Экономика Индии (1858—1947)
- 1 year ago
- 0
- 0
Адам стиль , или « Стиль братьев Адам », устар.: Адамов стиль ( англ. Adam Style ) — неоклассический стиль проектирования и оформления архитектурного интерьера , сложившийся в XVIII веке под влиянием творчества трёх шотландских архитекторов, братьев: Роберта (1728—1792), Джеймса (1732—1794) и Джона (1721—1792) Адамов. В хронологическом и стилевом отношениях соотносится с позднегеоргианским стилем (Late Georgian), или стилем времени правления короля Великобритании Георга III из Ганноверской династии (1760—1801) .
Братья Адам основали в 1767 году в Лондоне проектную фирму « Адельфи ». В своей работе они стремились к комплексному архитектурному проектированию: общим планировочным решениям, согласованным с оформлением интерьеров: стены, потолки, камины, мебель , светильники — всё должно было отвечать единому стилю. В этой концепции важная формообразующая роль отводилась орнаментам : братья были не только архитекторами-проектировщиками, но и умелыми рисовальщиками-орнаменталистами .
В интерьерах, созданных братьями Адам, вся мебель была спроектирована по индивидуальному заказу, чтобы соответствовать оформлению комнат. Рисунок портьер или напольных ковров часто соответствовал лепному декору стен или лучеобразным узорам потолка наверху, а другие детали интерьера, включая светильники, зеркала и дверные ручки, также повторяли и варьировали основные мотивы архитектурного проекта. Братья Адам стремились преодолеть прежнюю, характерную для раннего английского палладианства , изолированность архитектурных объёмов. До нашего времени дошло немногое из созданного братьями Адам, но их деятельность была значима для развития английской архитектуры . Деятельность архитекторов фирмы «Адельфи» в британской историографии часто относят, вместе с творчеством лорда Бёрлингтона , У. Кента , Дж. Стюарта , к позднему палладианству и началу движения «классического возрождения» (Classical Revival) .
Младший брат Джеймс разработал свою теорию «развития», или «движения», в архитектуре (Мovement in architecture), основанную на изучении древнеримских памятников, в которых сходные мотивы развиваются и повторяются с вариациями как в общей композиции здания, так и в мельчайших деталях снаружи и внутри. Сопоставляя размеры комнат и орнаментальные схемы, Джеймс Адам применил свою концепцию движения и к проектируемым интерьерам. Его стиль украшений, описанный Н. Певзнером как «классическое рококо» (имеется ввиду «моторный принцип» формообразования), опирался, в частности, на рисунки древнеримских гротесков .
Роберт Адам в течение пяти лет исследовал классическую архитектуру на юге Франции, в Италии и Далмации . Под руководством Шарля-Луи Клериссо он изучал античное искусство в крупнейших римских собраниях. Английские ценители прекрасного восторгались свободой, с которой он соединял классические элементы, прежде считавшиеся несовместимыми. Новаторский подход к компоновке знакомых архитектурных приёмов свидетельствовал о глубоком знании античной и ренессансно-барочной архитектуры. Прямое подражание проектам Палладио, типичное для поколения У. Кента и лорда Бёрлингтона , сменилось вольной трактовкой разнородных мотивов, более характерной для рококо и барокко , чем для строгого классицизма . Однако основные мотивы декора оставались неизменно классицистическими. В издании «Работы в архитектуре Роберта и Джеймса Адама» (Works in Architecture of Robert and James Adam, в 2-х т.: 1773—1778, 1779; третий том вышел в 1822 г.) братья заявили, что греко-римские образцы должны «служить моделями, которым мы должны подражать, и стандартами, по которым мы должны судить» . Это издание оказало огромное влияние на творчество многих архитекторов-декораторов английского классицизма.
Множественность источников и гибкость вариационного метода композиции предопределила эклектичность стиля. Жермен Базен отмечал: «Источники творчества братьев Адам были различными: французская архитектура, античность, Ренессанс, что давало возможность разработать более гибкий, чем палладианский, стиль и потому подходящий для разных задач» . Мастера фирмы «Адельфи» проектировали оформление интерьеров, изготавливали мебель в модных тогда «этрусском» и «помпейском» стилях под влиянием сенсационных находок в раскопках Геркуланума и Помпей . Роберт Адам вместе с итальянским художником М. Перголези составлял и выпускал в Лондоне сборники орнаментальных гравюр и эскизов мебели с «помпейскими мотивами». Сам он именовал свой стиль «этрусским», утверждая, что основным источником вдохновения для него были чёрнофигурные и краснофигурные вазы (в то время древнегреческие и италийские расписные керамические сосуды ошибочно считали этрусскими). Для мастеров фирмы «Адельфи» и «стиля Адам» характерны тонкий лепной декор, круглые и овальные медальоны, росписи гризайлью , поясные орнаменты, изысканные гротески , построенные расходящимися из одной точки лучами — секторально или «канделябром» (вертикально), камины с рельефами под античность. За изысканные рисунки наборных паркетов Роберта Адама прозвали «королём деревянного набора» .
Сходный стиль развивал другой ученик Клериссо в Риме — шотландский архитектор Чарлз Камерон , приглашённый в 1779 году в Россию императрицей Екатериной II для работ в Царском Селе .
С конца 1760-х годов «Стиль Адам» занял своё место в резиденциях высшего и среднего класса в Англии, Шотландии, России и в послереволюционных Соединённых Штатах Америки , где получил распространение схожий стиль, известный под названием « федеральная архитектура ». С 1795 года «стиль Адам» стал вытесняться стилем английского Регентства и ампиром .