Первая дочь (фильм Энди Кедиффа)
- 1 year ago
- 0
- 0
Кеди ( авар. Къеди ) — село в Цумадинском районе Дагестана Российской Федерации.
Образует муниципальное образование село Кеди со статусом сельского поселения как единственный населённый пункт в его составе .
Расположено около дагестанско-чеченской границы.
Село Кеди имеет богатую историю , которая тесно переплетена с историей древнего Хунзаха. Область, где расположено Кеди, принято называть « Ункратль », и находится она на стыке современных границ Грузии, Чечни и Дагестана. Ункратль состоит из земель селений Кеди, Саситли , Сильди , Гакко , Метрада , Нижнее Хваршини , Верхнее Хваршини , Цихалах и Хушет , и главенствующее место среди этих девяти сел, судя по многочисленным историческим сведениям и местным преданиям, всегда занимало Кеди. Место, где находится это село, принято считать самым красивым и удобным для проживания. Наверное, поэтому члены ханского дома Хунзаха, переселившиеся сюда когда-то из Хунзаха , выбрали местом своего пребывания именно эту равнину среди высоких гор, с альпийскими лугами и удобными путями сообщения с близкими и дальними уголками кавказских гор. Мясо, сыр и масло из Кеди всегда славились во всем округе , через горы и ущелья данного села пролегала древняя дорога, соединявшая когда-то Хунзах с, находившейся долгое время под его властью, горной частью Чечни. С берегов Чанты-аргун и Шаро-Аргуна , по течению Хашелдойахк вела скотоперегонная и караванная дорога на Дагестан через перевал Ягодак (2952 м) . Уже во второй половине IX века, как это сообщает Ибн Руста , существовала дорога, проходившая по территории современных Чечни и Ингушетии, по которой и осуществлялось общение между Аварией и Аланией. К 943 году, как это видно из текста ал-Масуди , между правителями, сидящими в горном Хунзахе и царями Алании, которые, кстати, начиная с VIII века и вплоть до 932 года, исповедовали православие, существовали «брачные связи, поскольку каждый из них женился на сестре другого» .
Население Кеди и остальных сел Ункратля по языку и по материальной и духовной культуре практически идентично классическим аварцам. Любопытен тот факт, что ункратлинцы, проживающие в компактно расположенных селениях и говорящие на аварском языке, находятся в других народов ( тиндалы , чамалалы , багулалы , хваршины , цезы ) и иных народов ( тушинцы , чеченцы ). Проживание ункратлинцев на относительно географически замкнутой территории, среди выше перечисленных обществ, вдали от основного ареала обитания авароязычного населения, недвусмысленно указывает на то, что они являются переселенцами. В дагестанской историографии общепринятым является мнение, что Ункратль был одним из «форпостов» Аварского нуцальства . Его история своими корнями уходит в глубокую древность и неразрывно связана с политической историей Аварии .
Сборшики дани аварскому нуцалу и казикумухскому хану ходили здесь и с многочисленных сел подвластных им народов, вплоть до Аршты и Тушетии , и Кистии собирали разнообразные налоги и отправляли их в Хунзах и Кумух. Есть предание, что часть этих налогов и сборов оседала в селе Кеди и раздавалась между членами семей нуцалов Кеди. А когда влияние Кумуха, потом и Хунзаха ослабевало, эти нуцалы начинали вести свою собственную политику и собранную с подвластных земель подать полностью оставляли себе. Вот, что пишет об этом известный историк Х.-М. Хашаев:
"В процессе развития феодальных отношений в союзе Ункратль огромную роль играло дальнейшее укрепление власти местных (кедибских) феодальных правителей после смерти Уммахана в 1801 году, укрепление их земельной собственности и усиление тенденции к освобождению от центральной власти (от хунзахских ханов). По этому поводу в одном из архивных документов сообщается: «Селения Кеди, Саситль и Сильди нуцалы Кеди считают своей собственностью, так как земля им принадлежит, и поэтому они получают с каждого двора по одному барану, по сабе пшеницы и по три рабочих дня» .
Сотни лет Ункратлем управлял так называемый нуцалчи, находившийся в селе Кеди. Все девять селений Ункратля платили ему дань. Для решения важных вопросов представители сельских общин сходились в Кеди. На этих совещаниях (сходках) обсуждались вопросы о совместных действиях против надвигающейся опасности, решались споры, возникшие между отдельными сельскими обществами . Устные предания, существующие в Ункратле, говорят о том, что первое появление здесь членов ханского дома Хунзаха напрямую связано с распространением среди жителей Западного Дагестана Ислама . А по другим свидетельствам, возможно, это случилось еще раньше, во времена правителя Абухосро. В грузинском сочинении «Историческая хроника псевдо-Джуаншера» сказано, что в XIII веке «тушами», то есть обитателями Тушетии, расположенной в верховьях Андийского Койсу , а также «хунзами и всеми язычниками тех мест правил» князь Абухосро, которому «Историческая хроника» дает грузинский титул эристав, что означает — «воевода» .
«Земли селений Саситли, Сильда, Гако, Кидиб, Хварши, Митрада и Цихалах принадлежали кидибским нуцалам, и жители их, являющиеся выходцами из Аварии, платили им подати за пользование их землями». По предположению Х.-М. Хашаева, земли эти были захвачены аварскими ханами . и там поселился один из членов ханского дома по имени Аликлыч, потомки которого являлись нуцалами-владельцами указанных земель .
На существование кидибских нуцалов указывает также записка из фонда генерала Клюки фон Клугенау «О некоторых обществах Дагестана», составленная 1839 году. В этой записке говорится, что разорение трех тушинских селений в 1837 году было учинено под руководством князей Амирхамзы и Молачи, которые были правителями Ункратля. Эти князья получали от этих тушинских селений подать. «Селения Кидиб, Саситль и Сильда, — говорится далее, — они считают своей собственностью, так как земля им принадлежит, и поэтому они получают с каждого двора в год по одному барану, по сабе пшеницы и по три рабочих дня» .
1869 | 1888 | 1895 | 1926 | 1939 | 1970 | 1989 |
---|---|---|---|---|---|---|
391 | ↗ 494 | ↗ 527 | ↘ 285 | ↗ 446 | ↘ 323 | ↗ 358 |
2002 | 2003 | 2004 | 2007 | 2010 | 2012 | 2013 |
↗ 494 | ↗ 496 | ↗ 560 | ↗ 757 | ↘ 738 | ↗ 746 | ↗ 754 |
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
↗ 757 | ↗ 779 | ↗ 794 | ↗ 806 | ↗ 814 | ↗ 824 | ↗ 839 |
2021 | ||||||
↘ 775 |
Идёт естественный прирост населения, что подтверждает численность детей дошкольного возраста (по словам самих жителей, более 70, жители часто жалуются на отсутствие детского сада).
Население села составляют аварцы , исповедующие религию Ислам , суннитского толка.