Командный вид спорта
- 1 year ago
- 0
- 0
«Вид в окрестностях Ораниенбаума» — картина русского художника Алексея Саврасова (1830—1897), написанная в 1854 году. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи ( инв. 824). Размер картины — 78 × 118 см .
В 1854 году ряд картин Алексея Саврасова демонстрировался на выставке в Московском училище живописи и ваяния . Эту выставку посетила великая княгиня Мария Николаевна , которая в то время была президентом Императорской Академии художеств . Марии Николаевне понравились работы Саврасова (одну из которых, под названием «Чумаки», она купила), и она пригласила его в свою загородную резиденцию, которая находилась между Петергофом и Ораниенбаумом , недалеко от побережья Финского залива .
Там же, в районе дачи Марии Николаевны, Алексей Саврасов написал «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и ряд других картин, которые осенью 1854 года экспонировались на выставке Императорской Академии художеств . За две картины из этой серии — «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» — 24-летнему художнику было присвоено звание академика .
Картина «Вид в окрестностях Ораниенбаума» была приобретена Павлом Третьяковым в 1858 году . Она была первой картиной Саврасова, приобретённой Третьяковым, и относится к его самым ранним приобретениям .
В центре картины изображена поляна, освещённая ярким солнечным светом. Справа от неё находятся деревья и валуны, поросшие мхом и травой. На переднем плане, за двумя крупными валунами находится дуб, листва которого освещена солнцем. У дальнего края поляны видна фигурка сидящей женщины. Вдали, у левого края полотна, под затянутым облаками небом виден небольшой кусочек моря .
Искусствовед так писал об этой картине :
Саврасов понимает, что, компонуя картину, художник должен оставаться на почве реальных наблюдений и знания конкретной природы, что в основе пейзажного образа должно лежать реалистическое понимание действительных форм и проявлений жизни. <…> В аналогичном плане решена и картина «Вид в окрестности Ораниенбаума», написанная тем же летом и принесшая Саврасову звание академика. <…> В основе этой картины, несомненно, лежит натурный мотив, вносящий в продуманное композиционное решение достоверность непосредственного наблюдения. Романтическая возвышенность образа слилась с элементами лирической интимности.
Искусствовед обращала внимание на сходство этой картины Саврасова с циклом изображений итальянских аллей Михаила Лебедева , отмечая, что при этом «эмоциональный строй саврасовской картины свободен от романтической пылкости». Она писала, что «современники воспринимали „Вид в окрестностях Ораниенбаума“ как этапную работу в развитии всей пейзажной живописи первой половины пятидесятых годов » .