Interested Article - Гангстерский фильм
- 2021-07-06
- 2
Гангстерский фильм ( англ. Gangster film или Mob film , от англ. mob — банда, шайка) — поджанр криминального кино , рассказывающий об организованной преступности . В большинстве классических примеров этого направления действие происходит в США в 1920-е — 1950-е годы — период расцвета гангстерских группировок. В отличие от так называемых полицейских фильмов , в гангстерской драме главными персонажами выступают не служители правопорядка, а преступники и лидеры криминальных сообществ, что часто приводит к попытке оправдания их действий и романтизации их образа жизни.
История развития
США
Кинокритик и публицист Алексей Гусев , схематично выстраивая вехи истории развития жанра, полагает, что классическая эпоха гангстерского фильма в США началась картиной « Подполье » ( англ. Underworld , Джозеф фон Штернберг , 1927 год) и завершилась лентой « Ревущие двадцатые » ( англ. The Roaring Twenties , Рауль Уолш , 1939 год) . Позже о тематике забыли вплоть до триумфа « Крёстного отца » ( Фрэнсис Форд Коппола , 1972 год). В последние годы гангстеры наиболее часто встречаются в фильмах в стиле ретро: « Проклятый путь » ( Сэм Мендес , 2002 год), « Чёрная орхидея » ( Брайан Де Пальма , 2006 год), « Подпольная империя » (2010 год) и так далее.
Вероятно, что некоторые этапы развития жанра необходимо рассмотреть шире и подробнее. В качестве первого примера фильма о преступности историки кино называют 11-минутную картину 1906 года «Чёрная рука» ( англ. The Black Hand ), в которой два вымогателя угрожают хозяину мясной лавки и его семье расправой в случае невыплаты определённой денежной суммы. Другим часто упоминаемым гангстерским фильмом начала века является лента « Мушкетёры аллеи Пиг » (или «Мушкетёры Свиной аллеи», англ. Musketeers of Pig alley , 1912од).
Интерес к гангстерскому фильму нарастал одновременно с подъёмом нелегального рынка алкоголя во времена « сухого закона », и достиг своего первого пика популярности в годы Великой депрессии . Были выпущены «жанрообразующие» картины: « Маленький Цезарь » ( Мервин Лерой , 1931 год), « Враг общества » ( Уильям Уэллман , 1931 год) и « Лицо со шрамом » ( Говард Хоукс , 1932 год). Персонажей этих фильмов звали по-разному: Рико Банделло , Том Пауэрс или Тони Камонте , но зрители легко угадывали в них Джона Диллинджера или Аль Капоне .
Период, когда режиссёры начали создавать образы известных преступников под настоящими именами, начался во второй половине XX века. Это, например, « Пулемётчик Келли » ( Роджер Корман , 1958 год), « Резня в день Святого Валентина » (Роджер Корман, 1967 год), « Диллинджер » ( Джон Милиус , 1973 год) и другие. Роджер Корман, руководивший съёмками невероятного количества фильмов (более 400) в определённом смысле стал наставником для целого поколения режиссёров «школы Кормана». Среди них называют и Фрэнсиса Форда Копполу , который вывел фильмы об организованной преступности на уровень высокохудожественного, эпического произведения, «гангстерской саги ». Три части «Крёстного отца» не только получили около 50 высших фестивальных наград, но и включены в верхние строчки практически всех кинематографических рейтингов: AFI , 250 лучших фильмов по версии IMDb , Sight & Sound .
Другой этапный фильм, настоящий гангстерский эпос — картина Серджо Леоне « Однажды в Америке » (1983 год), которая стала «антологией, энциклопедией приёмов и выразительных средств гангстерского фильма» . Также чрезвычайно успешно работал в этом направлении режиссёр Брайан Де Пальма , создавший более современную версию ленты « Лицо со шрамом » (1983 год), « Неприкасаемые » (1987 год), « Путь Карлито » (1993 год). Классические образцы жанра были поставлены Мартином Скорсезе — « Злые улицы » (1973 год), « Славные парни » (1990 год), « Казино » (1995 год). Характерно то, что все четыре мастера гангстерского кино, обратившиеся к воссозданию истории Маленькой Италии , — этнические итальянцы.
С начала 1970-х годов некоторые специалисты выделяют два направления, в которых стал развиваться гангстерский фильм: ретро-стилизация, часто с комедийным уклоном, с одной стороны, «эстетизация и интеллектуализация» с другой . К первому направлению можно отнести ленты « Афера » ( Джордж Рой Хилл , 1973 год), « Клуб „Коттон“ » (Ф. Ф. Коппола, 1984 год), « Замужем за мафией » ( Джонатан Демми , 1988 год) и другие. Ко второму — « Французский связной » ( Уильям Фридкин ), « Убийство китайского букмекера » ( Джон Кассаветис , 1976 год) и другие. О повышении значимости гангстерского фильма в голливудской иерархии жанров свидетельствует тот факт, что 4 года подряд (с 1971 по 1974) « Оскар» за лучший фильм присуждался произведениям этого жанра («Афера», «Крёстный отец», «Крёстный отец 2» и «Французский связной»).
Франция, Италия
Из европейских стран кинопроизводство гангстерских фильмов было наиболее востребовано во Франции и Италии. В отличие от американских образцов, главными персонажами там становились не лидеры «семей» мафии, преступных сообществ, а один — два партнёра, по стечению обстоятельств противопоставляющих себя всему миру. Вершинами европейского гангстерского кино считаются ленты « Не тронь добычу » ( Жак Беккер , 1954 год) с Жаном Габеном , « Месть Марсельца » (Жак Беккер, 1961 год) с Бельмондо , « Самурай » ( Жан-Пьер Мельвиль , 1967 год) с Аленом Делоном . На протяжении почти 30 лет Бельмондо и Делон оставались наиболее узнаваемыми лицами гангстерского кино «европейского разлива»: от « Борсалино » (1970 год) до « Один шанс на двоих » (1998 год).
Россия
Первые гангстерские фильмы — фильмы об организованной преступности стали появляться еще во времена СССР. Наиболее характерной является частично основанная на реальных событиях лента « Воры в законе » (1988), где впервые для советского зрителя был показан мир высших криминальных авторитетов — «воров в законе».
Преступность — злободневная проблема 1990-х годов, — просуществовала как популярная тема в кинематографе России достаточно недолго. Поджанр пережил рождение, взросление и стремительный закат буквально в течение одного десятилетия. Несколько относительно ярких фильмов и многочисленные ленты массовой культуры не смогли сформировать самостоятельное внятное направление бандитского («братского») кино и противопоставить его американскому гангстерскому фильму . Леворадикальная пресса при полемичности социальных выводов даёт точную оценку творческой вторичности российских фильмов об организованной преступности :
Любое значительное произведение искусства появляется на свет как выразитель тех общественных процессов, которые в данный момент доминируют в обществе. Вот и знаменитые гангстерские саги в кино — «Крёстный отец», «Однажды в Америке» (обе — США) и « Бригада » (Россия) — появились не из воздуха, а пришли к нам благодаря тем процессам, которые были характерны для преступного мира двух стран — США и России. Термин «два мира — две преступности» потерял в России свою актуальность, результатом чего и стало появление сериала «Бригада» — фактической «кальки» с американских фильмов «Крёстный отец» и «Однажды в Америке». С последним у неё родство сюжетное, с первым — концептуальное. Настолько разительно похожи социальные причины, благодаря которым все эти фильмы появились на свет.
Критики отмечают многочисленные технические недоработки, допускаемые в процессе кинопроизводства российских «бандитских» фильмов (съёмки на видео с последующей цифровой обработкой, грязный звук с посторонними шумами и т. п.) . Кроме того, имеются серьёзные претензии к сюжетам, авторы которых используют навязчивые штампы, черпая их из «книг и фильмов такого же уровня» .
См. также
Примечания
- ↑ Алексей Гусев . . Сеанс (9 августа 2011). Дата обращения: 28 февраля 2012. 31 мая 2012 года.
- В советском прокате — «Судьба солдата в Америке»
- ↑ . Мульти-портал KM.RU (8 октября 1999). Дата обращения: 28 февраля 2012. 31 мая 2012 года.
- от 28 октября 2011 на Wayback Machine на официальном сайте BFI
- К. Корнацкий. . thespot.ru (18 февраля 2011). Дата обращения: 1 марта 2012. 31 мая 2012 года.
- Раззаков Ф. И. . Советская Россия . Дата обращения: 1 марта 2012. Архивировано из 24 июня 2014 года.
- Орлецкий А. . Ruskino.ru. Дата обращения: 3 марта 2012. 12 мая 2012 года.
- Константинов А. Д. . ТВ Центр (22 августа 2007). Дата обращения: 3 марта 2012. 31 мая 2012 года.
Литература
- John Baxter. . — A. S. Barnes, 1970. — 160 с. — ISBN 0498077144 .
Ссылки
- 2021-07-06
- 2