Interested Article - Цертелев, Дмитрий Николаевич

Князь Дми́трий Никола́евич Це́ртелев ( 1852 , Пензенская губерния 1911 , Тамбовская губерния ) — русский философ , поэт , публицист , литературный критик конца XIX века — начала XX века .

Происхождение

Родился 30 июня ( 12 июля ) 1852 года в селе Смольково , Пензенской губернии в имении дяди, Петра Андреевича Бахметева. Его отец князь Николай Андреевич Цертелев был крупным деятелем образования, близким к славянофилам публицистом, писал стихи и был известен как этнограф: одним из первых он обратил внимание на украинскую народную поэзию. Мать — Варвара Семёновна Чулкова, дочь Александры Николаевны Бахметевой ; через неё он приходился двоюродным племянником С. А. Бахметевой (жене А. К. Толстого ).

Провел свои детские годы в Смольково; несколько лет воспитывался в Швейцарии .

Образование

Среднее образование получил в 5-й московской гимназии , в которую поступил в 1866 году. Во время обучения в гимназии сдружился с философом Владимиром Соловьёвым и Писемским (много обещавшим сыном известного романиста). С В. С. Соловьёвым Цертелева связывала тесная дружба, упрочившаяся в Московском университете , где они учились одновременно (1870—1874 годы), хотя и на разных факультетах; Цертелев — на юридическом .

Затем Церетелев уехал за границу и долгое время провёл в Берлине , где слушал лекции немецких философов Гартмана и Гельмгольца. С Гартманом, последователем А. Шопенгауэра , Д. Н. Цертелев поддерживал дружеские отношения до кончины своего учителя. В течение ряда лет Цертелев вел с Э. Гартманом переписку по философским вопросам, а с возникновением в Москве журнала «Русское обозрение» пригласил его в число сотрудников.

Зиму 1875 года Цертелев провел в Египте и Италии , там он имел возможность непосредственно ознакомиться с культурой древнего Востока и европейского Возрождения. Своё образование Цертелев завершил в Лейпциге, где слушал лекции известных профессоров права и философии. В 1879 году он представил в Лейпцигский университет диссертацию на немецком языке «О теории познания Шопенгауэра», успешно защитил её и был удостоен степени доктора философии.

За время образования и путешествий он постоянно переписывался со своим дядей, А. К. Толстым , оказавшем огромное влияние на его мировоззрение и творчество.

Философия

По возвращении в Россию Д. Н. Цертелев выступил с серией философских работ, развивавших идеалистические взгляды Шопенгауэра и Гартмана. С позиций философского идеализма и агностицизма оценивал он проблемы развития современной науки, права и нравственности. Его философско-религиозные идеи изложены в работах: (1879), (1880), (1885), «Спиритизм с точки зрения философии» (1885), (1888), «Свобода и либерализм» (1888), (1889).

Публицистика

Как публицист он сотрудничал в « Русском вестнике », « Московских ведомостях », « Журнале Министерства народного просвещения » и других изданиях.

Дмитрий Николаевич стоял на позициях умеренного консерватизма, признавая возможность и необходимость политических свобод в обществе при условии незыблемости государственных устоев.

Свои стихотворения и общественно-литературные статьи он довольно часто печатал на страницах либеральных журналов — в «Вестнике Европы», « Русской мысли » и других. Недолгое время он был причастен к изданию журнала «Дело», а в 1890 году основал новый ежемесячный журнал « Русское обозрение », которым руководил на протяжении трех лет.

Поэзия

Дебют Цертелева-поэта относится к 1875 году, когда в журнале «Русский вестник» было опубликовано первое его стихотворение. Поэтическая репутация Цертелева складывается в 80-е годы, после выхода первого сборника «Стихотворений» (СПб., 1883), посвященного памяти А. К. Толстого . В 1892 году вышел второй сборник его произведений , за который он был удостоен поощрительной пушкинской премией .

Оценивая этот сборник, А. А. Голенищев-Кутузов заключал: «Цертелев, как поэт, является в русской литературе прямым последователем и учеником графа А. К. Толстого. Подобно своему учителю, князь Цертелев равнодушен к окружающей его русской современной жизни и вдохновляется почти исключительно событиями и героями времен давно минувших. Особенную склонность он питал к древнеарийским и буддийским преданиям и мифам, олицетворяющим религиозно-философское миросозерцание древнего Востока».

Большую часть сборника составляли поэтические переложения буддийских, древневосточных и древнегерманских легенд и мифов, в их числе — «Отречение Кира», «Смерть Иреджа», «Ананда и Прокрити», «Царевич», «Молот», «Метель» и др.

В своих поздних стихах Цертелев не избежал влияния декадентской поэзии [ источник не указан 370 дней ] .

Умер 15 ( 28 ) августа 1911 года в селе Липяги Тамбовской губернии .

Примечания

  1. М. : Советская энциклопедия , 1962.
  2. «Письма Э. Гартмана к князю Д. Н. Цертелеву». « Журнал Министерства народного просвещения », 1911, No 10, с. 8-106.
  3. «Стихотворения кн. Д. Н. Цертелева 1883—1891» Москва, 1892 г.
  4. «Стихотворения кн. Д. Н. Цертелева 1883—1891. Критический разбор графа А. А. Голенищева-Кутузова», СПб., 1893, с. 1.

Литература

Ссылки

  • (недоступная ссылка) на сайте Философского факультета МГУ
  • на сайте Поэзия Московского Университета
  • на « Родоводе ». Дерево предков и потомков
Источник —

Same as Цертелев, Дмитрий Николаевич