Interested Article - Тюркизация
- 2020-07-15
- 1
Тюркиза́ция ( тур. Türkleştirme ) — языковая ассимиляция нетюрок в тюркскую среду, при которой происходила частичная или полная потеря одной этнической группой (или целым этносом ) своего языка и его замена на один из тюркских языков . Наибольшее распространение тюркизация получила в эпоху средневековых XI—XV веков. В некоторых случаях, например в рамках Османской империи, тюркизация была следствием исламизации ранее христианских групп, хотя это нетождественные понятия, так как некоторые тюркские народы исповедуют христианство ( гагаузы , чуваши ), тенгрианство , шаманизм ( якуты ), иудаизм ( караимы ) или буддизм ( тувинцы ).
Типология и география
Тюркизация могла носить как естественный характер — культурные контакты, межнациональные браки и т. п., так и принудительный (насильственный) характер — завоевание, численное истребление и вынужденное переселение. Наиболее обширная тюркизация нетюркских по происхождению групп наблюдалась в Средней Азии , где тюркизации подверглись древние иранские по происхождению кочевые и земледельческие группы. В евразийских степях также имело место смешение монгольских и тюркских групп при численном доминировании последних.
В некоторых случаях тюркизации подверглось финно-угорское население . Наиболее поздним и сложным является процесс тюркизации Анатолии мигрировавшими туда тюркскими племенами .
Тюркизация в Сибири и Центральной Азии
« Киргизы представляют один из первых примеров народа, первоначально, по всей вероятности, нетюркского и впоследствии отюреченного. Отюречению особенно подверглись самоедские народности на южной окраине мест своего расселения. Этот процесс не закончен и до сих пор», — пишет тюрколог В. В. Бартольд .
Тюркизация в Монгольской империи
В Золотой Орде особенно при Узбек-хане происходил бурный процесс тюркизации живших в его улусе монголов . Секретарь египетского султана Ибн-Фадлуллах ал-Омари совершенно определённо говорит о процессах тюркизации в Золотой Орде:
«В древности это государство ( Золотая Орда ) было страною кипчаков , но когда овладели ею татары , то кипчаки стали их подданными; затем (когда с течением времени) татары смешались с ними и породнились, то земля одержала верх над всеми природными качествами и расовыми особенностями татар и все они стали совершенно как кипчаки, как будто они одного с ним рода, ибо монголы поселились в земле кипчаков и остались жить у них и в их земле. Таким образом, долгое пребывание во всякой стране и земле заставляет человеческую природу уподобляться ей и изменять свои прирождённые черты согласно природе этой страны, как мы выше сказали. Лишь иногда замечается большая или меньшая разница в цвете (кожи) по другой (впрочем) причине, чем влияние страны» .
Этого же рода соображения высказал в XVIII веке Фишер. Говоря о татарах , « как о многолюднейшем народе между всеми турецкими поколениями », он отмечает,
« что по времени имя татар смешалось с монголами и верх одержало, то, может быть, произошло от того, что татары, по приведении Чингиз-ханом всех их поколений под одну власть, в войсках его и наследников его, служили в гораздо большем числе, нежели самые монголы. Сие можно заключить из того, что во всех тех завоеванных землях, которые прежде имели собственный свой язык, и не знали монгольского , ни татарского , взошел в употребление только татарский язык с выключением монгольского, что не могло бы учиниться, когда б татары гораздо числом не превосходили монголов. Таким образом, для несравненно большого числа татар пропало монгольское имя в западных землях » .
Крупнейший монголист, советский учёный, академик В. Я. Владимирцов также подчёркивает, что « ушедшие на запад монголы довольно скоро подверглись тюркизации, вообще растворились в окружающей этнографической среде более или менее им близкой ». И лишь для Средней Азии он делает некоторую оговорку, что здесь « процесс усвоения монголами „мусульманской“ культуры… протекал медленнее, чем в Персии , так как в Средней Азии монголы оказались, отчасти, посреди этнически близких им тюркских кочевников » .
Тюркизация в Западной Азии
Тюркизация в Османской империи
Тюркизация Анатолии началась со второй половины XI века. Первое тюркское вторжение произошло в 1064 году. В 1071 году тюрки захватили всю Центральную Анатолию. В 1097 году дошли до берегов Эгейского моря. Совместные усилия армян, греков и крестоносцев отбросили их назад, но вытеснить из Центральной Анатолии так и не смогли. На начальном этапе тюрки-скотоводы составляли лишь небольшую долю населения региона, где смешанно обитали греки, курды, армяне, евреи, грузины и арабы . Но мощная военная организация предоставила тюркам существенный военный, а со временем и демографический перевес.
Когда угасающая Византийская империя теряла города, традиционно греческие топонимы Анатолии начали тюркизироваться (Прусса стала Бурсой , Никея превратилась в Изник , Никомедия — в Измит ) или же вовсе были заменены тюркскими новообразованиями.
Султаны активно смешивали в своих гаремах представительниц разных национальностей, дети которых вынуждены были общаться по-турецки, а значит вырастали тюрками. То же самое касалось и мальчиков- девширме .
Так, один из «заключённых» (то есть рабов) дворца писал:
« Во дворце есть всего несколько человек, говорящих по-тюркски от рождения, потому что султан полагает, что вернее служат ему обращённые христиане, у которых нет ни крова, ни дома, ни родителей, ни друзей ». В популярной среди османской бюрократии тех времён книге «Правление, или Правила для правителей» говорится, в частности, что если султан примет на службу представителей разных народов, то « все народности будут стремиться превзойти друг друга… Если армия состоит из одного народа, появляется опасность. У солдат нет рвения, и они подвержены беспорядку » .
Особенности
Тюркизация не сопровождалась изменением физического типа, что являлось результатом культурных, а не брачных контактов. Вытеснение местных языков тюркскими языками было постепенным: сначала ассимилируемые становились двуязычными, а затем полностью тюркоязычными. Не всегда начавшаяся тюркизация была успешной. Часто её завершению мешали разные внешние факторы. Так, на начальном этапе своей истории венгерские племена интенсивно контактировали с тюркскими, но миграция венгров в Европу в конце X века прекратила эти контакты. Румынизация и болгаризация лишили Добруджу большей части её былой тюркской составляющей.
См. также
Примечания
- Юрий Андреевич Евстигнеев. Российская федерация. Народы и их подразделения: Краткий этнологический справочник.
- . Дата обращения: 1 апреля 2011. 20 августа 2013 года.
- Дата обращения: 12 ноября 2015. 17 ноября 2015 года.
- ↑ См. извлечения из (Арабская графика — А. Р.) „Книга путей взоров по государствам разных стран“, Ибн-Фадлуллах-ал-Омари (ум. в 749/1348-49 г.) в том же „Сборн. матер.“, стр. 228 араб. текста и стр. 250—251 рус. перев.
- ↑ Дата обращения: 23 ноября 2011. Архивировано из 3 марта 2012 года.
- Фишер . Сибирская история, стр. 89-90.
- Владимирцов Б. Я. Общественный строй монголов. Л.: 1934, стр. 125.
- . Дата обращения: 1 апреля 2011. Архивировано из 1 декабря 2010 года.
- Philip Mansel 1924
Ссылки
- Кузнецов В. А.
- Фарид Шафиев.
- 2020-07-15
- 1