Охридская архиепископия (историческая)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ры́мникская архиепископи́я ( рум. Arhiepiscopia Râmnicului ) — епархия Румынской православной церкви с кафедрой в городе Рымнику-Вылча . Входит в состав Олтенской митрополии .
Первая румынская метрополия, Унгро-Валашская метрополия , была создана в 1359 году, а затем в 1370 году — Северинская метрополия к западу от реки Олт . Из-за набегов со стороны Венгерского королевства кафедра была перенесена в 1375 году из Северина в Стрехайю в Олтении, к тому времени входившую в состав Валашского княжества . После смерти валашского князя Мирчи I в 1418 году кафедра оказалась в Рымнике. Когда Северин вернулся в Валашскую юрисдикцию, в 1503—1504 годах, во время правления Раду IV Великого, Олтенская епархия была восстановлена под именем Рымникой и Ново-Северинской. Епархия охватывала всю Олтению и была непосредственно подчинена Унгро-Валашской митрополии .
После своего основания епархия стала центром, к которому тяготела культурная и духовная жизнь региона. Это происходило в тесном сотрудничестве с приходскими церквами и монастырями Бистрица и Козия, откуда происходили многие епископы . Из-за скудости документов нельзя с уверенностью сказать, кем были правящие архиереи в первые два десятилетия её существования. Одна группа историков указывает на , сербского монаха, вероятно названного Раду из-за его хороших отношений с Сербской деспотовиной . Другая группа указывает на Макария, настоятеля Монастыря Бистрица. Это учреждение поддерживалось Крайовештскими боярами, в чьих интересах было поставить своего союзника епископом. Позже Нягое I Басараб , бывший ученик монастыря, продвинет епископа Макария на Валашскую митрополию, установив традицию, согласно которой главный кандидат (желающий или не желающий) на высший церковный пост в стране будет происходить из Рымника, епископы которого будут рассматриваться как вторые по рангу в Синоде после митрополита. Кроме Макария, три Рымникских епископа были избраны митрополитом в XVI веке, три — в XVII и четыре — в XVIII. Более внятные сведения о Рымникских епископах начинаются с епископа Леонтия, который, как полагают, служил между 1532 и 1534 годами .
XVI век включал в себя основание и консолидацию; XVII век — обретение особой идентичности и начало её вклада в национальную культуру; а XVIII век был временем большого вклада в румынскую культуру и духовность. Всё это дало повод Николае Йоргу говорить о Рымнике как о столице типографов, что привело к «золотому веку» для города и епархии в течение того столетия. Поддерживаемый епископом Климентом, этот расцвет продолжался даже после разрушений, вызванных австро-турецкой войной в 1737 году, и может быть разделён согласно Йорге на четыре этапа: брынковянский , постбрынковянский, эпоха епископа Кесария и домодернистский период .
Было выделено около шести направлений деятельности, благодаря которым епархия обогатила духовную и культурную жизнь города, Олтении и Валахии в целом. Во-первых, его должностные лица были вовлечены в общественную жизнь через их присутствие на судебных заседаниях, их предложение специальных литургий и их присутствие в дипломатических делегациях. Примеры последних включают поездку епископа Дамаскина Войнеску в 1717 году к императорскому двору в Вене; миротворческую инициативу епископа Климента между турками и австрийцами в 1738 году; и присутствие епископа Кесария в составе румынской делегации к Екатерине Великой в 1776 году, после того как он написал книгу о русско-турецких войнах .
C помощью ктиторов (князей, чиновников, иерархов, монахов, купцов и т. д.) были построены новые церкви и восстановлены другие. Таким образом, в этом районе было создано по меньшей мере девять монастырей, а в городе — девять церквей. Из них церкви XV и XV веков представляли собой либо простой неф без колокольни, либо имели крестовый план в виде трилистника как Монастыре Козия. Те, что были построены в XVII веке , следовали исконному валашскому стилю, принятому при правлении Матея Басараба , в то время как те, что были построены в XVIII веке , демонстрируют многие черты брынковянеского стиля, включая балкон .
Монастырские школы были созданы в Козии, Бистрице, Говоре и в самом Рымнике. Наибольшее количество ученых из монастырских школ появилось в XVIII веке . Образование в Рымнике развивалось следующим образом с XVI по начало XIX века. В XVI веке здесь была архиерейская школа для певчих, с текстами на старославянском языке . Она также обучала переписчиков , грамматиков и логофетов , которые учились читать и писать на румынской кириллице . В XVII веке в архиерейской школе преподавались чтение и письмо на славянском языке, арифметика, геометрия и основы хронологии и управления, церковная музыка на славянском языке. В XVIII веке здесь была румынская школа, основанная епископом Анфимом (1705—1708). Здесь бесплатно обучали священников, певчих и грамматиков из Рымникской епархии, так и из Трансильвании . После некоторого перерыва она возобновилась в 1719 году, после начала австрийской оккупации региона, при епископе Дамаскине (1708—1725). В 1726 году его учебник, включающий молитвы, богослужебные тексты и церковную музыку, был напечатан посмертно, а в 1749 году при епископе Григории (Сокотяну) был издан учебник орфографии. Хорошо развитая структура последнего была воспроизведена в более поздних изданиях в Яссах , Вене , Блаже , Сибиу , Буде и Черновцах . С 1741 по 1755 год существовала Славянская школа, созданная для противодействия греческому влиянию в церкви. Она была поглощена румынской и греческой школой, начатой в 1746 году. Некоторые из выпускников этой школы, такие как Наум Рымничану, были писателями в домодернового период румынской литературы. Наконец, в течение XIX века (1800—1831) существовала румынская школа, характеризовавшаяся определенным количеством вариаций в учебном плане и оплате труда учителей, что неудивительно, учитывая перемены того периода . Епархия внесла свой вклад в развитие румынского церковного искусства на протяжении более чем четырёх столетий, в том числе в период, когда находилась в Рымнике . Что касается религиозной архитектуры, то она эволюционировала в этом районе от крестьянских моделей к отдельным церковным формам до интеграции Афонского стиля трилистника и его местных перестановок, за которыми последовало развитие местной архитектуры под руководством Матея Басараба, а затем расцвет Брынковянского стиля, за которым в XVIII веке последовало его распространение в сторону барокко , маньеризм и сельские тенденции . Настенная живопись, преподаваемая в церковных школах, также процветала, эволюционируя на протяжении веков от символических произведений византийского стиля XIV века к более реалистичным изображениям, особенно XVIII веке. В то время как росписи в церковных нефах оставались в гармонии с византийской церковной традицией, художники принимали реалистические формы в притворах, где изображались ктиторы . Начиная с XVIII века художники, обучавшиеся в разных местах, но жившие в Рымнике, организовались в гильдию, чтобы защитить себя от административных злоупотреблений. В то же время епископ Филарет просил их помнить о церковных канонах . Наконец, важную роль в развитии средневековой музыки в румынских землях сыграли церковно-певческие школы, действовавшие при крупных монастырях и соборах, которые готовили будущих священников и диаконов, в том числе из Трансильвании . С начала XV века появились новые песни, написанные Филофеем, монахом из Козии, и бывшим логофетом . Был также достигнут прогресс по поводу перевода литургических песнопений на румынский язык. Пока Анфим был епископом, музыка преподавалась на славянском языке, но начиная с этого времени, и особенно после издания двух сочинений в 1713—1714 годах, литургия преподавалась на румынском языке. Есть свидетельства, что этот процесс начался несколько раньше, так как к 1706—1708 годам ряд служб уже был представлен на румынском языке. После 1713 года епископы печатали религиозные книги исключительно на румынском языке, а также отправляли их в Трансильванию, Молдавию и на юг от Дуная. Учителя музыки были хорошо образованными людьми, которые проводили время, копируя или, в XVIII веке, печатая музыкальные рукописи на славянском (до 1713 года) и румынском (впоследствии) языках. Некоторые из них также сочиняли собственную религиозную музыку .
В период, когда эти земли сталкивалась с распространением католических и протестантских идей, епархия пропагандировала печатное слово как средство закрепления православной идентичности и единства веры. Между 1508 и 1512 годами, во времена правления , Михня Злого и Нягое Басараба , в Монастыре Бистрица появились три книги на румынском языке: Служебник, Псалтырь и Евангелие. Между 1636 и 1642 годами в монастыре говора появилось шесть религиозных книг, в том числе книга правил . Там действовала религиозно-культурная школа, среди учеников которой были типографы. Этому способствовал митрополит Феофил, бывший епископ Рымникский, которого поддерживали князь Матей Басараб и его логофет . В 1705 году, став епископом, Анфим привез с собой печатный станок из Снаговского монастыря, основав типографию в Рымнике и издав к 1707 году девять или десять религиозных книг. Их важность заключается в том, что с их завершением большинство православных священных текстов появилось теперь на румынском языке, продвигая процесс превращения богослужебного языка в народный и узаконивая румынский как священный язык, процесс, начатый , Дософтеем и и продолженный дальнейшими переводами его преемника епископа Дамаскина. В рамках своей политической и культурной стратегии Константин Брынковяну и митрополит Феодосий распространили тексты гимна среди румын в Трансильвании, несмотря на официальные попытки обратить их в католицизм .
В XVIII веке епископы Румникские, ставшие свидетелями двух десятилетий австрийского господства и ряда австро-турецких столкновений в Олтении , заметно приобрели национальную идентичность и чувство культурной, языковой и религиозной сплочённости с другими румынами. Это помогает объяснить, почему в их городе больше, чем в национальной столице Бухаресте, где Османское давление и финансовые интересы Фанариотских князей и сановников ограничивали такие настроения, печатная деятельность на румынском языке осуществлялась с намерением помочь народным массам, и почему, несмотря на связанные с этим трудности, они стремились сохранить традиционные культурные и духовные связи с землями, населёнными румынами. С этой целью они позаботились о том, чтобы напечатать наиболее необходимые религиозные тексты в лучших переводах, представить и прокомментировать их, снабдив тщательными предисловиями, продвигать идеи духовного, религиозного, культурного и политического единства и обогатить литературный румынский язык литургической основой. Каждый из десяти епископов, участвовавших в этом процессе (как и Галактион после 1800 года), имел свои особые заслуги, определяемые контекстом, в котором он действовал. В то время как сочинение Анфима, лишённого сана и убитого, было запрещено, сочинения Дамаскина приобрели его литературный и литургический престиж. Кесарий, хотя и был епископом недолго, имел оригинальные идеи по румынской истории, которые получили высокую оценку Йорги .
Десятилетия между 1780 и 1830 годами имеют несколько характерных особенностей в Рымнике. Продолжались традиции духовной, культурной и художественной жизни, ремонтировались повреждённые войной храмы и строились новые таким образом, чтобы уравновесить постбрынковянский стиль, добавляя народные художественные новшества. Монастыри и епархиальный центр продолжали воспитывать каллиграфов , переписчиков , художников и музыкантов . Работа епархиальной типографии продолжалась, хотя и с большими трудностями и перерывами. Епископ Филарет, будучи избран митрополитом, взял с собой печатные инструменты для использования в Бухаресте. Его преемник Нектарий восстановил типографию, выпустив двадцать книг, в том числе сборник проповедей на болгарском языке для верующих этой страны; он последовал за ним в качестве митрополита в 1812 году. Галактион (1812—1824) опубликовал несколько книг, но они были важны, включая переизданную азбуку в 1814 году и книгу о чудесах Богородицы в 1820 году. Неофит, занявший этот пост в 1824 году, продал печатный станок группе мирян . Епископ (1850—1868), чьё правление совпало с образованием Румынского королевства , был выдающимся руководителем епархии в течение XIX века; его преемники не поднялись на тот же духовный уровень и приняли участие в окончательном установлении государственной власти над Церковью . Епископ Каллиник создал собственную типографию и издал ряд богослужебных и духовных книг, в том числе плач в стихах, сборник советов для монахов и хронику Валашского восстания 1821 года. Он также распространил сообщение о правительственном приказе, заменяющем греческий язык в богослужении румынским. Наконец, местные писатели вышли за пределы внутрицерковных тем, занимаясь темами национального интереса и делая себя известными на румынской культурной и литературной сцене того времени .
1 ноября 1939 года епархия была упразднена, а на её территории была создана Олтенская митрополия с резиденцией в Крайове . Однако 20 апреля 1945 года Рымникская и Новосеверинская епархия была восстановлена . В 1949 году, при новой коммунистической власти к Рымникской епархии была присоединена Арджешская , в связи чем название изменилось на Арджешскую и Рымникскую. Епархиальное управление находилась в Рымнике; в её состав входили уезды Вылча , Арджеш , Олт и часть Телеормана . В 1990 году в новых условиях Арджешская и Мусчельская епархия была восстановлена, а в составе Рымникской остались жудецы Вылча и Олт. В последующий период большая часть монастырей и церквей епархии подверглась реставрации. В 2008 года, когда была образована Слатинская епархия , в составе епархиальной территории остался только уезд Вылча. 14 ноября 2009 года решением Священного синода Румынской православной церкви Рымникская епископия получила статус архиепископии .