Interested Article - Кацев, Самоэль Ильич

Самоэ́ль Ильи́ч Ка́цев ( 26 сентября 1945 21 апреля 2003 ) — советский и российский фотограф кино, штатный художник-фотограф киностудии « Ленфильм ». Единственный фотограф, упомянутый в киноэнциклопедии « Сеанса » .

Биография

Родился в семье военного строителя, инженер-капитана Ильи Самойловича Кацева (1910—?), уроженца Полоцка , и Анны Барановой, выпускницы экономического техникума. Через четыре года отца перевели в Ленинград. Когда Элику было около пятнадцати лет, ему и его брату Владимиру (родился в 1948 году) купили фотоаппараты « Смена ». Занятия фотографией приводят Элика в 1961 году в Ленинградское техническое училище № 20, где через два года получены квалификация «фотограф» и аттестат за 10-й класс в Школе рабочей молодежи .

С апреля 1963 года Кацев работал и стажировался в фотоателье напротив метро « Автово » у мастера А. М. Бама, приятеля родителей . В октябре 1964 года Самоэль Кацев был призван в армию, служил в особой стрелковой роте сопровождения воинских грузов. Через полтора года у него обнаружили неполное сгибание левой руки и комиссовали .

Кацев работал фотографом в научно-исследовательском институте, но ушёл оттуда из-за бесперспективности. После этого, 7 сентября 1967 года он с большим трудом устроился на « Ленфильм », где начал карьеру такелажником. Через год перевёлся в цех съёмочной техники и трудился дольщиком, а затем — ассистентом кинооператора . При этом Кацев постоянно фотографировал, в результате чего корифеи ленфильмовской операторской школы Дмитрий Долинин и Юрий Векслер обратили на него внимание.

В 1977 году Векслер взял Самоэля фотографом на фильм « Женитьба » Виталия Мельникова . Кацев перешёл в штат фотоцеха «Ленфильма», где служил в должности художника-фотографа пятнадцать лет .

Его приглашали в свою киногруппу такие режиссёры, как Надежда Кошеверова , Динара Асанова , Виктор Титов , Евгений Татарский , Виталий Мельников , Игорь Масленников , Александр Сокуров , Юрий Мамин и другие .

Кацев запечатлел в ролях и в жизни многих актёров советского кино — Леонида Оболенского , Николая Симонова , Иннокентия Смоктуновского , Владимира Высоцкого , Олега Янковского , Рину Зелёную , Зиновия Гердта , Юозаса Будрайтиса , Алексея Петренко , Олега Борисова , Евгения Леонова , Баадура Цуладзе , Олега Даля , Ролана Быкова , Александра Демьяненко , Виталия Соломина , Наталью Гундареву , Василия Ливанова , Светлану Крючкову , Нину Русланову и десятки иных .

Для фильмов, в которых Кацев работал, он снимал фотопробы, игровые и рекламные фотографии. Кроме работы в рамках должностных обязанностей, Кацев снимал корифеев «Ленфильма» и других студий. Это сценаристы, писатели и поэты Даниил Гранин , Михаил Дудин , Андрей Вознесенский , Александр Володин , Булат Окуджава , Юрий Клепиков , режиссёры Иосиф Хейфиц , Кира Муратова , Владимир Венгеров , Илья Авербах , Савва Кулиш , Соломон Шустер , Рустам Хамдамов , операторы Юрий Векслер , Валерий Федосов , Дмитрий Долинин , художники Игорь Вускович , Наталья Васильева, Исаак Каплан и Белла Маневич, Ольга Калягина и сотни других представителей отечественного кинематографа. В 1990-е годы он снимает Жанну Моро и Марину Влади .

Самоэль много лет сотрудничал с известным фотографом Леонидом Богдановым , в мастерской которого с середины 1970-х годов проявляет цветные слайды .

Как фотограф, Кацев сотрудничал с журналами «Искусство кино», «Советский фильм», «Советский экран», «Сеанс», «Киносценарии». В 1990 году фотоцех «Ленфильма» был преобразован в кооператив, чему Кацев активно противостоял, но безрезультатно. Через некоторое время фотослужба на студии была ликвидирована .

В 1996 году Кацев окончательно ушёл из кино. Несколько лет он работал в обычной лаборатории по проявке и печати «Кодак-экспресс», затем уволился по состоянию здоровья.

Умер 21 апреля 2003 года в Санкт-Петербурге . Похоронен на Ковалёвском кладбище .

Архив Самоэля Кацева (авторские отпечатки, негативы, слайды) передан его женой Тамарой Сеферян в дар Государственному музейно-выставочному центру «Росфото» в Санкт-Петербурге . Однако, по разным причинам, многие работы были утрачены ещё при жизни фотографа.

Личная жизнь

В 1968 году Самоэль женился, а в 1971 году у них с Еленой родилась дочь Ирина. Но из-за постоянных киноэкспедиций семью сохранить не удалось и супруги расстались.

В 1982 году на съёмках фильма Динары Асановой « Пацаны » в Приозерске Кацев познакомился с художником по костюмам Тамарой Сеферян, и они начали жить вместе. В 1985 году родился сын Манас, спустя два года — Яков.

Известные выставки

При жизни
  • 1972 — Ленинградский Дом кино.
  • 1978 — Ленинградский Дом кино (вместе с Юрием Труниловым).
  • 1985 — Всесоюзная выставка в Москве в честь 40-летия Победы.
После смерти
  • 2018 — Государственный музейно-выставочный центр «Росфото» (Санкт-Петербург) «Самоэль Кацев. Настоящий „Ленфильм“» .
  • 2018 — «Самоэль Кацев. Настоящий „Ленфильм“». Выставка в рамках кинофестиваля «Окно в Европу». Библиотека Алвара Аалто, Выборг .
  • 2018 — «Самоэль Кацев. Настоящий „Ленфильм“». Выставка в рамках Недели российского кино в Лондоне .

Фильмография

Ассистент оператора

  • 1972 «Гроссмейстер» Сергея Микаэляна
  • 1974—1975 «Премия» Сергея Микаэляна
  • 1976 «День Победы» (в прокате «Вдовы») Сергея Микаэляна
  • 1976 «Сюрприз» (возможно, короткометражка «Сюрприз табачного короля» Юрия Чечельницкого)
  • 1976 «Поющий город» (в прокате — «Город. Осень. Ритм») Вадима Гаузнера

Фотограф

(Знаком зелёная ✓ Y помечены фильмы, в которых он был штатным художником-фотографом.)

  • 1967 «Интервенция» Геннадия Полоки
  • 1968 «Живой труп» Владимира Венгерова
  • 1969 «Это именно я» Леонида Макарычева
  • 1970 «Африканыч» Михаила Ершова
  • 1970 «Гойя, или тяжкий путь познания» Конрада Вольфа
  • 1970 «Салют, Мария!» Иосифа Хейфица
  • 1970 «Счастье Анны» Юрия Рогова
  • 1971 «Вдохновение» Валдура Химбека
  • 1971 «Маленькие трагедии» Леонида Пчелкина
  • 1972 «Круг» Герберта Раппапорта
  • 1973 «А вы любили когда-нибудь?» Игоря Усова
  • 1974—1977 «Блокада» Михаила Ершова
  • 1975 «Полковник в отставке» Игоря Шешукова
  • 1976 «У тебя есть я» Сергея Потепалова
  • 1977 «Женитьба» Виталия Мельникова зелёная ✓ Y
  • 1978 «Комедия ошибок» Вадима Гаузнера зелёная ✓ Y
  • 1978 «Ярославна, королева Франции» Игоря Масленникова зелёная ✓ Y
  • 1979 «Соловей» Надежды Кошеверовой зелёная ✓ Y
  • 1979 «Отпуск в сентябре» Виталия Мельникова зелёная ✓ Y
  • 1980 «Я — актриса» Виктора Соколова
  • 1980 «Ты должен жить» Владимира Чумака зелёная ✓ Y
  • 1981 «Под одним небом» Искандера Хамраева зелёная ✓ Y
  • 1981 «Куда исчез Фоменко?» Вадима Гаузнера зелёная ✓ Y
  • 1981 «Людмила» Сергея Данилина (первый вариант) зелёная ✓ Y
  • 1982 «Пиковая дама» Игоря Масленникова
  • 1982 «Анюта» Александра Белинского
  • 1982 «Таможня» Александра Муратова зелёная ✓ Y
  • 1982 «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры» Игоря Масленникова
  • 1982 «На берегах пленительных Невы…» Ильи Авербаха
  • 1983 «Пацаны» Динары Асановой зелёная ✓ Y
  • 1983 «Уникум» Виталия Мельникова зелёная ✓ Y
  • 1984 «Перикола» Александра Белинского
  • 1984 «Фуэте» Наталии Трощенко (неосуществлённый) зелёная ✓ Y
  • 1984 «Зимняя вишня» Игоря Масленникова зелёная ✓ Y
  • 1985—1988 «Жизнь Клима Самгина» Виктора Титова зелёная ✓ Y
  • 1986 «Джек Восьмеркин — „американец“» Евгения Татарского
  • 1986 «Сентиментальное путешествие на картошку» Дмитрия Долинина зелёная ✓ Y
  • 1987 «Чаплиниана» Александра Белинского
  • 1988 «Фонтан» Юрия Мамина зелёная ✓ Y
  • 1989 «Анна Карамазофф» Рустама Хамдамова
  • 1989 «Ад, или Досье на самого себя» Геннадия Беглова
  • 1989 «Спаси и сохрани» Александра Сокурова зелёная ✓ Y
  • 1989 «Постскриптум» Петра Солдатенкова
  • 1990 «Зимняя вишня-2» Игоря Масленникова зелёная ✓ Y
  • 1991 «Циники» Дмитрия Месхиева зелёная ✓ Y
  • 1991 «Австрийское поле» Андрея Черных зелёная ✓ Y
  • 1992 «Лестница света» («Миша») Джерарда Майкла Маккарти
  • 1993 «Сотворение Адама» Юрия Павлова зелёная ✓ Y
  • 1993 «Джонатан — друг медведей» Энцо Дж. Кастеллари
  • 1993 «Провинциальный бенефис» Александра Белинского
  • 1993 «Ты у меня одна» Дмитрия Астрахана
  • 1993 «Ангелы в раю» Евгения Лунгина зелёная ✓ Y
  • 1994 «Секрет виноделия» Андрея Черных зелёная ✓ Y
  • 1994 «Трое. Любовная история XX века» Юлия Карасика (в прокате — «Дни ненастья») зелёная ✓ Y

Отзывы

Элик, дорогой! Вы «пролили» свет на это совсем не ясное и во многом ещё не постигнутое… Спасибо. Всего Вам доброго.

Среди фотомастеров Элик был лучшим. Что такое фотограф в киногруппе? Это ещё одна пара очень нужных и очень внимательных глаз, с помощью которых создаётся образ будущей картины. Он — правая рука и режиссёра, и оператора, потому что он „свой“ как профессионал. Но он и первый, кто смотрит кино со стороны зрителя. И его взгляд — подсказка, каким будет конечный результат. /…/ Когда убеждаешься, что твои герои на отпечатанных фото такие, какими хочешь их видеть, значит, все идёт нормально. И будет кино! Спасибо Элику за его взгляд…

Фильмы многие постареют, забудутся, а фотографии Кацева, конечно, останутся. По ним мы будем судить, что представлял собой советский кинематограф ленинградского разлива, что ли, ленинградского посола. /…/ По его работам видно профессионала, мастера высокого уровня. /…/ Из огромного ленфильмовского коллектива — более трёх тысяч человек — я уже многих не помню, а его помню. Многие, даже известные режиссёры, сокрушавшие советский экран своим дарованием, — мелькнули, ушли. А вот он помнится. Значит, хороший человек был. Хороший.

Ощущение утраченного рая я испытал, когда побывал на прекрасной выставке, которая организована в РОСФОТО. Выставка вернула ощущение студии как живого организма. Где были прекрасные люди, которых мы не ценили. Не ценили. Я студентам рассказывал какие-то анекдоты про них. А эта выставка впервые показала, какие это благородные лица, красивые изнутри благородные люди. И страшно, что этого нет. /…/ Кино — искусство визуальное. Конечно, Кацеву надо было самому кино снимать. Человек, который понимает лица… Если глаза пустые — то фильма нет. И вот Кацев умёл поймать живой взгляд…

Примечания

  1. Сборник. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кинословарь. Том II / Концепция и составление Л.Аркус. — Санкт-Петербург: Сеанс, 2001. — С. 38. — 536 с. — ISBN 5-901586-02-6 .
  2. . Дата обращения: 5 июля 2021. 9 июля 2021 года.
  3. Самоэль Кацев. Настоящий «Ленфильм». Фотографии 1967—1993. // Издание к выставке РОСФОТО. Автор статей и примечаний, составитель каталога Ольга Шервуд. Санкт-Петербург, 2018. Стр. 193. ISBN 978-5-91238-031-0
  4. Дмитрий Долинин. Портреты, портреты... (рус.) // Газета "Кадр" киностудии "Ленфильм" : газета. — 1982. — 21 июля ( № 12 (1257) ). — С. 4 .
  5. Виталий Мельников. Жизнь. Кино. — Отдельное издание. — Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2011. — С. вкладка с фотографиями. — 416 с. — ISBN 978-5-9775-0669-4 .
  6. Динара Асанова. У меня нет времени говорить неправду / Составитель Ф.Гукасян. — Искусство, 1989. — 392 с. — ISBN 5-210-00444-9 .
  7. Сборник. Сокуров. Части речи. — Книга 2. — Санкт-Петербург: Сеанс, 2006. — С. 127, 130, 132, 135, 588. — 588 с. — ISBN 5-901586-10-7 .
  8. Сборник. The Cinema of Alexander Sokurov / Edited by Birgit Beumers and Nancy Condee. — London, New York: I.B.TAURIS, 2011. — С. 115. — 262 с. — ISBN 978 1 84885 343 0 . — ISBN 978 1 84885 343 7 .
  9. Комплекты фотографий С.Кацева к фильмам хранятся на киностудии «Ленфильм».
  10. . Lenta.ru (12 мая 2018). Дата обращения: 21 ноября 2018. 13 мая 2018 года.
  11. Ю.Клепиков. Пацаны. — Авторский сборник. — Искусство, 1988. — 465 с.
  12. . Дата обращения: 4 ноября 2018. 31 октября 2018 года.
  13. Самоэль Кацев. Настоящий «Ленфильм». Фотографии 1967—1993. // Издание к выставке РОСФОТО. Автор статей и примечаний, составитель каталога Ольга Шервуд. Санкт-Петербург, 2018. Стр. 196. ISBN 978-5-91238-031-0
  14. Вадим Михайлов. . Санкт-Петербургские ведомости (26 апреля 2018). Дата обращения: 21 ноября 2018. 26 апреля 2018 года.
  15. Валерия Олюнина. . (2 апреля 2018). Дата обращения: 21 ноября 2018.
  16. . rosphoto.org. Дата обращения: 21 ноября 2018. 11 ноября 2018 года.
  17. Марина Александрова. (12 августа 2018). Дата обращения: 21 ноября 2018. 13 августа 2018 года.
  18. . ТАСС (22 октября 2018). Дата обращения: 21 ноября 2018. 22 октября 2018 года.
  19. . Дата обращения: 4 ноября 2018. 15 июня 2021 года.
  20. . Дата обращения: 4 ноября 2018. 30 октября 2018 года.
  21. Дата обращения: 4 ноября 2018. 20 октября 2018 года.

Источники

  • Ольга Шервуд. Без слов (о выставке С. Кацева и Ю. Трунилова) // « Вечерний Ленинград », 28 февраля 1987 года.
  • Ольга Шервуд. Время по Кацеву // « Советский экран », № 12, 1989.
  • Анна Всемирнова. «Обижать не следует Время…» // « Санкт-Петербургские ведомости », 11 июня 1994 года.
  • Маэстро. Представление С. Кацева, его фотографии и стихотворение «Осень. Жёлтый от лампы вечер…» // «Кадр», № 17-18, 1992.
  • Самоэль Кацев. Настоящий «Ленфильм». Фотографии 1967—1993 // Издание к выставке РОСФОТО. Автор статей и примечаний, составитель каталога Ольга Шервуд. Санкт-Петербург, 2018. ISBN 978-5-91238-031-0
  • // Радио России. Ветер в окно. 29.06.2018.
  • Ольга Шервуд. от 11 августа 2020 на Wayback Machine // «Экран и сцена» № 17 (1138). Сентябрь, 2018. Стр. 14-15

Литература

  • Энциклопедия «Новейшая история отечественного кино». 1986—2000. Кино и контекст. Т. II. СПб, «Сеанс», 2001 Том 2, стр. 38. ISBN 5-901586-02-6
  • Самоэль Кацев. Настоящий «Ленфильм». Фотографии 1967—1993. // Издание к выставке РОСФОТО. Автор статей и примечаний, составитель каталога Ольга Шервуд. Санкт-Петербург, 2018. Стр. 18. ISBN 978-5-91238-031-0
Источник —

Same as Кацев, Самоэль Ильич