Interested Article - Хеслер, Отто
- 2021-06-21
- 2
Отто Хеслер ( нем. Otto Haesler ; 13 июня 1880 , Мюнхен — 2 августа 1962 , Вильгельмсхорст ) — немецкий архитектор и градостроитель . Пионер « нового строительства » в архитектуре , получил известность благодаря первым построенным им жилым комплексам в Целле : Итальянский Сад и Сад Святого Георгия . Наряду в Вальтером Гропиусом , Бруно Таутом и Эрнстом Маем является основоположником модернизма в жилищном строительстве.
Ранние годы
Родился 13 июня 1880 в Мюнхене в семье церковного живописца и художника-декоратора Рудольфа Вильгельма Рейнхольда Хеслера и Марии Хеслер, урождённой Аулл, старший сын из четырех детей в семье. Профессиональная деятельность отца требовала частой смены места жительства. 1886—1891 — обучение в начальной школе Шлирзее / Верхняя Бавария . Затем посещение начальных школ в Софии, Нюрнберге , Вюрцбурге , Берлин-Штеглиц , Берлин-Лихтерфельде . 1891—1899 — учёба в реальной школе в Пассау . Любимые предметы: математика, рисование и музыка. 1892 — болел бронхиальной астмой в тяжелой форме.1898-1901 — учёба в строительной школе в Аугсбурге . Кроме того, зарабатывал на жизнь чертежником, в том числе в городском строительном управлении Пассау . 1901—1903 — продолжение обучения в строительном училище в Вюрцбурге и успешное его окончание со степенью мастера-строителя, затем летом работа каменщиком во Франкфурте-на-Майне . 1903—1906 — сотрудник архитектурной мастерской во Франкфурте-на-Майне
Начало самостоятельной работы в Целле
В середине 1906 г. Отто Хеслер принял участие в конкурсе на реконструкцию универмага Фрайдберга в Целле . Из более чем 60 работ был выбран его проект. Успех этой работы привёл к тому, что Хеслер остался в этом городе и затем завёл здесь семью. Целле тогда был небольшим провинциальным городком возле Ганновера с большим массивом (более 400 домов) фахверковой жилой застройки XVI века, и герцогским замком того же времени. Потому первые его работы здесь внешне были в исторической традиции, но внутри имели уже современную планировку. Это все индивидуальные жилые дома, построенные Хеслером до Первой мировой войны и многие дома, совмещавшие коммерческую и жилую функцию . Успех Отто Хеслера в Целле был бы невозможен без поддержки сенатора и его товарищей, обеспечивших множество заказов. В зданиях для значимых клиентов уже видна сдержанная эстетика классицизма и стиля модерн .
В 1914 г. началась Первая мировая война . В 1915 г. Отто призвали в армию и в 1916 г. отправили на фронт. Война закончилась в 1917 г. ранением и тяжёлым газовым отравлением. Хеслер вернулся в Целле и летом 1917 г. получил заказ Муниципальной строительной комиссии на постройку 32-х небольших домов на Карстенштрассе. После войны было время голода и нехватки жилья — у рабочих зачастую даже не было своей кровати. Поэтому город начал строить жильё сам. Дома были экономичными, сблокированными в ряд под общей крышей, не было ванн и центрального отопления. Тут были гостиная, кухня, две или три спальни, сарай и уборная. Это поселение можно считать для Хеслера отправной точкой в его дальнейших поисках экономичного и эффективного жилья.
Итальянский сад, 1925 г
После строительства на Карстенштрассе и аналогичного ему в шахтёрском посёлке Хёфер (1919—1920 гг.) в течение ряда лет Хеслер строил в основном промышленные и коммерческие здания по заказам своего друга и покровителя Гарри Трюллера, а также его друзей. В это время « Новое строительство » (Neues Bauen) жилья в Германии было ещё на бумаге, в книге Эрвина Гуткинда , давшей название этому направлению. Во многом благодаря художнику Карлу Фёлькнеру , с работой которого в Магдебурге его познакомил Бруно Таут , Хеслер стал первым архитектором первого поселения « Нового строительства » в Германии. Это были дома, которые оказались полностью соответствующими уже сформировавшемуся представлению о том, как должна выглядеть архитектура нового жилья. Восемь двухэтажных 4-х квартирных домов с плоскими крышами и выразительными разноцветными кубическими объёмами были расположены на специально проложенной улице Итальянский сад, а на уже существующей Вельштрассе — ещё два, трёхэтажных 6-квартирных дома со скатными крышами, как переход от фахверковой традиции к новой архитектуре.
После завершения строительства в 1925 г. успех поселения был безоговорочным. Отто Хеслер получил приглашение и вступил в самое авторитетное объединение архитекторов Немецкий Веркбунд , а в 1926 г., когда Хуго Херинг и Людвиг Мис ван дер Роэ организовали «Кольцо» (Der Ring), также получил приглашение и вступил в это объединение, и к нему, как член « Ноябрьской группы », присоединился Карл Фёлькер . Это поселение стало началом признания Хеслера в немецкой архитектуре как одного из лидеров Нового строительства.
Сад Святого Георгия (Георгсгартен), 1926 г
Когда Отто Хеслер получил в 1925 г. от кооператива «Народная помощь» (Volkshilfe) заказ на проектирование поселения на 200 квартир на месте бывшего сада больницы Святого Георгия для людей с невысоким уровнем дохода, ревизии и радикальной переработке в новом проекте подверглось буквально всё привычное и устоявшееся в жилищном строительстве. Как было по завершении строительства написано в журнале Веркбунд Die Form, здесь была проведена « реорганизация строительного мышления ». В поселении 168 квартир, расположенных в шести параллельных жилых блоках с меридиональной ориентацией, в соответствии с впервые применёнными здесь принципами строчной застройки . В квартирах централизованное отопление, в каждом блоке прачечная с газовым отоплением и сушилка для белья. Каждой квартире предоставлено два помещения для хранения в подвалах жилых блоков. В квартирах водопровод , канализация , газ и электричество. Ради экономии места (и уменьшения арендной платы) в квартирах не было ванных комнат, их для жителей поселения заменяла баня только для них. Из общественного обслуживания здесь были своя пекарня, парикмахерская, магазины, кафе, спортплощадки, библиотека с читальным залом и радио. Жилые блоки для снижения шума располагались перпендикулярно городской дороге, а в отдельных одноэтажных корпусах, построенных вдоль неё располагались « мастерские сапожников, портных, рихтовщиков и часовщиков, а также гаражи для мотоциклов и автомобилей .» Здесь был построен детский сад (работающий до сих пор) с огромной песочницей и летним бассейном. Сад Святого Георгия стал поселением, где впервые были применены на практике принципы модернизма в жилищном строительстве.
Период 1926—1932 гг
-
«Стеклянная» школа, Целле
-
«Стеклянная» школа. Дом ректора
-
Даммершток, Карлсруэ
-
Поселение на Фридрих-Эберт-Ринг, Ратенов
-
Поселение Ротенберг, Кассель
-
Поселение Блюмлегер Фельд, Целле
Основные здания и поселения, построенные в это время:
- 1926—1928 Народная («стеклянная») школа с домом ректора ( Целле )
- 1928 Группа жилых домов Ваак ( Целле )
- 1928—1929 Поселение Даммершток, совместно с Вальтером Гропиусом ( Карлсруэ )
- 1928—1931 Поселение на Фридрих-Эберт-Ринг ( Ратенов )
- 1929—1931 Дом престарелых Мари фон Бошан, Ашрот, совместно с Карлом Фёлькером ( Кассель )
- 1929—1931 Поселение Ротенберг, совместно с Карлом Фёлькером ( Кассель )
- 1930—1931 Поселение Blumläger Feld ( Целле )
В это время Хеслер разработал индустриальную технологию кирпичных жилых домов на стальном каркасе, которая не только ускоряла строительство, но и тогда в условиях Германии давала существенную экономию . В 1928 г., во время визита сотрудников и студентов Баухауса в Целле , в книге посетителей только что построенной школы его директор Ханнес Майер написал одно слово: « Браво! ». В результате уже в 1929 г. в мастерской у Отто Хеслера работали три выпускника Баухауса — Каттина Бот (ученица Ласло Мохой-Надя ), Герман Бунцель (ученик Ханнеса Майера ) и Вальтер Тралау (ученик Вальтера Гропиуса ).
В 1930 г. Хеслер, в связи с увольнением Ханнеса Майера , получает от Гропиуса предложение возглавить Баухаус в Дессау . Также в этом году его приглашают, в связи с уходом Отто Бартнинга , возглавить Государственный колледж ремесел и архитектуры в Веймаре (место рождения Баухаус ). В этом же году, в связи с отъездом Эрнста Мая в СССР , ему предлагают возглавить проект . По разным причинам, но Хеслер от всех этих предложений, сославшись на занятость, отказался.
В 1932 г. Отто Хеслер участвует в «Немецкой строительной выставке» в Берлине и в проходящей в Нью-Йорке выставке «Современная архитектура: интернациональная выставка», положившей начало интернациональному стилю , где Филип Джонсон назвал его « главным архитектором жилья в Германии и, возможно, в мире » . В этом году в Ганновере проходит выставка «Здания Отто Хеслера 1908—1932». В том же году Хеслер организовывает строительную фирму « heimtyp ag » (типовое строительство) и по этой причине выходит из Союза немецких архитекторов (Bund Deutscher Architekten) .
Нацизм и внутреннее изгнание
В 1933 году к власти в Германии пришёл национал-социализм . Ещё раньше, 1 октября 1932 года, муниципальный совет Дессау , где нацисты уже были в большинстве, закрыл Баухаус . Архитектура нового строительства , как и всё современное искусство , была объявлена « культурбольшевизмом ». Отто Хеслер, который всегда сторонился политики, испытал это на себе в полной мере: началась постоянная травля в газетах и даже на личном уровне. В результате в 1933 году ему пришлось распустить свою мастерскую в Целле и в 1934 году переехать в совсем маленький город (тогда его население составляло около 8000 человек) на севере Германии Ойтин в провинции Шлезвиг-Гольштейн . В этом же году Вальтер Гропиус , с которым при совместной работе на поселении Даммершток в Карлсруэ сложились добрые отношения, предлагал Хеслеру вместе уехать в Англию . Но Отто не знал английского языка и у него было трое несовершеннолетних детей, поэтому он вынужден был от предложения отказаться. В следующем году была закрыта и его строительная компания helmtyp ag . В 1935-м он писал Вальтеру Гропиусу : « мне нечего делать в течение 2,5 лет ». . В 1936 г. появились первые заказы в Ойтине — сначала на пристройки, а затем на частные жилые дома, один из них даже был многоквартирным. Внешне здания мало отличались от насаждаемой нацистами «Архитектуры защиты родины» ( ), а внутри были так же рациональны, как и прежде. В 1937 году в Ойтине был проведён конкурс на здание городской больницы, на который Хеслер представил проект. Хоть там и были скатные крыши (плоских там быть просто не могло), здание переставляло собой такой же пример нового строительства , как и его школа в Целле , и потому построено не было . Это скромное благополучие было прервано началом Второй мировой войны — последнее его здание в Ойтине датировано 1939 годом . Вероятно, два года полного отсутствия работы стали причиной его согласия на участие в освоении « жизненного пространства на Востоке », которое продолжалось с 1941 по лето 1944 года. Местом работы стала Лодзь (Litzmannstadt), осенью 1942-го был командирован во Львов (Lemberg), затем в начале 1943-го — на два месяца в Севастополь . Работа была в восстановлении зданий и их реконструкции (высшая должность — заместитель начальника одного из шести отделов в строительном управлении Лодзи) и закончилась в связи с болезнью в августе 1944 года.
После войны в ГДР
Болезнь и пребывание в Ойтине продолжались до 1946 года, когда бургомистр Ратенова социал-демократ Пауль Сциллат ( ), знавший его ещё с 1920-х годов по Фридрих-Эберт-Ринг, поручил Отто Хеслеру реконструкцию разрушенного войной города. Хеслер принял приглашение, не только сам переехал в Ратенов (город находился в советской зоне оккупации ), но и пригласил ближайшего соратника по работе в Целле Карла Фёлькера и работавшего у него в конце 1920-х выпускника Баухаус Германа Бунцеля. В августе 1946 года был готов план реконструкции города в духе нового строительства , где были широкие (29 м) многополосные дороги и дома отклонялись от строчной застройки только в районе церкви . Были разработаны и строились типовые сборные дома для потерявших жильё и переселенцев. В 1947 г. Хеслер основал здесь архитектурно-строительную фирму «Реконструкция» (Wiederaufbau GmbH Rathenow) и стал членом-корреспондентом Академии наук в Берлине в Институте гражданского строительства (Institut für Bauwesen), который тогда возглавлял Ганс Шарун , где разрабатывал типовые проекты для жилого строительства . В 1950—1951 в Ратенове на площади Юности был построен комплекс трёхэтажных домов на 133 квартиры, похожий на его поселения конца 1920-х годов . Квартиры в этих домах, имея все необходимые удобства, на то время были самыми дешёвыми в ГДР. В 1950 году ему вместе в Фёлькером была поручена реконструкция разрушенного в войну берлинского Арсенала с преобразованием его в Музей немецкой истории. Начиная с 1947 года, сперва в Институте гражданского строительства, а затем, с 1952 года в Немецкой строительной академии (действительным членом которой Хеслер стал в 1951 году) вместе с Фёлькером разрабатывал технологию жилищного строительства из двухслойных ребристых железобетонных плит, которая давала гибкость в архитектурных решениях и снижение стоимости домов . В 1950 году Институт гражданского строительства персональной выставкой торжественно отметил его 70-летие .
Сразу после войны в советской зоне оккупации у Хеслера и других архитекторов были довольно широкие возможности для работы и творчества. Но ситуация менялась и поворотным пунктом стало образование в 1949 году Германской демократической республики . В 1950 году бургомистр Ратенова Пауль Сциллат, член ЦК объединённой ( коммунисты и социал-демократы ) СЕПГ , был обвинён во вредительстве , исключён из партии и затем арестован . В том же году немецким архитекторам была устроена полуторамесячная экскурсия на строящиеся объекты в городах СССР ( Москва , Киев , Ленинград и Сталинград ), следствием которой стало принятие правительством ГДР в июле 1950 года «16-ти принципов городского планирования» ( ), ставших началом короткого периода немецкой архитектуры в стиле сталинский ампир , который немцы назвали Zuckerbäckerstil ( кондитерский стиль ). В 1951 году частные архитектурные фирмы были распущены и объединены в центральные проектные компании. В связи с изменениями в градостроительстве и оттого, что разработанный Хеслером, Фёлькером и Бунцелем план Ратенова им не соответствовал, в 1952 году Министерство реконструкции разработало другой генеральный план города, по которому он строился в дальнейшем. В том же году реконструкция берлинского Арсенала была передана государственной компании VEB (Z) Projektierung Berlin, а по проекту Хеслера и Фёлькера были реализованы лишь интерьеры кинозала, северного зала и библиотеки . В 1953 году Немецкой строительной академией была прекращена исследовательская работа по строительству из ребристых железобетонных плит — причиной было названо чрезмерное разнообразие типов конструкций и несовместимость с серийным производством, хотя суть была в том, что такие здания путём украшений невозможно было превратить в «монументальные» или «исторические», как требовали изменившиеся условия. Поэтому Хеслер в 1953 году уехал из Берлина в Вильгельмсхорст ( Потсдам ), где продолжил исследования на строительстве своего дома, и на этом строительстве он простудился, заболел пневмонией и умер 2 августа 1962 года в возрасте 82 лет .
Память
В Целле , Касселе и Ойтине именем Отто Хеслера названы улицы. В 2001 году в Целле был открыт музей Отто Хеслера , посвящённый творчеству архитектора и быту Германии 1930—1950-х годов.
Примечания
- ↑ от 10 июля 2019 на Wayback Machine otto haesler initiative
- ↑ от 20 августа 2019 на Wayback Machine otto haesler initiative
- Erwin Gutkind, Neues Bauen. Grundlagen zur praktischen Siedlungstätigkeit, Verlag der Bauwelt, Berlin 1919.
- ↑ Fries Heinrich. Organisation eines Baugedankens // Die Form. — 1927. — № 7 . — С. 193—201 .
- Фремптон Кеннет. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития/ Пер. с англ. Е. А. Дубченко; Под ред. В. Л. Хайта. — М. : Стройиздат, 1990. — 535 с.
- Digitale Landesbibliothek Berlin
- от 7 августа 2019 на Wayback Machine Neue Zürcher Zeitung 30.09.2005
- Modern architecture: international exhibition, New York, Feb. 10 to March 23, 1932, Museum of Modern Art
- от 2 апреля 2015 на Wayback Machine Landluft Celle — Der Blog zum gleichnamigen Magazin
- ↑ от 3 января 2022 на Wayback Machine Universitätsbibliothek Weimar
- ↑ от 3 января 2022 на Wayback Machine Märkische Allgemeine Zeitung, 22.03.2019
- от 13 августа 2019 на Wayback Machine Stadtmuseum Brandenburg
- от 12 августа 2019 на Wayback Machine Bundeszentrale für politische Bildung
- от 12 августа 2019 на Wayback Machine Landesdenkmalamt Berlin
- 2021-06-21
- 2