Бразевич, Александр Вячеславович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алексе́й Вячесла́вович Бродо́вич ( англ. Alexey Brodovitch ; 1 мая 1898 , Оголичи , Минская губерния , Российская империя — 15 апреля 1971 , Ле-Тор , Франция ) — русский и американский дизайнер , фотограф , художник , преподаватель белорусского происхождения. Один из ранних мастеров графического дизайна , создатель прообраза современного глянцевого журнала о моде, инициатор некоторых направлений и школ в модной фотографии и рекламной графике . Создатель сети обучающих дизайнерских лабораторий «Design Laboratories» .
Родился 1 мая 1898 года в белорусской деревне Оголичи Минской губернии Мозырского уезда Российской империи .
Отец, Чеслав Бродович — врач-психиатр; мать (урождённая Соловьёва, дочь хозяина ) была художником-любителем; брат — Николай. Во время русско-японской войны семья переехала в Москву .
В 1914—1915 годах учился в Тенишевском училище в Санкт-Петербурге , откуда дважды сбегал на фронт и дважды был пойман и возвращён в училище. В 1917 году окончил Пажеский корпус в Санкт-Петербурге и был направлен в действующую армию, в Ахтырский 12-й гусарский полк генерала Дениса Давыдова . Получив звание капитана , вступил в Добровольческую армию . Затем был тяжело ранен в Одессе в боях против большевиков и госпитализирован в больницу Кисловодска , где встретил свою будущую жену Нину .
В 1918 году Кисловодск был окружён большевиками, и Алексей Бродович вместе с женой отправился в Новороссийск , а затем в Константинополь .
В 1920 году Бродович с семьёй эмигрировал во Францию . Они поселились в Париже , в районе Монпарнас .
Свой творческий путь Алексей Бродович начал декоратором в антрепризе Сергея Дягилева в Париже , участвовал в создании афиш и декораций для « Русского балета Дягилева », фотографировал артистов балета за кулисами во время репетиций и примерок .
Первый успех в области дизайна молодому художнику из России Алексею Бродовичу принёс конкурс плакатов для благотворительного бала: он стал победителем, оттеснив на второе место Пабло Пикассо .
В 1925 году Бродовичу снова сопутствовал успех: на парижской Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности он получил сразу пять медалей.
В 1926—1927 годах художник работает в дизайн-студии известного теоретика типографики , где разрабатывает в стиле Эль Лисицкого рекламу вермута «Мартини» [ источник не указан 298 дней ] . Бродовича привлекают возможности фотографии и монтажа, он чутко воспринимает современные веяния в искусстве, свободно пользуется художественными методами нового искусства . Несмотря на свои монархические взгляды, он использует приемы советского конструктивизма . Вскоре он получает место арт-директора в студии «Athélia» («Ателиа»), подразделении дизайнеров одного из старейших парижских универмагов — « », и на этой должности занимается визуальной поддержкой бренда бутиков «Madelios».
По своему обыкновению, Бродович совмещает постоянную работу со сторонними заказами, пока не создаёт собственное агентство — «L’Atelier A. B.». Тогда же проявляется интерес Бродовича к книжной графике. Художник экспериментирует в разных техниках гравюры и в 1928 году проводит совместно с А. Алексеевым выставку гравюр в парижской . Для издательского дома Ж. Шифрина «Плеяда» Бродович иллюстрирует «Повести» («Nouvelles») А. С. Пушкина (1928), «Фантастические истории» («Contes fantastiques») Ф. М. Достоевского (1929) и «Месье Бугрело» («Monsieur de Bougrelon») Ж. Лоррена (1928). Кроме того, для лондонского издательства « » он оформляет «Краткую историю Московии» («A Brief History of Moscovia and of other Less-known Countries Lying Eastward of Russia as far as Cathay») Дж. Мильтона (1929). Все иллюстрации выполнены в технике ксилографии , которой художник был в то время увлечён.
В начале 1930-х годов Бродович с семьёй переезжает в Филадельфию ( США ), где возглавляет отдел рекламы в . Здесь же он начинает преподавать дизайн и фотографию .
С 1934 по 1958 годы работал в Нью-Йорке арт-директором модного журнала « Harper’s Bazaar ». В начале 1930-х годов художник реформировал принципы печатной графики, адаптировав радикальные формы Новой типографики Яна Чихольда для коммерческого дизайна . В своих графических макетах он совместил на журнальной полосе изображение и текст. По его приглашению с журналом сотрудничали его друзья: Сальвадор Дали , Марк Шагал , Рауль Дюфи , Хоан Миро , Жан Кокто , мастер плаката и дизайнер шрифтов Адольф Кассандр , фотограф Ман Рэй .
Алексей Бродович — один из создателей современного графического дизайна . Фактически, он создал модель современного глянцевого журнала о моде . Его считают инициатором некоторых направлений и школ в модной фотографии и рекламной графике. Он был учителем таких известных фотографов, как Ирвин Пенн и Ричард Аведон .
Бродович создал сеть дизайнерских лабораторий « » — настоящую школу, через которую прошли многие американские дизайнеры и фотографы .
В 1966 году Бродович упал и сломал бедро. До конца не вылечившись, в 1967 году вернулся во Францию вместе сыном Никитой, поближе к родственникам. Два года спустя переехал в городок Ле-Тор во французском департаменте Воклюз , где и скончался 15 апреля 1971 года в возрасте семидесяти трёх лет.