Interested Article - Джонни Эйнджел

«Джонни Эйнджел» ( англ. Johnny Angel ) — фильм нуар режиссёра Эдвина Л. Марина , вышедший на экраны в 1945 году .

Фильм поставлен по истории с продолжением Чарльза Гордона Бута «Мистер Эйнджел поднимается на борт», которая была опубликована в еженедельном журнале в период с 22 января по 4 марта 1944 года . Фильм рассказывает историю морского капитана из Нового Орлеана Джонни Эйнджела ( Джордж Рафт ), который расследует сначала исчезновение, а затем и убийство своего отца-капитана и всей его команды, раскрывая группу преступников, похитивших с корабля отца золотые слитки на сумму пять миллионов долларов.

Наряду с такими картинами, как « Паника на улицах » (1950), « Стальная ловушка » (1952) и « Ночной кошмар » (1956) этот фильм относится к немногочисленной группе фильмов нуар, действие которых происходит в Новом Орлеане .

Сюжет

В Мексиканском заливе капитан торгового корабля Джонни Эйнджел ( Джордж Рафт ) натыкается в тумане на опустевшее судно, капитаном которого служит его отец. Джонни отдаёт приказ отбуксировать судно в Новый Орлеан , и после прибытия в порт направляется к своему шефу, владельцу судоходной компании Джорджу «Гасти» Густафсону ( Марвин Миллер ). Безвольным Гасти фактически руководят две женщины — его жена, бывшая певица из ночного клуба Лайла ( Клер Тревор ), и его властная секретарша мисс Драмм ( Маргарет Вичерли ), которая когда-то была няней Гасти и с тех пор не расстаётся с ним. Гасти выражает сочувствие Джонни по случаю исчезновения его отца, однако торопится отправить его в очередной рейс, чтобы тот вернулся уже после завершения расследования. Видя, что Гасти не заинтересован разбираться в этом деле, Джонни решает заняться им самостоятельно. С согласия руководства порта он поднимается на корабль отца, где при доскональном осмотре находит обрывок французской газеты и женскую туфлю. Охранник в порту говорит Джонни, что за время стоянки с корабля никто не спускался, кроме молодой женщины в плаще, лица которой он не разглядел.

Таксист Селестиал О’Брайен ( Хоуги Кармайкл ), с которым Джонни знакомится в порту, соглашается помочь ему объехать заведения Французского квартала в поисках таинственной женщины. Наконец, в одном из баров Джонни удаётся найти недавно приехавшую француженку, которая, как он подозревает, была на борту корабля его отца. Она представляется как Полетт Жирар ( Сигне Хассо ), однако когда Джонни начинает её жёстко допрашивать, девушка от страха убегает в свою комнату. Последовав за Полетт, Джонни примеряет ей на ногу найденную туфлю, которая подходит идеально. В этот момент в комнате появляется охранник, требующий, чтобы Джонни удалился. Когда между мужчинами начинается драка, Полетт подхватывает свой чемодан и убегает, выронив страницу из телефонной книги с выделенным на ней адресом клуба «Джуэл бокс». Прибыв туда в поисках Полетт, Джонни встречает Лайлу Густафсон, которая сидит за столиком вместе с владельцем клуба Сэмом Джуэллом ( Лоуэлл Гилмор ). После ухода Сэма Лайла, которая давно влюблена в Джонни, говорит, что для счастья ей нужны две вещи — он и деньги. Браком же с богатым Гасти она не довольна. После её ухода Джонни выходит на балкон, где видит, как Полетт приближается к клубу, и в этот момент в неё кто-то стреляет. Девушка успевает спрятаться в пустом магазинчике, после чего следует ещё несколько выстрелов. Джонни бросается на помощь, однако в магазине преступник бьёт капитана по голове, после чего успевает скрыться. Полиция и Сэм приводят Джонни в чувства, однако Полетт он не может найти, так как Селестиал уже увёз её в безопасное место в пансион своего кузена.

На следующее утро, когда Селестиал привозит Джонни к Полетт, капитан снова начинает жёстко расспрашивать девушку о том, жив ли её отец и что произошло на корабле. От страха девушка боится что-либо сказать, тогда Джонни меняет интонацию и мягким тёплым голосом приглашает её на прогулку по своим родным местам в Новом Орлеане. На природе Полетт немного успокаивается и проникается доверием к Джонни. В конце концов, она рассказывает капитану всё, что ей известно. Полетт сообщает, что корабль Эйнджела-старшего перевозил золотые слитки на сумму пять миллионов долларов. Это было французское золото, которое было передано на сохранение её отцу в Касабланке . Золото у отца украли, а его самого убили, подставив как виновника ограбления. Полетт узнала, что золото собираются переправить в Америку, и решила проследить за ним, чтобы очистить имя отца. В порту она нашла капитана корабля, которым оказался Эйнджел-старший, хороший друг её отца, который согласился взять её на корабль и пообещал помочь с получением въездных документов в Америку. Когда корабль вошёл в Мексиканский залив, трое бандитов из числа команды, которыми руководил скрывавший своё лицо пассажир, перебили всю команду, включая отца. Спрятавшись в своей каюте, Полетт подслушала, как бандиты говорили о том, что Пол Джуэлл, брат Сэма, планирует доставить золото на берег на борту собственного корабля «Дельфин». Преследуемая одним из бандитов, Полетт имитировала падение за борт, спрятавшись под брезентом в спасательной шлюпке. Оттуда она видела, как грабители перегрузили золото на «Дельфин», выбросили за борт всех убитых и открыли кингстоны, чтобы затопить корабль Эйнджела-старшего. После чего таинственный пассажир застрелил всех своих сообщников, включая Сэма Джуэлла. Полетт остановила поступление воды в трюм и стала дожидаться помощи. Она так и не видела лица неизвестного пассажира, но, как полагает Джонни, он точно видел её и потому попытался убить. Когда Полетт заканчивает свой рассказ, Джонни чувствует, что влюбился в девушку, и целует её. Он просит её оставаться в комнате, обещая раскрыть это преступление. В порту он выясняет, что «Дельфин» оформлен на имя Пола и Сэма Джуэлов. Затем Джонни направляется в офис компании, где, несмотря на его возражения, Гасти приказывает ему немедленно выходить в море. Однако мисс Драмм устраивает дело так, чтобы груз доставил другой корабль, а Джонни мог бы продолжить расследование. Вечером Джонни встречается за ужином с Лайлой и под видом того, что ревнует её к Сэму, спрашивает о «Дельфине». Лайла намекает ему, что в её руках находится золото на огромную сумму, которое не имеет отношения к фирме Гасти. Однако она не успевает посвятить Джонни в подробности, так как в зале неожиданно появляется Гасти в сопровождении мисс Драмм. Капитан вынужден незаметно удалиться, а после того, как Лайла провожает мужа в командировку, он встречается с ней у неё дома. Лайла упрекает Джонни в том, что его интересуют только деньги и требует от него любви. Когда же он пытается обнять Лайлу, в комнату неожиданно входит Гасти и, говоря, что всегда ненавидел Джонни, увольняет его.

Тем временем двое подручных Сэма находят Полетт и, представившись друзьями Джонни, доставляют её в «Джуэл бокс». Это видит Селестиал, который дежурит у входа в клуб, немедленно сообщая об этом Джонни. Тем временем Сэм в своём кабинете допрашивает Полетт, которая проговаривается, что его брата Пола убили, и значит ей известно о том, что золото перегрузили на «Дельфин». Поняв, что она знает слишком много, Сэм решает от неё избавиться и выводит на балкон. Однако Полетт вырывается и убегает, и в этот момент в клубе появляется Джонни, который расправляется с двумя подручными Сэма и вместе с Полетт уезжает на машине Селестиала. Тем временем в доме Густафсона Лайла, спрятав в рукав кинжал, поднимается в спальню к мужу. На следующее утро Лайла появляется на палубе корабля Джонни, говоря, что с Гасти покончено, и после поцелуя предлагает показать ему золото. Она отвозит Джонни на пустынный остров, где в гавани стоит «Дельфин», говоря, что Сэму об этом ничего не известно. Лайла предлагает Джонни перегрузить золото на свой корабль и доставить в его Рио , куда она прилетит на самолёте. Зайдя в дом на острове, Джонни опасается, что Лайла и Сэм устроили там засаду. Однако, открыв дверь, он видит в комнате Гасти с пистолетом в руке, который истекает кровью от ранений, нанесённых ему Лайлой. Гасти говорит, что это она рассказала ему о золоте и о том, как они вместе планировали похищение этого золота. Гасти говорит, что именно он был тем самым таинственным пассажиром, который руководил ограблением корабля и убийством всех членов экипажа, включая отца Джонни. Всё это он сделал, чтобы удовлетворить непомерные запросы своей жены, однако Лайла предала его. Когда Гасти наводит пистолет на Джонни, мисс Драмм входит в комнату и убивает его. Джонни возвращается к Полетт и успокаивает её, они обнимаются и целуют друг друга.

В ролях

Создатели фильма и исполнители главных ролей

Режиссёр фильма Эдвин Л. Марин начал работу в Голливуде в 1930-е годы, его наиболее значимыми картинами стали детектив « Этюд в багровых тонах » (1932) с Реджинальдом Оуэном в роли Холмса , рождественская сказка « » (1938), вестерн « В седле » (1944) с Джоном Уэйном , а также три вестерна с Рэндольфом Скоттом — « » (1945), « » (1950) и « » (1951). После «Джонни Эйнджела» Марин поставил с Джорджем Рафтом ещё один фильм нуар — « Ноктюрн » (1946) .

Джордж Рафт достиг пика своей популярности в кино в 1930-е годы, когда снялся в таких гангстерских фильмах и фильмах нуар, как « Лицо со шрамом » (1932), « Стеклянный ключ » (1935), « Ты и я » (1938), « Каждое утро я умираю » (1939) и « Они ехали ночью » (1940) . Однако, как отмечает историк кино Джереми Арнольд, «к середине 1940-х годов общественное восприятие Рафта как гангстера и бандита потянуло его карьеру вниз». Этому во многом способствовала близость Рафта с известным мафиози Багси Сигелом , который был его другом детства. «Когда в 1937 году Сигел переехал в Голливуд, он стал жить в доме Рафта, и между ними восстановилась их былая крепкая дружба. Они часто ходили вместе в ночные клубы и на скачки. Рафт давал Сигелу взаймы большие суммы денег и выступал в качестве посредника в его отношениях с кредиторами, что в итоге привело к тому, что Налоговое управление выдвинуло против Рафта обвинение в уклонении от уплаты налогов (Рафту удалось урегулировать эти претензии)». Позднее Рафт был одним из первых инвесторов в гостиницу Сигела «Фламинго» в Лас-Вегасе , а в 1947 году встречался с Сигелом за несколько часов до убийства последнего . В 1944 году Рафт попал в заголовки национальных газет после обвинений в шулерстве на 18 тысяч долларов при игре кости . Хотя официальные обвинения против Рафта выдвинуты не были, тем не менее, его осудила пресса, а общественность «стала презирать как настоящего гангстера» . Всё это привело к тому, что на момент съёмок «Джонни Эйнджела» карьера Рафта пришла в упадок, и «он мучился с невыразительными фильмами, которые были дальним отзвуком успеха его фильмов на „Парамаунт“ в 1930-е годы, хотя даже там он так и не стал полноценной звездой». По мнению, Арнольда, Рафт был не просто посредственным актёром, но и «печально прославился плохим выбором ролей, в частности, отказавшись в 1941 году сниматься как в „Высокой Сьерре“, так и в „Мальтийском соколе“» .

Роль роковой женщины в фильме играет Клер Тревор , «ключевая нуаровая актриса, которая добилась признания, играя как главных героинь, так и роковых женщин. Незадолго до того она снялась в фильме нуар „ Убийство, моя милая “ (1944), а вскоре после „Джонни Эйнджела“ сыграла в таких фильмах, как „ Катастрофа “ (1946) и „ Грязная сделка “ (1948)» . В 1949 году Тревор завоевала Оскар за лучшую роль второго плана в фильме нуар « Ки-Ларго » (1948), а в 1955 году была номинирована на Оскар за роль второго плана в фильме-катастрофе « » (1954) . На роль романтической героини была приглашена актриса шведского происхождения Сигне Хассо , которая в 1940 году перебралась в Голливуд, подписав контракт с RKO Pictures . Хассо дебютировала в кино в романтической комедии « Небеса могут подождать » (1943), за которой последовали роли в военной драме « » (1944) и шпионском фильме нуар « Дом на 92-й улице » (1945). В дальнейшем наиболее значимыми картинами Хассо были фильм нуар « Двойная жизнь » (1947) и криминальный триллер « » (1950) .

Оценка фильма критикой

Общая оценка фильма

Хотя студия RKO Pictures рассматривала этот фильм как работу второго порядка, он неожиданно стал хитом, принеся прибыль в 1,192,000 долларов . Тем не менее, журнал Variety оценил его достаточно негативно, назвав «очередным вкладом в, видимо, бесконечную серию произведений о морских интригах с убийством и чувственной страстью». По мнению журнала, «фильм медленный и тяжёлый, с плохим сюжетным развитием», а его персонажи «как будто сбежали из гастрольной труппы, которая ставит морские истории Джека Лондона или что-то из Хэмингуэя » .

Современные киноведы оценили фильм более позитивно. В частности, Спесер Селби назвал его «стильным фильмом, который силён своим настроением и атмосферой» . Дэвид Хоган охарактеризовал картину как «небольшой, но небезынтересный нуаровый детектив, в котором морской капитан расследует смерть своего отца и сталкивается со своей былой возлюбленной, которая хочет обмануть своего мужа» . Журнал TimeOut обращает внимание на нуаровую атмосферу в начале фильма, когда на борту «возникающего из тумана корабля-призрака» моряки обнаруживают «пулевые отверстия, перевёрнутые стулья и разбитые фотографии, что указывает на происходившие там тревожные события». По мнению журнала, в «действительно очень нуаровом мире этого фильма… пасторальная идиллия попахивает клаустрофобией и безумием,… мужчины борются с вздымающимися тенями своих отцов, женщины опасно загадочны, а доки Нового Орлеана сияют в рассеянном свете единственного уличного фонаря» .

Деннис Шварц характеризует картину как «фильм нуар с закрученным сюжетом, включающим контрабандистов и обман, действие которого происходит в слабо освещённых доках и в свингующих французских кварталах Нового Орлеана». Шварц подчёркивает, что в фильме рассказывается «знакомая нуаровая история о мести за убийство любимого человека, о роковой женщине, толкающей мужчину на преступные поступки, и о двух мужчинах, ведущих борьбу на фоне гигантских теней своих отцов» . По мнению киноведа, фильм наиболее силён в те моменты, когда «целеустремлённый Рафт рыщет по ночным точкам Французских кварталов», пытаясь выяснить обстоятельства исчезновения своего отца. «Эти сцены были сняты в богатом нуаровом тёмном стиле оператором , задавая фильму угрожающее настроение» . Шварц обращает внимание на то, что «Рафт придаёт истории необходимую энергию», а Марин ставит фильм в быстром темпе, усиливая его с помощью «искусного применения нуаровых приёмов». И хотя, по мнению критика, фильму не «хватает неожиданности», тем не менее, «он оказался достаточно хорош, чтобы стать кассовым хитом» . Джереми Арнольд назвал картину «неплохой, но обычной мелодрамой», которую отличают «сильная нуаровая атмосфера и впечатляющая операторская работа Гарри Уайлда» , а Майкл Кини обращает внимание на то, что в фильме «слишком много разговоров в промежутке между драками, и слишком много женщин бросается Рафту на шею» .

Оценка работы режиссёра и творческой группы

Специалисты в целом позитивно оценили работу режиссёра, в частности, Дэвид Хоган отметил, что «квалифицированный режиссёр Эдвард Л. Марин удачно сработался с Рафтом, негибким, но захватывающим актёром, который специализировался на прямолинейной мелодраме и редко работал в нуаре» . Алан Силвер обратил внимание на операторскую работу Гарри Уайлда, «следовавшего традиции Николаса Мусураки , который был образцом экспрессионизма на студии РКО ». Экспрессионистский стиль картины «наиболее примечателен при передаче угрожающей атмосферы ночного рейда Рафта по переулкам Нового Орлеана» .

По мнению Variety , Рафт выступает в этой картине «в своём неизменном образе враждебно настроенного парня, который умеет управляться со своими кулаками и дамочками» . Большинство современных специалистов неоднозначно восприняло игру как Рафта, так и Хассо , более позитивно оценив работу Тревор и особенно Марвина Миллера . Эриксон отметил, что это «одна из удачных актёрских работ Рафта» , а Шварц написал, что «Рафт безупречно исполняет свою фирменную роль крутого парня», на этот раз «надев новенькую форму морского капитана» . Вместе с тем, по мнению Кини, «Рафт зажат, Хассо бесцветна, зато Миллер доставляет наслаждение в роли бесхребетного рогоносца» . Хоган отмечает надёжность Клер Тревор как актрисы, которая в данном фильме «в свои тридцать шесть выступает как похотливая соблазнительница для подростков» , а, по словам Силвера, «воплощает образ смертоносной чёрной вдовы» . На критиков большое впечатление произвела игра Марвина Миллера в роли Густафсона. В фильмах нуар « Кровавые деньги » (1947) и « Рассчитаемся после смерти » (1947) он был безжалостен и раздражителен, однако здесь он предстаёт как «мужчина-ребёнок, которого испортили его сладострастная, алчная жена и властная нянька, которая, как и следовало ожидать, убивает созданное ей чудовище» . По словам Хогана, на протяжении всего фильма Миллер играл Гасти как «безнадёжного слабака, и потому неожиданное преображение его персонажа в финале потрясает и очень хорошо сыграно Миллером, который выглядит абсолютно несчастным и абсолютно безумным из-за предательства жены» . Как далее пишет Хоган, Миллер «жалок, побит и отвратителен в своей собственной слабости. Весь ужас заключается в том, что он любит женщину, которая желает его смерти» .

Примечания

  1. (англ.) . American Film Institute. Дата обращения: 17 декабря 2016. 10 июля 2017 года.
  2. (англ.) . International Movie Database. Дата обращения: 17 декабря 2016.
  3. (англ.) . International Movie Database. Дата обращения: 17 декабря 2016.
  4. Jeremy Arnold. (англ.) . Turner Classic Movies. Дата обращения: 17 декабря 2016. 16 марта 2016 года.
  5. (англ.) . International Movie Database. Дата обращения: 17 декабря 2016. 2 марта 2015 года.
  6. (англ.) . International Movie Database. Дата обращения: 17 декабря 2016.
  7. Hal Erickson. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 17 декабря 2016. 25 января 2019 года.
  8. Variety Staff. (англ.) . Variety (31 декабря 1944). Дата обращения: 17 декабря 2016.
  9. , p. 155.
  10. , p. 10.
  11. RB. (англ.) . TimeOut. Дата обращения: 17 декабря 2016.
  12. Dennis Schwartz. (англ.) . Ozus' World Movie Reviews (27 января 2003). Дата обращения: 23 января 2020. 30 октября 2020 года.
  13. , p. 221.
  14. , p. 146.
  15. , p. 11.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Джонни Эйнджел