Interested Article - Традиционный якутский костюм

Якутский национальный костюм «бууктаах сон»

Традиционный якутский костюм ( якут . саха таҥаһа ) — это национальный костюм якутов . В нём сочетаются культурные традиции разных народов, он приспособлен для полярного климата, что отражается как в крое одежды, так и в её оформлении.

Описание

Сложившаяся в ХΙΙΙ веке якутская одежда сочетает в себе множество разнородных элементов . Особенно ярко это проявляется в верхней одежде, где отмечается использование самых разных по фактуре и цвету материалов: разношерстый мех, сукно, жаккардовый шёлк, ровдуга , кожа. Костюм украшается орнаментальными вставками, бисером , металлическими украшениями и подвесками . Претерпевая различные трансформации и модификации, под влиянием происходящих исторических событий в социальной и культурной жизни этноса, народный костюм сохраняет древнейшие художественные традиции .

Материалы и конструкция

Мужской кафтан

Якутская дохристианская одежда XVII-XVIII вв. изготавливалась в основном из природных натуральных материалов — кожи , замши , меха домашних животных, так как основным видом хозяйственной деятельности якутов, как тюркского народа , было табунное коневодство и разведение крупного рогатого скота . Шкуры пушных зверей использовались для дополнительного утепления в зимних изделиях, в основном, в качестве отделки. Меховые полосы в два ряда нашивались по краю борта, низу изделия и рукава — приём оформления, обусловленный, прежде всего, холодным климатом и перенятый у северных народов . Привозные шёлковые , шерстяные ткани, полученные путём натурального обмена, применялись в качестве отделки, так как были дорогими. Китайская хлопчатобумажная ткань « дабы » шла на нательную одежду, но её могли позволить себе только богатые люди. Бедные же люди изготавливали нательные и летние изделия (рубахи, халатоподобную одежду) в основном из тонких замшевых кож .

У многих народов в основе покроя изделий лежит прямолинейный крой, как наиболее рациональный и часто обусловленный формой и размерами материала . Традиционный якутский крой в этом смысле не является исключением. Так, повседневные изделия в основном имеют прямокроеный стан и рукав. Женская одежда такого покроя, в отличие от мужской, декорируется или нашивками из прорезной кожи по кокетке или бисерными и меховыми полосами по краям борта и подола .

Женская одежда «кытыылаах сон»

Нарядная, праздничная одежда якутов, как правило, имеет более сложный покрой — обычно стан делают расширенным к низу, рукава имеют сборку по окату. Такой рукав называют «бууктаах», то есть, формы «буф», якуты заимствовали его из русской городской одежды, также как и отложные воротники . Облегчённые кафтаны с асимметричной застёжкой, характерные для прибайкальских народов, носили зажиточные якуты. Пальто богато декорировалось по борту бисерной вышивкой, металлическими элементами и узкой полоской дорогого меха (См. изображение мужского кафтана)

Особый интерес с точки зрения заимствования культурных традиций костюмов других народов представляет халатообразное изделие из ткани с цельнокроеными рукавами, которую носили женщины летом. Эти изделия сильно отличаются от перечисленных выше изделий своей конструктивной формой. Очевидно, крой перенятый у восточно-азиатских народов, не имел большого распространения и развития из-за нерационального расхода ткани .

Крой «оноолоох, бууктаах»

Женская одежда «таҥалай сон»

Наиболее распространенным и характерным для якутской одежды считается крой «оноолоох, бууктаах» — когда-то перенятый у русских военных и путешественников, но видоизменённый в соответствии с якутскими культурно-художественными традициями . Такие изделия обязательно имеют складки по боковым и среднему шву спинки («оноо») и рукав со сборкой по окату («буук»). Пальто такого покроя носили как мужчины, так и женщины. Различие проявлялось в декоративном оформлении. У мужчин пальто шили из кожи или ткани . Пальто из ткани имело бархатный воротник и манжеты. Женские пальто такого покроя изготавливалось из меха или замши, в зависимости от сезонного назначения. Варианты пальто из замши шили с декоративными вставками из сукна или шёлка. Если размер шкуры не позволял изготовить объёмную, удлинённую одежду, например зимнее пальто «сагынньях», комбинировали разные материалы — замшу, мех пушных зверей, ткани. Другая разновидность такого покроя называется «кытыылаах». Как вид верхней одежды он распространился значительно позже, с распространением мануфактурных тканей. Эти изделия отличались от «оноолоох» тем, что по краю борта, низа изделия и рукава нашивалась широкая двойная полоса из сукна. Такую одежду женщины носили в прохладные дни.

Костюм «хассыат, халадаай»

Наиболее древним считается крой одежды «таҥалай» . Это изделие небольшого объёма, выполненное из ровдуги с меховой отделкой. Отличительные особенности этого изделия: меховая надставка в верхней части рукава; разрезы по боковым швам; декоративный элемент с металлическими подвесками на уровне талии по бокам. В разных вариациях подобное оформление присутствует во многих изделиях различного сезонного и функционального назначения. Наиболее ярким примером стиля «таҥалай» считается изделие с укороченным меховым рукавом, кокеткой , отлётным элементом по переду, богато декорированный бисером и металлической отделкой. По мнению некоторых исследователей, назначение одежды свадебное . Эти изделия бережно хранились, передавались по наследству, как большую ценность . Однако, этот крой в дальнейшем не получил развития. К началу XX века он практически исчез из употребления.

В дальнейшем на развитие традиционной якутской одежды повлияло распространение и широкое использование тканей. Этот фактор повлиял не только на крой одежды, но и на культуру одежды якутов в целом .

Примечания

  1. Стрелов Е. Д. Одежда и украшения якутки в половине 18 в.: (По археологическим материалам)// Сов. этнография. ─ Якутск, 1937. ─ Вып. 2-3. ─ С.75—99.
  2. от 29 апреля 2013 на Wayback Machine Якутский костюм
  3. Заболоцкая З. М. Использование народной одежды якутов в экодизайне современного костюма. : Автореф. дис. …канд. искусств. СПб., 2010. ─ 18с.
  4. Гоголев А. И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). ─ Якутск: Издание журнала «Илин», 1993. ─ 151 с.
  5. Гаврильева Р. С. Одежда народа саха конца 17-середины 18 века. ─ Новосибирск: Наука, Сибирское предприятие РАН, 1998. ─ 144 с.
  6. Серошевский В. Л. Якуты: Опыт этнографического исследования. ─ 2-е изд. ─ М.: РОССПЭН, 1993. ─ 736 с.
  7. Костюм народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки/ Отв. ред. О. А. Сухарев. ─ М.: Наука, 1979. ─ 240 с.
  8. Сухарева А. О. История среднеазиатского костюма. Самарканд (2-я половина XỊX — XX в.). ─ М.: Наука, 1982. ─ 141 с.
  9. Носов М. М. Художественные бытовые изделия якутов XVIII-начала XX в. Альбом / Ред.-сост. и авт.предисл. И. А. Потапов. ─ Якутск: Кн. изд-во, 1988. ─ 103 л.ил.
  10. Маак Р. К. Вилюйский округ. ─ 2-е изд. ─ М.: Яна, 1994. ─ 592 с.
  11. Одежда народов Сибири/ Н. Ф. Прыткова, Л. В. Хомич, Е. А. Алексеенко, Ч. М. Таксами , Г. М. Василевич . ─ Л.: Наука, 1970. ─ 222 с.

Литература

  • Жукова Л. Н. Одежда юкагиров. Учебное пособие . ─ Якутск: Издательство «Якутский край», 1996. ─ 142 с.
  • Константинов И. В. Материальная культура якутов 18 века (по материалам погребений) / Якутский филиал СО АН СССР. ─ Якутск: Якутское книжное издательство, 1971. 212 с.
  • Носов М. М. Эволюционное развитие якутской одежды с конца XVIII до 1920-х годов // Сб. науч. ст. ЯКМ. — Якутск: Кн. изд-во, 1957. Вып.2. С. 116─152.
  • Петрова С. И. Свадебный наряд якутов: традиции и реконструкция — Новосибирск: Наука, 2006. — 104 с.
  • Смоляк А. В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина . — М.: Наука, 1984. 248 с.

Ссылки

Источник —

Same as Традиционный якутский костюм