Мейстер, Александр Карлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Александр Карлович Бýлла ( 1881 — между 1942 и 1944 ) — российский и советский фотограф, мастер фоторепортажа .
Родился в Петербурге в 1881 году. По происхождению немец. Его отец — купец-предприниматель и выдающийся российский фотограф-репортажник Карл Карлович Булла , известный фотографиями Императорского двора и города Санкт-Петербурга. Мать — Розалия Булла (урожд. Глинска); умерла от тяжёлой болезни, после чего Карл вновь женился. Брат Александра Виктор Булла — известный российский и советский фотограф и кинооператор ; расстрелян в 1938-м.
О юных годах Александра Буллы сведений почти нет. Известно, что искусству фотографии его сначала учил отец, затем Александр отправился в Германию, где получил специальное образование в этой области. В 1909-м, изучив фотографическое дело, вернулся в Петербург и вместе с отцом и младшим братом Виктором начал работать в фотоателье отца, располагавшемся под вывеской «К. К. Булла» по адресу: Невский проспект, д. 54 (после революционных переименований — проспект 25 Октября, д. 54). Также совместно с братом организовал товарищество «Аполлон», где они занимались производством документальных фильмов. В 1912 году появились первые фотографии Буллы в журнале « Солнце России ». В 1914—1915 годах Александр был фронтовым корреспондентом Первой мировой от этого журнала. Согласно некоторым сведениям, за самоотверженную работу в боевых условиях он был награждён Георгиевским крестом .
В 1916-м, после эмиграции отца, он на пару с братом стал совладельцем фотоателье, над которым теперь висела вывеска «Братья Булла». Позднее оно было национализировано и переименовано в «фотографию Ленсовета».
В 1917-м Булла снимал события Февральской революции . После большевистского переворота стал сотрудничать с новой властью. Был членом правления Ленинградского общества деятелей художественной и технической фотографии. С 1918-го начал публиковать свои фоторепортажи в журнале «Пламя», а вскоре его работы появились и на страницах таких журналов, как «Петроград» (позже переименован в « Ленинград »), «Красная панорама», а также в московском «Эхе».
В 1928 году Булла был арестован по обвинению в подделке документов и приговорён к заключению в исправительно-трудовом лагере . Наказание отбывал на Соловках . По воспоминаниям Дмитрия Лихачёва , там он, возможно, работал сторожем Мехзавода . Затем Булла был переведён в Белбалтлаг , где трудился фотографом на строительстве Беломорско-Балтийского канала . Предположительно в это время его освободили, но он, тем не менее, остался на стройке. Позже был переведён на строительство канала Москва — Волга , где работал фотографом от фотослужбы Москваволгостроя ( Дмитровлага ). Здесь ему разрешили публиковать снимки под своим именем во всех изданиях этой организации.
По завершении строительства уехал в Москву, где жила его дочь Марианна. По существующим сведениям, здоровье его к этому времени было сильно подорвано. Скончался Александр Булла приблизительно между 1942 и 1944 годами.
В творческом наследии братьев Александра и Виктора довольно сложно идентифицировать принадлежность той или иной работы кому-то одному из них. Сделать это могут лишь изданные открытки с указанием авторства. Известны фотографии Александра Буллы с Ясной Поляны , где он был вместе с отцом, с авиационной недели в Санкт-Петербурге, серии его фотографий Петербургского зоопарка , видов города, которые были выпущены издательством Куффельда .
Александр Булла снимал открытие памятников, сцены из спектаклей петербургских театров. Большое внимание он уделял портретной фотографии, запечатлев многих деятелей искусства своего времени, в том числе Ф. И. Шаляпина , Е. Е. Лансере , Ф. К. Сологуба , А. П. Павлову и др. Вместе с братом Виктором Александр занимался и киноискусством. За два года их сотрудничества в товариществе «Аполлон» было произведено около сорока документальных фильмов, в том числе на спортивную тему.
Важным в творчестве Александра Буллы является то, что он фиксировал на фотоплёнке значительные для России исторические события, как то Первая мировая война, Февральская революция или стройки первых пятилеток . Его работы повествуют о сложности и неоднозначности эпохи, в которую он жил и творил, и сохраняют для нас ценные документальные свидетельства нашей истории.
Был женат. Дочь — Марианна Булла, проживала в Москве.