I Родосское Всеправославное совещание
- 1 year ago
- 0
- 0
II Родосское Всеправославное совещание ( греч. Β΄ Πανορθόδοξη Διάσκεψη της Ρόδου ) — совещания представителей Поместных православных церквей, проходившее с 26 сентября по 1 октября 1963 года на греческом острове Родос .
II Родосское Всеправославное совещание явилось закономерным продолжением I Родосского Всеправославное совещания , прошедшего за два года до этого, но отличалось от него по своим задачам, характеру работ и значению. Второе Родосское Совещание 1963 года состоялось в иных условиях, с целью обсуждения, в отличие от первого, конкретных практических вопросов, требовавших определенного решения. Общей темой Совещания было отношение Православия к Римо-католицизму .
Непосредственным поводом к его созыву II Родосского совещания было приглашение наблюдателей на вторую сессию Второго Ватиканского Собора , посланное кардиналом Августином Беа , руководителем Секретариата по христианскому единству Римско-Католической Церкви , главам всех автокефальных православных церквей .
В ответ на это предложение Патриарху Константинопольский Афинагору предложил созвать Всеправославное совещание. Собрание на Родосе имело целью совместно обсудить это предложение, принять общее решение, а также в связи с этим рассмотреть вопросы об общем отношении к Риму в конкретной обстановке положения современного христианского мира .
Получив согласие от большинства глав автокефальных церквей на свой запрос, Патриарх Афинагор спешно осуществил созыв II Всеправославного Совещания .
Второе Родосское совещание, в отличие от первого, было малочисленным. Отсутствовала Элладская православная церковь , которая вопреки мощному давлению со стороны греческого правительства отказалась направить свою делегацию на Родос . На втором Родосском Совещании отсутствовали также Грузинская , Албанская и Польская церкви .
Председателем Совещания был митрополит Халкидонский Мелитон (Хадзис) .
Русскую Православную Церковь представляли архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин) и митрополит Минский и Белорусский Никодим (Ротов) , который перед прибытием на Родос, 15 сентября, был на аудиенции у Павла VI в Риме .
Румынскую Православную Церковь представляли Митрополит Молдавский Иустин (Моисеску) , митрополит Олтенийский Фирмилиан (Марин) и епископ Тырговиштский Анфим (Ника) .
Председатель, митрополит Мелитон (Хадзис) , выступил с предложением рассмотреть первый пункт программы — вопрос о посылке или непосылке наблюдателей на вторую сессию II Ватиканского Собора в ответ на приглашение кардинала Августина Беа — и предложил каждой церковной делегации высказать по этому поводу своё мнение .
По воспоминаниям архиепископа Василия (Кривошенина), по вопросу о наблюдателях возникло много разногласий между Церквами большинство было против, но «в большой степени благодаря стараниям митрополита Никодима» был найден компромисс . В результате обсуждения единодушно было принято решение по первому пункту повестки дня, чтобы вопрос о посылке наблюдателей на вторую сессию Ватиканского Собора был оставлен на свободное решение самих поместных церквей .
Представитель Кипрской православной церкви высказал пожелание, чтобы наблюдателями в Ватикан назначались не епископы, а лица в иерейском сане или миряне-богословы. Митрополит Никодим поддержал это предложение, заявив, что сан епископа несовместим с положением наблюдателя. Это предложение было единогласно принято .
Затем Совещание перешло к обсуждению второго пункта программы своих работ — к вопросу об отношениях с Римско-Католической Церковью. По воспоминаниям архиепископа Василия (Кривошенина):
Относительно диалога с Римом было достигнуто принципиальное согласие, но так как этот вопрос не стоял в программе конференции, было постановлено передать решение на следующее Всеправославное совещание в будущем году. Не обошлось без трудностей в обсуждении проблемы, а именно со стороны митрополита Ловчанского Максима (будущий Патриарх Болгарский). Он затруднялся принимать решение, которое предварительно не обсуждалось, и не было одобрено Болгарской Церковью. Он то и дело вскакивал с места, подвигался к митрополиту Никодиму и шептался с ним. Владыка Никодим советовал, настаивал согласиться, говоря, что решение только принципиальное. Наконец даже раздражился и митрополит Максим уступил!
Участники Совещания единогласно одобрили предложение о начале богословского диалога с Римской Церковью на равных началах и на одинаковом уровне с тем, чтобы это решение Родосского Всеправославного Совещания было представлено на рассмотрение всем автокефальным православным церквам и потом проведено в жизнь всей Православной Церковью сообща .
Были зачитаны и одобрены текст Послания Совещания, краткие протоколы его заседаний и составлены информационные сообщения для прессы. После этого деловая часть работ Всеправославного Совещания была объявлена законченной .
Основным итогом II Родосского совещания, было то, что Всеправославное Совещание, приняв сделанное по инициативе Патриарха Афинагора предложение Константинопольской Патриархии, решило, как отмечается в итоговом послании, «чтобы наша Восточная Православная Церковь предложила чтимой Римско-Католической Церкви начать диалог между двумя Церквами на равных условиях» . Данное решение можно считать развитием выраженного на I Родосском Всеправославном Совещании в 1961 году решения Православных Церквей о «развитии отношений в духе любви Христовой» с Римско-Католической Церковью вопреки решениям Всеправославного совещания 1948 года в Москве .
Решения II Родосского Всеправославного совещания получили развитие на III Родосском Всеправославном совещании , прошедшем в ноябре 1964 года, в задачу которого входило рассмотрение вопросов отношений Православной и Римско-Католической Церквей, Православной Церкви и Англиканского и Старокатолического исповеданий .
Несмотря на развитие экуменических контактов между православными и римо-католиками после II Родосского Всеправославного совещания, официальный богословский диалог начался только в 1980 году .