Interested Article - Стефан (митрополит Варшавский)

Митрополит Стефан ( польск. Metropolita Stefan , в миру Степан Петрович Рудык , польск. Stepan Rudyk ; 27 декабря 1891 , , Перемышлянский уезд , Королевство Галиции и Лодомерии 27 декабря 1969 , Варшава ) — епископ Польской православной церкви , в 1965—1969 — её предстоятель с титулом « Митрополит Варшавский и всея Польши ».

Двоюродный брат архиепископа Пантелеимона (Рудыка) .

Биография

Ранние годы

Родился 27 декабря 1891 года в селе Перемышлянского уезда Галиции в крестьянской греко-католической семье Петра и Анны Рудык. Его отец был русофилом , и за это во время I мировой войны был интернирован австрийскими властями в лагерь Талергоф около Граца , где умер .

В мае 1911 года окончил Гимназию во Львове , после чего уехал в Россию и поступил в Волынскую духовную семинарию в Житомире , которая была эвакуирована в 1914 году в Орёл в связи с началом войны. В 1915 году окончил духовную семинарию .

Священник

3 мая 1915 года был рукоположён в сан священника епископом Кременецким Дионисием (Валединским) и назначен помощником настоятеля прихода святого Николая в Кременце . В том же месяце кроме того занял должность настоятеля в Пониковице Малой в Бродском уезде как один из православных миссионеров епископа Холмского Евлогия (Георгиевского). После эвакуации российских войск в октябре 1915 года исполнял священническое служение среди беженцев в колонии Новины в Новоград-Волынском уезде . В августе 1918 года был назначен настоятелем в Москалевке в Проскуровском уезде , откуда в октябре 1921 перешёл в Подзамче в Кременецком уезде .

С 25 августа 1922 года служил капелланом православных солдат Войска Польского . Его первым приходом был Никольский военный приход в городе Торунь . Стефан Рудык был вовлечен в её создание, а также в жизнь местной русского сообщества. Его деятельность на благо русских вызвала возражения польских военных властей и привела в 1927 году к переводу его в Грудзёндз . Затем он служил в православных приходах военных в Катовице (1927—1936) и Кракове (1936—1939) .

После начала Второй мировой войны в сентябре 1939, в результате авианалёта на военный госпиталь в Варшаве погибла его жена. Отступил вместе с польскими войсками в Румынию и был там интернирован. Находился в лагерях Кэлимэнешти и Тыргу-Жиу . В 1941 был выдан Германии и переселён в лагерь военнопленных ( ) VI E в Дорстене, Вестфалия, в качестве капеллана. Благодаря вмешательству его сыновей при поддержке Международного красного креста , получил в феврале 1942 согласие на выход из лагеря и разрешение на проживание в Берлине помощником настоятеля прихода при соборе Воскресения Христова в Берлине , принадлежащим Берлинской и Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. Не мог вернуться в Варшаву, на территорию генерал-Губернаторства, как бывший священник в Войске Польском .

С 1943 года проживал в Лодзи , где до 1953 года служил на приходе церкви Александра Невского . В 1943 году спас от конфискации колокола собора, спрятав их на башне церкви. После освобождения Лодзи они были возвращены на место .

Как вдовый священник, в 1948 году пострижен в монашество и был возведён в сан архимандрита . Активно участвовал в жизни русской общины города Лодзь . 27 октября 1948 подписал обязательство сотрудничать с СБ как секретный сотрудник «Феделис» .

Епископ

9 декабря 1952 года митрополит Варшавский Макарий (Оксиюк) представил собору епископов Польской Православной Церкви три кандидатуры для епископской хиротонии для замещения вдовствующей Вроцлавской и Щецинской кафедры: священника Николая Неслуховского , священника Иоанна Левяжа и архимандрита Стефана (Рудыка). Епископы выбрали архимандрита Стефана .

22 марта 1953 года в кафедральном соборе Варшавы состоялась его епископская хиротония, которую совершили: митрополит Варшавский и всея Польши Макарий (Оксиюк) , архиепископ Белостокский и Гданьский Тимофей (Шрёттер) и епископ Лодзинский и Познанский Георгий (Коренистов) . Оценивая в том же году состояние своей епархии, епископ Стефан описал ситуацию как сложную, прежде всего, из-за отсутствия достаточного количества священнослужителей .

В 1958 году епископ Стефан возглавил созданный тогда же в Польской православной церкви Миссионерский комитет, целью которого было обращение украинских греко-католиков вероисповедания в православие . Особые усилия также для организации религиозного образования для детей и молодёжи в различных приходах . По мнению Петра Герента не следует преувеличивать размеры этой миссии. В тогдашней политической действительности у украинского и лемковского населения на западе Польши был выбор только между католицизмом латинского обряда и православием . Действия Миссионерского комитета включала Прикарпатье , где Ведомство по делам вероисповеданий решило передавать православным старые грекоатолические храмы, а также в населенных пунктах, в которых после 1956 года вернулись греко-католики. Верующие по замыслу польских властей должны перейти в Польскую православную церковь. Координацией деятельности Комитета Миссионерского на Прикарпатье занимался священник Иоанн Левяж .

В 1961 году переведён на Белостоцко-Гданьскую кафедру с возведением в достоинство архиепископа .

В 1964 году ко дню 20-летия Польской Народной Республики награждён Рыцарским крестом ордена « Polonia Restituta » .

Принимал участие в трёх Всеправославных совещаниях на острове Родос (1961, 1963, 1964). В 1962 году был избран вице-председателем польского Экуменического совета церквей .

Митрополит Варшавский и всей Польши

26 мая 1965 году был избран митрополитом Варшавским и всея Польши . Это избрание был сделан после трёх лет после смерти его предшественника митрополита варшавского Тимофея . Тот факт, что Польская православная церковь в течение трех лет, не имела митрополита было вызвано позицией органов государственной власти, которые не позволяли совершить хиротонию четвёртого иерарха и получить тем самым необходимое число епископов в автокефальной церкви. Лишь в 1964 году власти разрешили рукоположение четвёртого епископа, который стал священник Николай Неслуховский, принявший монашество с именем Никанор }. По информации Жечипосполитой, выбор архиепископа Стефана на должность предстоятеля Польской православной церкви определила поддержка его кандидатуры со стороны государственных органов, которые не допустили в избрания на эту должность местоблюстителя митрополичьего престола в 1962 до 1965 годах архиепископа Георгия (Коренистова) из-за его антикоммунистических взглядов. Архиепископ Стефан (Рудык) был признан единственно возможного для коммунистов кандидата на столичную, так как имел опыт работы церковной и обладал полной лояльностью по отношению к властям . Его избрание было положительно принято верующими Польской православной церкви . Интронизация митрополита Стефана состоялась 18 июля того же года .

В начале его пребывания на должности отношения между католической и православной церквами в Польше заметно ухудшились . Во время православных торжеств тысячелетия польского государства 22 июля 1966 года в соборе Марии Магдалины произнёс речь, в которой благодарил власти ПНР за принесение польским православным истинной свободы . В период управления им Польской православной церковью сохранялась отрицательная позиция по отношению к возможности установления более тесного экуменического диалога с римско-католической церковью и скептически оценивались эффекты декларации II Ватиканского Собора .

Могила митрополита Стефана

Как митрополит создал социальный фонд духовенства. Заслугой митрополита Стефана явилась его забота о престарелом духовенстве, вдовах и сиротах духовного звания. Ему удалось урегулировать положение Православной Церкви в Польской Народной Республике в части правовых норм её внутренней организации. Вопрос этот хотя и поднимался в прошлом, но не был решён, Создал комиссию, которая выработала проект Статута и дала его на рассмотрение Собора епископов, который внёс свои поправки . Работа над ним была завершена уже после его смерти, в 1970-х годах . Инициировал реконструкцию кафедрального собора в Варшаве , а также десятки других православных храмов на территории Польши . Продолжалась деятельность по развитию православных структур в , однако он не смог взять на передачи Польской православной церкви бывшего греко-католического собора в Перемышле или создания отдельной епархии для Прикарпатья . Эти действия, кроме обеспечения пастырской заботы о православном населении, составляли также продолжение его предыдущих попыток склонить местных греко-католиков к переходу в православие . Центром православной миссии на Жешовщине оставался Санок . В 1966 году, в рамках упорядочения кадровых вопросов, митрополит Стефан отозвал из местного прихода Святой Троицы управляющего им восемь лет священника Иоанна Левяжа, поставив ему ряд организационных и личных обвинений и не отказался от них даже тогда, когда, за оставление его на Жешувщине высказалось Ведомство по делам Вероисповеданий .

Особое внимание он уделял наблюдению над приходской жизнью; регулярно совершал посещения в приходов, организовывал благочинные и епархиальные конференции духовенства, которые должны были поднять его духовный уровень и дисциплину. Ввел также обязанность совершить после принятия рукоположения пастырской практики в соборе в Варшаве .

В его предстоятельсво были возобновлены широкие контакты с другими автокефальными православными Церквями. Совершил много поездок за границу, выполнял также функции председателя Польской экуменического совета . В 1968 году в качестве главы делегации Польской православной церкви участвовал в работах IV Генеральной Ассамблеи ВСЦ в Уппсале .

Утром 25 марта 1969 года совершения Литургии в кафедральном соборе в Варшаве на праздник Благовещения, но уже к вечеру начал жаловаться на боль. На следующий день утром он чувствовал себя лучше, и принялся за обычную работу в канцелярии митрополии, после чего отправился в больницу, где был направлен на операцию по удалению грыжи. Во время подготовки к ней с ним случился сердечный приступ, и, несмотря на немедленную врачебную помощь, он скончался в больнице на ул. Брестской в Варшаве . Похоронен на Православном кладбище в Варшаве .

Примечания

  1. Andrzej A. Zięba. (польск.) . ipsb.nina.gov.pl. — Biogram został opublikowany w latach 1991-1992 w XXXIII tomie Polskiego Słownika Biograficznego. Дата обращения: 4 марта 2017. 4 марта 2017 года.
  2. , s. 154.
  3. , s. 71.
  4. sp. (польск.) . Православный приход Святого Иоанна Лесвичника на Воли (25 марта 2013). Дата обращения: 4 марта 2017. 4 марта 2017 года.
  5. Z. Karpus: Rosjanie i Ukraińcy w Toruniu w latach 1920—1939. [w:] M. Wojciechowski (pod red.): Mniejszości narodowe i wyznaniowe w Toruniu w XIX i XX wieku. Toruń 1993, Wydawnictwo UMK, ISBN 83-231-0456-5 .
  6. Z łódzkiego sierocińca. «Przegląd Prawosławny». 5 (311). s. 55. Białystok. ISSN 1230—1078
  7. , s. 26.
  8. Profesor Zyzykin i jego rodzina. «Przegląd Prawosławny». 1 (307). s. 17. Białystok. ISSN 1230—1078
  9. M. Krzysztofiński, K. Sychowicz, W kręgu «Bizancjum», «Aparat represji w Polsce Ludowej (1944—1989)», nr 1, 2008, s.86
  10. , s. 27.
  11. , s. 170.
  12. Mirosław Czech. . wyborcza.pl (26 июля 2009). 4 марта 2017 года.
  13. , s. 178.
  14. , s. 407.
  15. A. Brożyniak, R. Ziobroń, Prawosławie w Bieszczadach po II wojnie światowej [w:] red. J. Izdebski, K. Kaczmarski, M. Krzysztofiński, Bieszczady w Polsce Ludowej 1944—1989, Instytut Pamięci Narodowej, Oddział w Rzeszowie, Rzeszów 2009, ISBN 978-83-7629-111-6 , s.335 i następne.
  16. Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей. Т. 2. — М. : Фирма «Рус. огни» : АНС, 1994. — 318 с. — ISBN 5-88599-002-6 .
  17. , s. 267—268.
  18. . Дата обращения: 4 марта 2017. 26 марта 2018 года.
  19. Krzysztofiński M., Sychowicz K. W kręgu «Bizancjum», «Aparat represji w Polsce Ludowej (1944—1989)», nr 1, 2008. — S. 86.
  20. , s. 268.
  21. Торжества интронизации Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши Стефана // Журнал Московской Патриархии. — 1965. — № 9. — С. 54—60.
  22. Krzysztofiński M., Sychowicz K. W kręgu «Bizancjum», «Aparat represji w Polsce Ludowej (1944—1989)», nr 1, 2008. — S. 86—87.
  23. Michalak R. Polityka wyznaniowa państwa polskiego wobec mniejszości religijnych w latach 1945—1989. — Zielona Góra: Oficyna Wydawnicza Uniwersytetu Zielonogórskiego, 2014. — S. 332. — ISBN 83-7431-046-4 .
  24. Michalak R. Polityka wyznaniowa państwa polskiego wobec mniejszości religijnych w latach 1945—1989. — Zielona Góra: Oficyna Wydawnicza Uniwersytetu Zielonogórskiego, 2014. — S. 338. — ISBN 83-7431-046-4 .
  25. Ks. Sawicki D. Historia Katedry Metropolitalnej w Warszawie. // Wiara i poznanie. Księga pamiątkowa dedykowana Jego Eminencji Profesorowi Sawie (Hrycuniakowi) prawosławnemu metropolicie warszawskiemu i całej Polski. Białystok: Wydawnictwo Uniwersytetu w Białymstoku, 2008. — S. 456. — ISBN 978-83-7431-160-1 .
  26. Brożyniak A., Ziobroń R. Prawosławie w Bieszczadach po II wojnie światowej. // red. J. Izdebski, K. Kaczmarski, M. Krzysztofiński, Bieszczady w Polsce Ludowej 1944—1989. — Rzeszów: Instytut Pamięci Narodowej, Oddział w Rzeszowie, 2009. — S. 364—366. — ISBN 978-83-7629-111-6 .
  27. metropolita Sawa (Hrycuniak) Bogosłowie, istorija i żizn' Cerkwi. — Warsz. : Warszawska Metropolia Prawosławna, 2008. — S. 131. — ISBN 978-83-60311-12-7 .
  28. metropolita Sawa (Hrycuniak) . Bogosłowie, istorija i żizn' Cerkwi. — Warsz. : Warszawska Metropolia Prawosławna, 2008. — S. 129 i 133. — ISBN 978-83-60311-12-7 .

Литература

  • Mironowicz A. Kościół prawosławny na ziemiach polskich w XIX i XX wieku (польск.) . — Białystok: Uniwersytet w Białymstoku, 2005. — 390 с. — ISBN 83-7431-046-4 .
  • Prawosławie na Dolnym Śląsku w latach 1945—1989 (польск.) . — Toruń: Adam Marszałek, 2007. — 502 с. — ISBN 978-83-7441-468-5 .
  • Dudra S. Kościół Prawosławny na ziemiach zachodnich i północnych Polski po II wojnie światowej (польск.) . — Zielona Góra: Wydawnictwo Uniwersytetu Zielonogórskiego, 2007. — 346 с. — ISBN 83-89712-37-7 .
Источник —

Same as Стефан (митрополит Варшавский)