человек с именем Эллэй, или Эр Соготох Эллэй, сын знатных родителей, со своим престарелым отцом убегает от войны. По пути отец умирает. Дальше Эллэй, сев на дерево с кроной, плывущее по реке Лена, спускается по ней вниз. Он пристал к берегу реки на территории Хангаласского улуса Якутии, вблизи от того места, где жил богач по имени Омогой и поступил к нему на работу. Проработал несколько лет, понравился хозяину и тот предлагает взять в жены свою дочь. Эллэй из двух дочерей хозяина выбрал некрасивую приемную дочь. Они зажили хорошо и, Эллэй ввел в жизнь нововведения в коневодстве, усовершенствовал жилища, посуду, устроил первые ысыахи. После себя он оставил большое потомство, впоследствии становившихся родоначальниками саха" .

В легендах об Эллэе говорится о том, что он чужестранец и не говорил на языке саха. Так, согласно легенде, записанной Г.В. Ксенофонтовым, когда люди Омогоя нашли Эллэя на берегу реки Лена он говорил только два слова: "Бэлэнтэй” и “Бахай” . Ряд исследователей предполагают, что слово "бэлэнтэй", возможно тунгусо-маньчжурского происхождения, а "Бахай" вероятно, государство Бохай – существовавшее на территории Маньчжурии, современного Приморья и Северной Кореи, завоеванной Киданьской империей в 926 г. . Интересным является найденный в 1998 г. в Хангаласском улусе клад из 147 китайских монет периода правления династии Северная Сун. Коллекция монет обрывается датой 1125 г., т.е. с датой падения киданьской империи Ляо .

Первая информация о генеалогии семьи Эллэя была описана участником Академического отряда Второй Камчатской экспедиции (Россия) Якова Линденау в 1741–1745 годах. По его сведениям у Эллэя было 8 сыновей, пять из них стали родоначальниками 5 родов саха .

В преданиях подчеркивается глубокая нравственность Эллэя Боотура, его любовь к отцу, уважение к советам старика, сметливость. Он точно выполняет его заветы. Эллэй Боотур по прибытии к Омогой Баю поступает в работники и своим трудолюбием и поведением заслуживает уважение патриарха, который предлагает ему жениться на одной из его дочерей. Эллэй Боотур по чудесным приметам избирает своей женой нелюбимую, некрасивую, но физически крепкую, плодовитую дочь Омогоя Сыспэй-Сысыах («Растрёпанная коса») — к великому неудовольствию Омогоя, который держал в уме выдать за Эллэя свою любимую дочь красавицу Нурулдан-куо. С этого момента противопоставляются в преданиях характерные черты образов Омогой Бая и Эллэя Боотура.

Примечания

  1. (недоступная ссылка)
  2. Васильев Ю. Мой родной древний язык. (якут.) . — Якутск: Бичик, 2008. — С. 20-25.
  3. Tikhonov D.G., Gurkan C., Demirdov K.D., Beyoglu E. (англ.) // Siberian Research : журнал. — 2019. — Vol. 1 , no. 1 . — P. 91 - 111 . — ISSN . 16 декабря 2023 года.
  4. Tikhonov D.G., Poarch E. (англ.) // Siberian Research : журнал. — 2022. — Vol. 7 , no. 1 . — P. 38-44 . — ISSN . 16 декабря 2023 года.
  5. Sikora, M., Pitulko, V.V., Sousa, V.C. et al. (англ.) // Nature : журнал. — 2019. — Vol. 570 . — P. 182–188 . — ISSN . 5 июля 2021 года.
  6. Adamov D.S. (англ.) // Siberian Research : журнал. — 2022. — Vol. 8 , no. 2 . — P. 29-36 . — ISSN . 16 декабря 2023 года.
  7. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада: материалы по мифологии и легендарной истории якутов . — M.: Наука, 1977. — 275 с.
  8. Ин. языка, лит-ры и истории (АН СССР. Якутский филиал). Исторические предания и рассказы якутов. Т. 1 / Ред. Эргис Г.У.. — М. : Изд. АН СССР, 1960. — 322 с.
  9. Ин. языка, лит-ры и истории (АН СССР. Якутский филиал). Исторические предания и рассказы якутов. Т. 2. / Ред. Эргис Г.У.. — М. : Изд. АН СССР, 1960. — 350 с.
  10. Тихонов Д.Г. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований : журнал. — 2016. — 12 сентября ( т. 9 , № 2 ). — С. 241-243 . — ISSN . 20 декабря 2023 года.
  11. Tikhonov D.G., Zakharova A.E., Poarch E., Neustroeva T.S., Sleptsova A.I. (англ.) // Siberian Research : журнал. — 2020. — Vol. 4 , no. 4 . — P. 65-76 . — ISSN . 23 декабря 2023 года.
  12. Степанов А.Д. // Лаборатория древних технологий : журнал. — 2012. — Т. 9 , № 1 . — С. 147-154 . 23 декабря 2023 года.
  13. Линденау Я. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока; пер. с нем. . — Магадан: Магаданское книжное издательство, 1983. — С. 18.
Источник —

Same as Эллэй Боотур