Ушр
- 1 year ago
- 0
- 0
Буквенно-цифровое обозначение аккорда — метод упрощённой записи аккордов в музыкальном аккомпанементе , широко применяющийся в популярной музыке и джазе .
В соответствии с системой буквенно-цифровых обозначений аккорды обозначаются латинскими буквами , цифрами , математическими знаками и прочими символами. Иногда вместо знаков «плюс» и «минус» используются знаки альтерации : диез и бемоль .
В музыкальных произведениях могут встречаться одинаково звучащие аккорды с различными буквенно-цифровыми обозначениями . Помимо этого, обозначение не показывает, как звуки аккорда располагаются относительно друг друга и какие звуки аккорда необходимо удвоить. Таким образом, эти обозначения поясняют движение гармонии .
Обозначение аккорда состоит из нескольких частей: указывающей на тонику аккорда латинской буквы , определяющей лад аккорда приставки , а также цифр и других символов , указывающих на интервальное строение аккорда. Помимо этого существует несколько альтернативных обозначений, заменяющих или дополняющих основные .
Аккорды обозначаются большими латинскими буквами в соответствии с основным тоном . Маленькие буквы, применяемые для обозначения тональностей , как правило не используются для аккордов .
Таблица латинских обозначений нот | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
до | ре | ми | фа | соль | ля | си | |
C | D | E | F | G | A | B | H |
В некоторых странах (в том числе в США , Канаде и Ирландии ) латинская буква B обозначает ноту «си» (на полутон ниже чем « до »), в то время как нота на тон ниже «до» обозначается B♭ . В других странах ( Россия , ФРГ , Польша и пр.) ноты на полтона и тон ниже «до» обозначаются как H и B соответственно .
Минорные аккорды содержат приставку m после основного тона. Для мажорных аккордов приставка не указывается.
Примеры: Am — ля-минор; C — до-мажор.
Рядом с латинским обозначением тоники и лада аккорда в цифровой форме указывается наибольший из интервалов в составе аккорда. Септаккорд обозначается цифрой «семь», нонаккорд — цифрой «девять» и так далее. Для трезвучий цифра «пять» обычно опускается.
Примеры: Am 7 — малый минорный септаккорд от ля; C 7 — септаккорд от до.
Мажорные аккорды без дополнительных обозначений строятся на тонике миксолидийского лада или доминанте натурального мажора, например: C 13 — до—ми—соль—си-бемоль—ре—фа—ля.
Если в состав аккорда входят альтерированные звуки, обозначение аккорда содержит цифру, соответствующую интервалу между этим звуком и тоникой, которой предшествует минус или « плюс ». Минус означает, что соответствующий звук должен быть понижен на полутон, а плюс обозначает аналогичное повышение звука. Минус или плюс могут быть заменены соответственно бемолем (или внешне схожей латинской буквой b ) или диезом (или внешне схожим октоторпом ).
В состав аккорда могут входить дополнительные звуки. При этом обозначение аккорда содержит интервальный номер добавленного звука, которому предшествует косая черта . Для трезвучий вместо косой черты используется обозначение add .
Примеры: Am-5 , Am♭5 — уменьшенный аккорд от ля; Am9/6 — минорный нонаккорд от ля с добавленной шестой ступенью; Cadd9 — мажорный аккорд от до с добавленной девятой ступенью.
Если после косой черты указана не цифра, а латинская буква, данный аккорд берётся не с тонической басовой нотой, а с басовой нотой, указанной после черты [ источник не указан 1358 дней ] .
Существует несколько дополнительных сокращений, применяющихся для обозначения аккордов:
10 мая 1999 года во время обсуждения законопроекта о гимне в Государственной думе Российской Федерации депутат Митрофанов предложил внести в музыкальную редакцию гимна поправку, касающуюся внесения в клавир буквенно-цифровых символов для обозначения аккордов. Во время написания гимна Александровым подобные обозначения не были распространены, однако на момент обсуждения законопроекта такая техника была предусмотрена нотной грамотой по всему миру . Тем не менее, в утверждённой музыкальной редакции Государственного гимна Российской Федерации буквенно-цифровые обозначения отсутствуют .