Interested Article - Историзм в России

Историзм в России — разнообразные направления историзма в архитектуре России . Начиная с 1720 годов барокко и позже классицизм в России эволюционировали в направлении архитектуры сентиментальной, романтической, эклектической и историчной . Первыми появились исторические стили: египтизирующий , неоготика и шинуазри . Затем разработаны стили: русский , неовизантийский , неомавританский , неоренессанс , необарокко , элементы которых часто свободно комбинировались друг с другом (эклектика). Некоторые стили, например неороманский , использовались редко. В XIX веке появились также эклектицизм и неоромантические тенденции в архитектуре, а в начале XX века так называемый ретроспективизм . Последним доминирующим направлением в русском историзме иногда рассматривается [ кем? ] архитектура соцреализма .

Неорусский, неовизантийский и соцреалистический стили, наряду с классицизмом, получили официальный статус в истории России . Некоторые исторические стили нашли своё отражение также и в остальных областях искусства и ремёсел в России, в частности, скульптуре, живописи, графике, мебели, золочении, керамике .

Египтизирующий стиль

Египтизирующий стиль появился в России в период петровского барокко . Старейший сохранившийся пример — фонтан Пирамида в Петергофе (1721—1724), замысел которого возник у Петра I. Затем сооружены ряд объектов в Санкт-Петербурге, Царском Селе , Павловске и Гатчине : надгробия, обелиски, ворота и памятники в форме пирамиды, мосты, скульптуры сфинксов, фараонов и т. д. В 1785 году Николай Львов построил колокольню церкви Святой Троицы в Санкт-Петербурге, которая по данным различных источников, результатом вдохновения пирамида Цестия в Риме или формой пасхи . Подобными объектами являются церковь святителя Николая в Севастополе (1857—1870) и часовня Александра Невского в Москве (1891). Расцвет египтизирующего стиля наступил в период империи. В частности построены египетский павильон на улице Голицыных в Кузьминках (1813), эллинизированный пирамидальных храм в память о солдатах, погибших при взятии Казани в 1552 году, расположенный на острове с собственным причалом (1813—1823), Египетские ворота Царского Села (1829), Египетский мост (1825—1826) и Пристань со Сфинксами (1833—1834) в Санкт-Петербурге. В 1913—1914 годы Леонид Чернышёв построил здание Краеведческого Музея в Красноярске , представляющий собой наиболее сложный пример египтизирующего стиля в России .

Дальнейшее развитие египтизирующего стиля произошло в советский период с 1920-х годов до 1950 годов. Образцами данной архитектуры являются Мавзолей Ленина , «египетские» станции метро в Москве и главный вход в здание МИД в Москве .

Шинуазри и другие азиатские стили

Во второй половине XVIII века появился стиль шинуазри ( китайщина ) — эклектичный стиль в искусстве, дизайне и архитектуре, — стилизация китайской культуры. Ярким примером шинуазри в России и Европе выступает Китайская деревня с Китайским театром и другими объектами в Царском Селе , построенные по заказу Екатерины II . Другой пример — Китайский Дворец в Ораниенбауме в стиле рококо (1762—1768). Особенностью этого течения были так называемые китайские покои в стиле барокко и усадьбы русской аристократии в стиле рококо, например, Китайский зал, Синяя комната и комната Александра I в Большом Екатерининском дворце в Царском Селе. Другие постройки в стиле шинуазри появились вместе с ростом российско-китайской торговли в XIX веке (например, китайский квартал на ярмарке в Нижнем Новгороде , где продавались преимущественно китайские товары) .

Наряду с шинуазри развивалось и подлинно буддийское искусство. В 1909—1915 годы построен буддийский храм в Санкт-Петербурге . В работу над проектом были вовлечены превосходные тогдашние российские ориенталисты и архитекторы . Редким примером индо-сарацинского стиля является индуистский храм в Лахте в Санкт-Петербурге.

Неомавританский стиль

Неомавританский стиль появился в эпоху романтизма 1820—1850 годов, и с 1880-х годов до 1917 года развивался под влиянием неоромантизма . К основным примерам относятся, в частности, Дворец Воронцова в Алупке (1828—1855), Дворец Дюльбер в Кореизе (XIX век, Николай Краснов), Турецкая баня в Царском Селе (1852) и Филармония в Одессе (1894—1898), которая архитектурной формой напоминает Дворец дожей в Венеции . Он часто соединяется с другими стилями, в рамках эклектизма : неоромантизомом, неовизантийским стилем (например, Императорский театр в Тбилиси 1896 года, Тифлисский железнодорожный вокзал в Баку 1878—1884 годов, в стиле поздней мануэлинской готики (например, Особняк Арсения Морозова в Москве 1895—1899 годов) и исламской архитектурой .

Неомавританские синагоги

Во второй половине XIX века и в начале XX века неомавританский стиль стал стилем синагог царской России. В этом стиле были построены: синагога в Таганроге (1859—1876), Солдатская синагога в Ростове-на-Дону (1872), Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге (1893), Томская хоральная синагога (1902), Самарская хоральная синагога (1903—1908), несохранившаяся Смоленская хоральная синагога , Челябинская синагога (1903—1905), (1906), Галицкая синагога в Киеве (1909). В этом стиле была возведена также Харьковская хоральная синагога (1913), являвшаяся крупнейшей синагогой Российской Империи и второй по величине синагогой в плане объёма в Европе после Большой синагоги в Будапеште.

Неомавританские мечети

Характерные для исламского искусства в России народные и российские элементы, а также эклектические (например, Мечеть Мухтарова во Владикавказе 1908 года, казанские мечети Азимовская , Бурнаевская и Султановская второй половины XIX века) и модернистские тенденции (например, Санкт-Петербургская соборная мечеть 1909—1921 годов, спроектированная Николаем Васильевым) отличают её от арабского или турецкого исламского искусства .

Неороманский стиль

Шведская церковь Святой Екатерины в Санкт-Петербурге

Здания в неороманском стиле строились в России с XIX до начала XX века и относительно редко — в основном для протестантского религиозного меньшинства. К старейшим таким объектам относятся лютеранские церкви в Санкт-Петербурге, например, церковь Христа Спасителя (1845—1849), святого Апостола Иоанна (1859—1860), немецкий кальвинистской кирхи (1862) и церковь святой Екатерины (1863—1865) , протестантские храмы в Москве (например, собор святых Петра и Павла, 1903—1905) и некоторых других крупных городах (например, церковь святой Марии в Саратове, 1878). Уникальным проектом является Бродская синагога в Одессе (1840—1863) в флорентийско-романском стиле.

Исключением в рамках сегодняшней России является Калининградская область , с большом количеством сохранившихся неороманских, бывших немецких объектов, таких как Башня Дона (1852—1853), крепость Фридриха II (1843—1890), Кирха памяти королевы Луизы в Калининграде (1899—1901). Немецкий, особенно прусский, неоромантизм проявлялся в XIX веке в некоторых архитектурных проектах, построенных в русском стиле .

К редким примерам Советского неороманизма относится наблюдательная смотровая башня на горе Ахун в Сочи (1935—1936), построенная по проекту С. И. Воробьёва .

Неоготический стиль

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Москва)

В отличие от собственно готики , неоготика пришла в Россию в период правления Екатерины II (1762—1796) и изначально совмещалась с элементами барокко , классицизма и гротеска . К ведущим неоготическим архитекторам относились: Юрий Фельтен , Василий Баженов и Матвей Казаков . Одним из первых примеров неоготики в России — Лютеранская кирха святой Екатерины в Архангельске (1768). Неоготический стиль в искусстве России стал активно развиваться с 1770-х годов. К наиболее заметным примерам относятся: Чесменский дворец в Санкт-Петербурге (1774—1777), Петровский путевой дворец в Москве (1776), Большой Царицынский дворец (1776), Чесменская церковь (1777) и Владимирская церковь в Быкове (1789). В течение всего XIX и начале XX века появился целый ряд недавно построенных руин, ворот, небольших замков и дворцов в духе романтизма, например, Ласточкино гнездо в Крыму (1911—1912). В 1820-е — 1830-е годы появились первые здания в стиле английской готики, например, Дворец Коттедж в Петергофе (1826—1829), часовня святого Александра Невского в Петергофе (1833) и железнодорожный вокзал « Новый Петергоф » (1857). Неоготический стиль иногда сочетался с другими стилями, например, необарочным , неомавританским и русско-византийским . Особенности эклектики с доминированием неоготики носят, в частности, Троицкая церковь в Гусе-Железном (1802—1866) и Дом Севастьянова в Екатеринбурге (1863).

Неоготический стиль стал одним из доминирующих в XIX веке в стиле католических костёлов в России. Первым католическим храмом в неоготическом стиле был, предположительно, церковь святого Георгия в Самаре (1854—1863). Наиболее выразительными неоготическими католическими храмами, построенными в европейской части России, были Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве (1899—1911) и Николаевский костёл в Киеве (1899—1909), а в части азиатской Католической церкви Пресвятой Богородицы (1909—1921). На рубеже XIX и XX веков многих российских архитекторов, создающих в неоготическом стиле были поляками по национальности, в том числе Фома Богданович-Дворжецкий , Владислав Городецкий , Иосиф Плошко .

Отдельный раздел составляют старые, немецкие готические постройки в Калининградской области : городские ворота (в том числе Фридландские , Бранденбургские , Росгартенские ), церкви (например, Кирха Святого Семейства в Калининграде, Кирха Святого Адальберта в Калининграде, Кирха Розенау в Калининграде), госпитали (например, святой Елизаветы и святого Георгия в Калининграде) дом смотрителя мостов в Калининграде и другие.

Неоренессанс

Неоренессанс в XIX веке, так же, как необарокко , был стилем более или менее сочетавшимся с элементами других стилей в рамках эклектизма . К зданиям с превосходящими неоренессансными характеристиками относятся, в частности: бывшая французская церковь святого Павла в Санкт-Петербурге (1839—1840, архитектор Гаральд Боссе ), Московский железнодорожный вокзал в Санкт-Петербурге (1844—1851, архитектор Константин Тон ) и Институт растениеводства им. Вавилова в Санкт-Петербурге (1844—1850, архитектор Николай Ефимов) и здание городской думы в Санкт-Петербурге (1847—1852, архитектор Николай Ефимов, позднее перестроен). К первым в целом неоренессансным сооружениям следует отнести Владимирский дворец в Санкт-Петербурге (1867—1872; архитектор Андрея Хуна) и Ливадийский дворец (XIX век; архитектор Николай Краснов).

Во второй половине XIX века в России появляется шатоэск , который опирался на архитектуру ренессансных замков в долины Луары . Примерами такого стиля являются: замок Мейендорф в Подушкине (1874—1875), Массандровский дворец в Крыму (1881—1902), усадьба Храповицкого в Муромцеве (1884—1906).

Примером ретроспективной ренессансной архитектуры начала XX века является дом Тарасова в Москве (1912). Неоренессанс, наряду с неоклассицизмом и другими стилями стал после 1917 года, стал одним из источников вдохновения для архитекторов, работавших в жанре соцреализма .

Необарокко и неорококо

Необарокко в XIX веке был стилем более или менее сочетавшимся с элементами других стилей в пределах эклектизма. К зданиям с преобладающими необарочными особенностями относятся, среди прочего, дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге (1846—1848), дворец Алфераки в Таганроге (1848) и дача княгини Зинаиды Юсуповой в Царском Селе (1856). Также появились проекты Ипполита Антоновича Монигетти в стиле, например, интерьер Екатерининского дворца в Царском Селе.

Возвращение в чистые барочные формы произошло с приходом ретроспективизма в 1900—1917 годах. Воскресенская церковь на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге (1901—1903) в стиле нарышкинского барокко , Церкви Пресвятой Богородицы в Плешивце (1902—1907) в стиле казацкого барокко с влиянием модерна и часовни при Сампсониевском соборе в Санкт-Петербурга (1909) в стиле елизаветинского барокко .

Эклектицизм

Эклектические тенденции существовали в искусстве России всегда, однако только в XIX веке эклектика начала представлять отдельное, сознательное направление в русской архитектуре. Ранняя эклектика в России появилась в 1830—1860-е годы и была представлена изначально в основном светской архитектурой, но затем распространилась и на церковное искусство. К наиболее известным эклектичными зданиями относятся: дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге с явным доминирование стиля необарокко (1846—1848), католическая церковь святых Петра и Павла в Москве (1839—1845) и храм Христа Спасителя в Москве (1839—1880) в русско-византийском стиле .

Ведущими представителями раннего эклектизма были: Андрей Иванович Штакеншнейдер , Михаил Доримедонтович Быковский и Константин Андреевич Тон , который создал эклектичный русско-византийский стиль, сочетавший в себе элементы в основном средневековой русской архитектуры и классицизма. Большинство российских необарочных или неоренессансных сооружений носят черты других стилей, однако они изначально использовались в отдельных проектах, не создавая новых форм. Зрелая эклектика в России приходится на 1870—1890-е годы. Ведущими представителями этого течения являются Александр Степанович Каминский , Роман Иванович Клейн , Альфред Александрович Парланд , Александр Никанорович Померанцев и Дмитрий Николаевич Чичагов . Этот стиль характеризуется обилием декора , подчёркивая представительные формы. Архитектурные приёмы, используемые это этого каждый в своём историческом стиле, начали сочетаться вместе, создавая новые архитектурные формы, в основном на фасадах зданий. Также появились более оригинальные проекты, например, Верхние торговые ряды (1890—1893), являющиеся переплетением русского стиля, неоренессанса и структурной инженерии Владимира Григорьевича Шухова . Примером церковной эклектики является колокольня при церкви Премудрости Божией в Средних Садовниках в Москве (1890). Эклектизм появился в России также в архитектуре интерьера, мебели и других художественных ремёсел, черпая в конце XIX века многочисленные узоры из модернизма и в то же время воздействуя на него.

Русский стиль

Начало поисков нового русского национального стиля восходит к периоду романтизма. В 1824 году выпущен первый в истории России альбом с 31 официально утверждёнными проектами сакральной [ уточнить ] архитектуры в духе классицизма . В начале 1826 года в ответ на многочисленные пожелания «снизу» Синод обратился к императору Николаю II с просьбой дополнить собрание образцовых проектов 1824 года несколькими новыми, составленными «по примеру древних православных церквей». Самыми старыми примерами поисков нового стиля являются русская колония Александровка в Потсдаме (1826—1827), церковь святого Александра Невского в Потсдаме (1826—1829) и несохранившаяся третья десятинная церковь в Киеве (1828—1842), спроектированная Василием Стасовым и носящая черты, как древней русской архитектуры, так и немецкого неоклассицизма.

Церковное строительство

Храм Христа Спасителя в Москве — пример русско-византийского стиля

Константин Андреевич Тон стал создателем и первым теоретиком русско-византийского стиля . Этот стиль разработан по просьбе Николая I [ источник не указан 1762 дня ] и является отсылкой к образцам древнерусского зодчества с соблюдением современных элементов, в основном, в стиле классицизма. Инициированный Тоном монументальный и эклектичный стиль вписался в поиски русского национального стиля и пользовался популярностью до 1870 годов.

К важнейшим церковным постройкам этого периода относятся: (1830—1837), Введенский собор лейб-гвардии Семёновского полка в Санкт-Петербурге (1834—1842) и храм Христа Спасителя в Москве (1839—1880). Проекты Тона признаны указом 1841 года как «рекомендуемые» при строительстве православных церквей. С 1840-х годов усиливалась критика строгого и холодного стиля Константина Тона с большими или меньшими отклонениями от его проектов. К ранним примерам модификации проекта Тона относится Вознесенский собор в Ельце (1845—1889). Несмотря на критику архитектурного стиля Тона, он стал важным импульсом в развитии русского искусства, который обратил внимание строителей на традиционную православную архитектуру и повлиял на формирование «чистого» русского стиля в конце 1860-х годов. Многочисленные отсылки к этому стилю появились снова в 1898—1917 годы и после 1990 года.

Несмотря на интерес к византийскому искусству , которое поддержал Николай I в 1826 году, и указа 1841 года, в котором был сделан акцент на применении «по мере возможности» древних образцов византийских, стиль Тона 1830—1840 годов не проявлял никаких признаков византийских храмов. Неовизантийский стиль создан в России только в 1850-е годы. С тех пор он иногда сочетался с русским стилем, например, в соборе Святой равной апостолам Марии Магдалены в Варшаве (1867—1869, архитектор Николай Сычёв) и соборе Александра Невского в Нижнем Новгороде (1868—1881). В 1840-е годы Тон начал проектирование новых шатровых храмов, включая Благовещенскую церковь Конногвардейского полка в Санкт-Петербурге (1844—1849) и Богородице-Рождественский собор в Красноярске (1845—1861).

Алексей Максимович Горностаев , вдохновлённый древней архитектурой Русского Севера , обогатил русский стиль последующими традиционными элементами, отвергая большинство классицизирующих моделей Тона. Он спроектировал скит Святого Николая Валаамского монастыря (1851), Успенский собор Святогорской лавры (1859—1868) и Успенский собор в Хельсинки (1862—1868).

Спас на Крови в Санкт-Петербурге в русском стиле

С конца 1860-х годов с общей тенденцией к отторжению элементов западного искусства русский стиль формируется с опорой на народную архитектуру, русскую архитектуру XVII века, а также в некоторых случаях, на древнерусскую архитектуру с некоторым влияниям византийской архитектуры, ренессанса, барокко, классицизма или модерна. К известным образцам такого стиля относятся: Александро-Невский Новоярмарочный собор в Нижнем Новгороде (1867—1880), Спас на Крови в Санкт-Петербурге (1883—1907), Собор Петра и Павла в Петергофе (1895—1905).

В 1898 году в архитектуре церквей произошёл очередной поворот к русско-византийской архитектуре и модифицированному стилю Тона. Возводятся, в частности Богоявленский собор в Дорогомилове (1898—1910), собор Иверской иконы Божией Матери Перервинского монастыря (1904—1908), Храм-колокольня во имя Воскресения Христова на Рогожском кладбище (1907—1913), Храм святителя Николы Мирликийского на Рогожском кладбище в Москве (1914—1921).

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы (1906—1907) в Санкт-Петербурге

С 1880-х годов до революции 1917 года в церковной архитектуре стали проявляться черты модерна , в основном в небольших проектах. Модерн не отрицал и не нарушал русскую православную архитектурную традицию, а служил её развитию с использованием современных технических и художественных решений в рамках традиционных форм. Примерами такого типа сооружений являются Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве (1881—1882) по проекту Виктора Васнецова , несохранившаяся деревянная в Надеждинске (1896—1898), церковь святого Духа в Талашкине (1902—1905), Храм Воскресения Христова в Сокольниках (1903—1912), храм Святой Троицы в Балакове (1908—1909), Марфо-Мариинская обитель в Москве (1908—1911), Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Политехническом институте (1912—1913), деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице (1912—1914), Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле (1913) и церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме (1913), который также является самым старым железобетонным храмом в России.

В начале XX века некоторые старообрядческие церкви начали строить в стиле модерна , к примеру, церковь Иконы Божией Матери «Знамение» в Санкт-Петербурге (1906—1907), построенный по проекту Дмитрия Крыжановского с собственной котельной, паровой системой обогрева стен и вентиляцией. К последующим принадлежали проекты Ильи Бондаренко, например, Покрово-Успенская церковь в Малом Гавриковом переулке в Москве (1911).

После падения коммунизма в 1991 году произошло возрождение русского стиля. Было восстановлено много разрушенных объектов, в том числе храм Христа Спасителя в Москве (1990—2000) и Большой Златоуст в Екатеринбурге (2006—2013), построен новый Благовещенский собор в Воронеже (1998—2009), Собор Святой Троицы в Магадане (2001—2008) и Спасо-Преображенский собор в Хабаровске (2001—2004). Появилось также несколько примеров модернизированного стиля русского, например, Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе (1994—1995), церковь св. Пантелеймона в Ростове-на-Дону (1996—1997), церковь св. Петра в Санкт-Петербурге (2005—2010), часовня Святого Александра Невского в Королёве (1998—1999) и собор Христа Спасителя в Калининграде (2004—2006).

Светская архитектура

Государственный исторический музей (1875—1881) в Москве
Дом Игумнова (1888—1895) в Москве

В период 1830-х — 1920-х годов появлялись монументальные и функциональные светские здания в русском стиле. К их числу относятся Большой Кремлёвский дворец (1838—1849) и Оружейная палата московского кремля (1849—1851), спроектированные Тоном. Архитектор использовал в своих проектах элементы существующих, предбарочных дворцов в древнем русском стиле, сочетая их с архитектурой классицизма.

В конце 1860-х годов Виктор Александрович Гартман и Иван Павлович Ропет начали разрабатывать новые здания, которые в гораздо большей степени были похожи на подлинные образцы русской добаррочной архитектуры и современных им русских народных построек. В 1872 году построена типография Мамонтова и Народный театр на Варварской площади в Москве, которые послужили образцами для последующих зданий. В 1875 году началось строительство Государственного исторического музея в Москве и Политехнического музея в Москве, за основу которых взята московская архитектура XVI века.

Впоследствии построены: Театр Корша (1882) и Театр Парадиз в Москве (1885), драматический театр в Самаре (1888), электростанция « Новый Манеж » в Москве (1888), Московская городская дума (1890—1892), железнодорожный вокзал Владивостока (1891—1893), Главный ярмарочный дом в Нижнем Новгороде (1893—1896), Верхние торговые ряды с примененной структурной инженерией (1893). Многие объекты носили черты эклектики . Самым «чистым» примером русского стиля в светской архитектуре считается дом Игумнова в Москве (1888—1895).

В начале XX века происходит переплетение русского стиля с модерном и ретроспективизмом (например, Ярославский вокзал в Москве (1902) и здание на улице Плуталовой, д. 2 в Санкт-Петербурге (1911—1913)). Русский стиль в светском строительстве перестал широко использоваться начиная с 1920-х годов. К числу редких примеров стиля в советский период относится кафе «Лебедь» на территории ВВЦ в середины 1950-х годов. После 1991 года вновь начали реализовывать проекты в русском стиле, например, Измайловский кремль в Москве (1998—2007).

Деревянная архитектура

Погодинская изба в Москве

Добарочная архитектура в России до XVII века испытывала сильное влияние народного искусства , из которого взято множество традиционных мотивов: двускатные и шатровые крыши , кокошники , бочки . Примером светской архитектуры этого периода является Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (1667—1672). Деревянные здания русской аристократии, относящиеся к народной архитектуры известны с XVIII века , например дом Петра I под Архангельском, с 1702 года. В 1815 году российско-итальянский архитектор Карл Росси спроектировал для императрицы Елизаветы Алексеевны типично русскую деревню в Павловском парке . В 1826—1827 годах по приказу Фридриха Вильгельма III построена русская деревня Александровка в Потсдаме . Посёлок в форме ипподрома с андреевсим крестом разработан Петером Йозефом Ленне , а построен Иоганном Георгом Моршем-старшим. Планы отдельных домов Александровки основывались на чертежах Карла Росси, который подарил свои картины прусскому королю во время визита к царице в 1818 году. В 1853 году император Николай I приказал построить в деревне Низино под Петергофом «образцовый» деревенский, деревянный русский дом. В 1856 году Николай Никитин спроектировал в духе славянофильства Погодинскую избу на Девичьем поле .

Возведение загородных зданий с подчёркнуто народными элементами появилось в первой половине XIX века в результате сентименталистских , романтических тенденций и ощущения уникальности русской народной архитектуры . Эти проекты стали источником вдохновения для последующих, иногда очень роскошных деревянных домов, дач, бань, усадеб, особняков, дворцов. Важными памятниками, которые повлияли на развитие стиля являются: Дом братьев Степановых в Челябинске около 1865 года, вдохновлённая уральским народным зодчеством, баня «Теремок» (1872—1878) и студия-мастерская в Абрамцеве (1873—1877), дом Сазонова в Асташове (1897) и Изба «Теремок» в Флёнове (1901). Строительство этого типа впоследствии повлияло на модерн (например, в Гороховце начала XX века) и эклектику, например, дача Марии Клейнмихель на Каменном острове (1908—1911) и в Сарапуле (1909) с элементами неоготики .

К архитекторам, черпавшим вдохновение в фольклоре, и, использовавшим новые, нестандартные формы, принадлежали Виктор Александрович Гартман и Иван Павлович Ропет . Созданный ими причудливый стиль можно назвать «сказочным». Они заложили основу русской архитектуры выставочных павильонов, царских коронационных залов, платформ, киосков и т. д. В XX веке продолжателями этой традиции стали Фёдор Осипович Шехтель и Илья Александрович Голосов .

Неовизантийский стиль

Русская неовизантийская архитектура появилась вместе с присутствием русских на Балканах и на Кавказе на рубеже 1840—1850-х годов, вдохновлённая местным искусством и византийскими памятниками, в том числе Святой Софией . Самым ранним примером сочетания византийской архитектуры и классицизма является Софийский собор в Царском Селе (1780—1788). Некоторые византийские черты, наряду с древнерусскими формами с 1820-х годов начинают проявляться в нарождавшемся русском стиле.

Неовизантийская архитектура развивалась во многих разновидностях в регионах Российской империи, особенно на юге. К пионерам неовизантийской архитектуры принадлежали, в частности Григорий Григорьевич Гагарин , Давид Иванович Гримм , Василий Антонович Косяков , Роман Иванович Кузьмин . Самые ранние примеры неовизантийского стиля последовательно: Вознесенский собор в Алагире (1851), Владимирский собор в Севастополе (1854—1888), Владимирский собор в Херсонесе (1858—1891), Свято-Троицкий собор в Иерусалиме (1860) и несохранившаяся Димитриевская церковь на Греческой площади в Санкт-Петербурге (1861—1865). В 1862—1882 годы по случаю празднования 900-летия Крещения Руси построен Владимирский собор в Киеве. В работе над собором участвовали первоклассные русские художники (в том числе Александр икентьевич Беретти , Виктор Михайлович Васнецов , Михаил Александрович Врубель , Михаил Васильевич Нестеров ). Несохранившийся военный собор Александра Невского в Тбилиси (1871—1897) стал промышленным образцом для подражания следующим русско-византийским соборам. Окончательный вариант пропорций таких храмов зафиксирован в проекте церкви Иконы Божией Матери «Милующей» в Санкт-Петербурге (1887—1898). Для сооружений, наиболее отличающихся от господствующих стандартов относятся монументальный Благовещенский собор в Харькове (1888—1901) и собор святых Петра и Павла в Каунасе с коринфскими колоннами (1891—1895).

С начала XX века неовизантийский стиль начали комбинировать с элементами модерна, например, в Никольском морском соборе в Кронштадте (1903—1913). Влияние модернизма особенно заметно в проектах Фёдора Шехтеля, Сергея Соловьёва и Ильи Бондаренко . Появились попытки соединения неовизантийского стиля с неоклассицизмом (проекты Владимира Адамовича ), неоромантизмом или неомавританским, например, Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге (1883—1893), а также Императорский театр в Тбилиси (1896).

К редким примерам светской архитектуры относятся, например, несохранившаяся Нижняя дача в Петергофе (1883—1897), Ансамбль жилых зданий Константинопольского патриаршего подворья (1883) и Богадельня братьев Боевых в Москве (1890-е годы). После 1917 года здания в неовизантийском стиле строились русской диаспорой. После 1991 года произошло возрождение стиля в России и возникновение ряда новых церковных построек в данном стиле.

Ретроспективизм

Ретроспективизм в широком смысле включал ряд ревизионистских тенденций в русском искусстве в 1900—1917 годов, связанных с дизайном функциональных зданий, прикладной графики и т. д. с использованием современных технологий и выразительных, чистых художественных форм прошлых эпох. Основными представителями ретроспективизма в архитектуре были пропагандисты старорусской архитектуры (Алексей Щусев, Сергей Соловьёв, Илья Бондаренко), итальянского ренессансного искусства ( Андрей Белогруд , Иван Жолтовский , Мариан Перетяткович , Мариан Лялевич , Владимир Щуко ), позднего барокко ( Александр Дмитриев , Лев Ильин , Николай Ланcере ) и, прежде всего, классицизм ( Евграф Воротилов , Владимир Покровский , Степан Кричинский , Андрей Аплаксин , Иван Жолтовский, Владимир Щуко, Иван Фомин ).

Ретроспективизм в узком смысле означал новую волну русского неоклассицизма в начале XX века. Неоклассицизм как единственный поток ретроспективизма был также развивался после революции 1917 года и эволюционировал в направлении монументальной коммунистической архитектуры , близкой к ампиру . Многие из архитекторов-классицистов стали ведущими представителями официального советского искусства. Основными примерами классического ретроспективизма являются многочисленные жилые и товарные дома Санкт-Петербурга и Москвы (1900—1930 годы), Дворец А. А. Поповцева на Каменном острове (1911—1912), штаб-квартира дирекции Свердловской железной дороги (1925).

К ренессансному ретроспективизму относятся, в частности, Дом Тарасова в Москве (1912), а к барочному ретроспективизму — часовня при Сампсоновском соборе в Санкт-Петербурге (1909) и Городской училищный дом им. Петра Великого в Санкт-Петербурге (1910—1912).

Неорусский ретроспетивизм был получен непосредственно из неорусского стиля [ источник не указан 1762 дня ] . В отличие от неорусских архитекторов, ретроспективисты уделяли больше внимания использованию выразительных, аутентичных образцов древнерусской архитектуры и без колебаний использовали достижения модерна. К основным постройкам, причисляемым к этому стилю, являются здание Государственного Банка в Нижнем Новгороде (1910—1912) и Казанский вокзал в Москве (1913—1940) [ источник не указан 1762 дня ] .

Примечания

  1. Турчин В. С., Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия. Очерки, Москва: Искусство, 1981 (ros.)
  2. Власов В. Г., от 19 августа 2018 на Wayback Machine Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т. [online], ЛИТА, Санкт-Петербург 2000—2001
  3. Климов П. Ю., Модерн в России, В. А. Леняшин, Ю. Б. Демиденко, Москва: Арт-Родник, 2010, ISBN 978-5-404-00025-2
  4. Дубровина В. А., от 3 сентября 2018 на Wayback Machine , Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова, Москва 2011, стр. 18
  5. Дубровина В. А., от 3 сентября 2018 на Wayback Machine // Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова, Москва 2011, стр. 26-29
  6. Чапкина-Руга С. А. Стиль Шинуазри в России от истоков до наших дней. — Москва: Контакт-культура, 2010. — ISBN 978-5-903406-14-2 .
  7. Андреев А. И. Храм Будды в Северной столице. — СПб. : Нартанг, 2004. — ISBN 5-901941-14-4 .
  8. Трифонова Г. С. Ориентализм в искусстве России и Южного урала в XX веке // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Социально-гуманитарные науки. — 2012. — № 32 .
  9. Иванников С. И. Мавританский стиль в архитектуре Санкт-Петербурга. Петербургские чтения, 98-99 // Материалы Энциклопедической библиотеки "Санкт-Петербург-2003". — СПб. , 1999. — С. 196—198 .
  10. Последние Романовы и императорские резиденции в конце XIX — начале XX века: материалы Научной конференции. — Санкт-Петербург: АЛЕС, 2009.
  11. Костылев Р. П., Пересторонина Г. Ф., Петербургские архитектурные стили (XVIII — начало XX века), СПб.: «Паритет», 2007, ISBN 978-5-93437-127-3 .
  12. Джанджугазова Е. А., от 4 сентября 2018 на Wayback Machine // futureruss.ru
  13. Радашевич Е., Источники по истории русского неоренессанса // proza.ru , 2013
  14. Бурдяло А. В. Необарокко в архитектуре Петербурга (Эклектика. Модерн. Неоклассика). — Санкт-Петербург: Искусство, 2002. — ISBN 5-210-01566-1 .
Источник —

Same as Историзм в России